• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Современная психология мотивации

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Современная психология мотивации» представляет собой базовый блок программы «Позитивная психология», который знакомит студентов (магистров) с основами мотивации, ее структурой и составляющими, а также наиболее существенными современными теориями, описывающими механизмы ее функционирования, развития и поддержки. Содержание курса представляет новый оригинальный подход, который отражает современное состояние этой динамично развивающейся области позитивной психологии. Его особенностью является соединение в единой объяснительной рамке широкого спектра мотивационных процессов и процессов саморегуляции – от амотивации, выученной беспомощности, внешних типов мотивации до внутренней мотивации, целей, настойчивости и разного типа когнитивных составляющих и предикторов мотивации. Курс знакомит студентов с наиболее существенными зарубежными исследованиями, мета-анализами, дискуссиями и практическим смыслом рассматриваемых теорий (в учебной и трудовой деятельности). В рамках курса мотивация рассматривается как единое системное образование, обеспечивающее побуждение, направленность и регуляцию поведения, направленного на достижение успешного результата в деятельности. Курс предполагает активное обсуждение тем, связанных со стимулированием человеческой мотивации и деятельности, знакомит с трудностями, с которыми сталкиваются исследователи при изучении мотивационных процессов и путями их возможного преодоления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о системе мотивационных и волевых процессов человека, регулирующих выполнение продуктивной деятельности, а также о роли когнитивных составляющих в этом процессе.
  • Краткое ознакомление с историей развития представлений о мотивации деятельности, основными теориями, понятиями, направлениями исследований в этих областях.
  • Формирование навыков психологического анализа мотивационных факторов человеческой деятельности, понимания источников ее успешности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные теории, понятия, ключевые имена в современной психологии мотивации.
  • Уметь анализировать и сопоставлять теории мотивации, понимать логику их развития.
  • Знать основные исследования и эксперименты, лежащие в основе современных теорий мотивации, уметь их анализировать и сопоставлять результаты.
  • Уметь анализировать мотивационные составляющие человеческой деятельности, ситуации демотивации.
  • Уметь делать практические выводы из концепций и исследований.
  • Уметь анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствие.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психологию мотивации деятельности.
    1) Мотивация и эффективность/успешность деятельности. История исследования мотивации достижения. Основные теории мотивации XX века. Соотношение теорий мотивации и теорий личности. Понятия мотивация деятельности и мотивации достиженческой деятельности. 2) Методики диагностики мотивации достижения: тест Х. Хекхаузена, выделение мотивации достижения успеха и избегания неудачи. Современные методики диагностики мотивации достижения. 3) Прогресс исследований мотивации. 4) Структурные составляющие мотивации достижения. Структурно-процессуальная модель мотивации. 5) Феномен одаренности: его мотивационные составляющие.
  • Проблема амотивации. Феномен выученной беспомощности.
    1) Феномен выученной беспомощности, исследования беспомощности на собаках. 2) Теория выученной беспомощности (М. Селигман). 3) Формирование беспомощности в онтогенезе (роль родителей и среды в воспитании), в школе, на рабочем месте, в стране. Исследования беспомощности у дошкольников (К. Двек с кол.). 4) Практический смысл теории: ее применение в практике обучения и воспитания детей, демотивации на рабочем месте, политике.
  • Внутренняя и внешняя мотивация деятельности, типы и источники.
    1) Внутренняя мотивация, ее типы и характеристики. 2) Феномен потока, его составляющие и условия возникновения. Теория потока М. Чиксентмихайи. 3) Источники внутренней мотивации. Организмическая теория мотивации в рамках теории самодетерминации (Э. Диси, Р. Райан). Удовлетворенность базовых психологических потребностей как источник внутренней мотивации. Следствия фрустрации потребности в автономии и пути ее поддержки. 4) Теория самодетерминации об источниках внутренней мотивации. Эксперимент Э. Диси и его варианты. Спор когнитивистов и бихевиористов о негативном/позитивном влиянии материальных наград на мотивацию, настойчивость и креативность (Р. Айзенбергер, Дж. Камерон). Материальные награды и их влияние на мотивацию. Практический смысл теории: ее применение в практике вознаграждения детей и взрослых (на рабочем месте). 5) Типы и источники внешней мотиваций в теории самодетерминации. Континуум автономии, его диагностика в разных сферах деятельности. Автономная и контролируемая мотивация.
