Бакалавриат
2020/2021
Типология грамматических отношений
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Стенин Иван Андреевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящён типологии грамматических отношений и объединяет достижения сразу нескольких классических областей морфосинтаксической типологии последних десятилетий. Среди них типология стратегий кодирования ядерных актантов и актантов дитранзитивных конструкций (alignment typology), типология эргативности, типология подлежащего и подлежащности, типология актантно-значимых преобразований. Особое внимание планируется уделить «расщеплению» стратегий, иерархическим системам и инверсивному маркированию, а также диахронической эволюции различных стратегий. Кроме того, будут рассмотрены некоторые целостные авторские концепции, в частности, реляционная типология А. Е. Кибрика.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с проблематикой типологии грамматических отношений
- Ознакомление студентов с историей становления типологии грамматических отношений и некоторыми конкретными концепциями
- Формирование у студентов навыков анализа грамматических отношений в языке L на основании заданных критериев
- Получение представления о взаимосвязи таких разделов грамматики и лингвистической типологии, как alignment, синтаксический приоритет, залоговые преобразования, личные иерархии и др.
Планируемые результаты обучения
- Студенты имеют представления об основных проблемах изучения типологии грамматических отношений
- Студенты ориентируются в основных критериях, к которым привязаны грамматические отношения
- Студенты знают основные типы кодирования ядерных актантов и актантов дитранзитивных конструкций
- Студенты ориентируются в типах «расщепления» основных стратегий
- Студенты имеют представление о проблематичности традиционных понятий подлежащего, прямого и непрямого дополнений и др.
- Студенты знают примеры инверсивных систем, имеют представление о понятии обвиации и пр.
- Студенты понимают роль различных актантно-значимых преобразований в создании «производных» синтаксических ролей
- Студенты имеют представление об истории становления и развития типология грамматических отношений и о наиболее значимых авторских концепциях
Содержание учебной дисциплины
- ВведениеПонятие грамматических / синтаксических отношений. Проблематичность понятия. Эквивалентные русскоязычные и англоязычные термины. Основные кодирующие средства и синтаксические тесты. Привязка к критерию / конструкции. Что имеет отношение к типологии грамматических отношений?
- Typology of alignmentОсновные стратегии кодирования ядерных актантов. Распределение типов в отношении базовых кодирующих средств. Паттерны «выравнивания» и паттерны маркирования. Дистрибуция и частотность типов. Разные эргативности. «Расщепления» стратегий. Основные типы «расщепления». Split intransitivity vs. fluid intransitivity. «Полные» vs. «неполные» типы. Дитранзитивные конструкции и стратегии кодирования актантов дитранзитивных конструкций. Стратегии маркирования и синтаксический приоритет.
- Подлежащее, прямое и непрямое дополнение и другие традиционные понятияПодлежащее и подлежащные свойства. Подходы к определению подлежащего. Прямое дополнение, непрямое дополнение. Свойства синтаксического приоритета. Проблематичность традиционных понятий. Неуниверсальность синтаксических отношений. Двойное маркирование объектов и пр.
- Личные иерархии и иерархические системыРоль личных иерархий в вершинном маркировании. Hierarchical alignment. Direct vs. inverse. Инверсив. Проксиматив vs. обвиатив.
- Актантно-значимые преобразованияПассивизация, антипассивизация, каузативизация, аппликативизация и другие актантно-значимые преобразования.
- История развития типологии грамматических отношенийИсследования 1970–1990-х гг. и исследования последних лет. Концепции и работы Р. Диксона, А. Е. Кибрика, И. Ш. Козинского и др. Подходы Б. Бикеля и А. Вицлак-Макаревич и др.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Доклад по статье + 0.2 * Контрольная работа 1 + 0.2 * Контрольная работа 2 + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Witzlack-Makarevich, A., & Bickel, B. (2019). Argument Selectors : A New Perspective on Grammatical Relations. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2029881
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jessica Coon, Diane Massam, & Lisa deMena Travis. (2017). The Oxford Handbook of Ergativity. OUP Oxford.
- составитель А. Е. Кибрик - Лидия Тимошенко. Реальность других измерений. Дневники. Письма. Воспоминания - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2004 - 272с. - ISBN: 5-89826-171-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77078