  • Базовые психологические потребности, их виды, роль в мотивации и благополучии.
    1) Теория самодетерминации о базовых психологических потребностях в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Связь базовых потребностей с благополучием. Эмпирическая поддержка теории. 2) Потребность в самоуважении и мотивация самоуважения как подтип автономной мотивации. 3) Универсальность базовых потребностей, кросс-культурные исследования. 4) Пути поддержания базовых потребностей дома, в школе, вузе, на рабочем месте. Типы внешней мотивации, континуум автономии. Опросники, диагностирующие внутреннюю и внешнюю мотивацию школьников, студентов, персонала. 5) Теория внутренних и внешних целей в рамках теории самодетерминации (Т. Кассер и Р. Райан). Исследования целей в рамках теории самодетерминации, цели и психологическое благополучие, кросс-культурные исследования. Теория самоконкордантных целей К. Шелдона.
  • Когнитивный подход в мотивации достижения.
    1) Проблема детерминированности человеческого поведения и начало исследований каузальных атрибуций в социальной психологии и психологии личности. 2) Концепция локуса контроля Дж. Роттера, ее достоинства и ограничения. 3) Атрибутивная теория мотивации достижения Б. Вайнера. Атрибуции усилий, способностей, удачи и их психологический смысл. 4) Параметры каузальных атрибуций, их связь с атрибутивными эмоциями и результатами деятельности. 5) Атрибутивный подход и его применение в практике обучения и воспитания детей и подростков. Тренинги благоприятных каузальных атрибуций.
  • Оптимистический атрибутивный стиль, подходы к его пониманию.
    1) Теория оптимистического атрибутивного стиля М. Селигмана и К. Петерсона. Переформулированная теория выученной беспомощности. 2) Параметры атрибутивного стиля. 3) Роль оптимизма в успешности деятельности (учебной и профессиональной), механизмы связи. 4) Кросс-культурные исследования оптимистического атрибутивного стиля (Г. Оттинген). Связь атрибутивного стиля с депрессией и благополучием.
  • Социокогнитивный подход к мотивации К. Двек.
    1) Теория имплицитных теорий интеллекта К. Двек. 2) Механизмы влияния имплицитных теорий интеллекта на эффективность деятельности: роль разных типов целей. 3) Лонгитюдное исследование Л. Блэквелл (Blackwell, Trzesniewski, Dweck, 2007), демонстрирующее каузальный характер имплицитных теорий интеллекта на академические достижения. Современные мета-анализы связи имплицитных теорий и успешности. 4) Похвала как фактор мотивации и демотивации. Эксперименты К. Двек с кол. о роли в мотивации и настойчивости разных типов похвалы. 5) Тренинги имплицитных (прибыльных) теорий в международной практике. Мета-анализы их эффективности. Критика и ограничения теории К. Двек, ее применимость к российским реалиям.
  • Теория самоэффективности А. Бандуры.
    1) Понятие самоэффективности и его связь с самооценкой, каузальными атрибуциями, Я-концепцией личности. 2) Деятельностный характер понятия самоэффективности. 3) Источники самоэффективности. Роль самоэффективности в настойчивости и успешности в разных сферах и типах деятельностей (учебной, профессиональной, спортивной). 4) Применение теории самоэффективности в практике (учеба, работа, терапия фобий). 5) Практический смысл рассмотренных теоретических подходов. Развитие эффективных стратегий целеполагания, саморегуляции и самоконтроля. Технологии коррекции, формирования и развития внутренней мотивации деятельности. Пути эффективной поддержки внутренней и продуктивных (автономных) типов внешней мотивации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная оценка по 10-ти балльной шкале определяется перед промежуточным или итоговым контролем.
  • неблокирующий Контрольный тест по теме «Теория самодетерминации»
    Тест из 12 закрытых и двух открытых вопросов по теме «Психология внутренней мотивации, внешней мотивации и амотивации» (темы 1-4)
  • неблокирующий Эссе 1 или участие в качестве игрока в Дебатах 1
    Эссе – творческая работа на 3-4 страницы, посвященная теме Дебатов (тема Дебатов выбирается студентами из предложенных лектором и семинаристом). Сдается за неделю до начала Дебатов.
  • неблокирующий Эссе 2 или участие в качестве игрока в Дебатах 2
    Эссе – творческая работа на 3-4 страницы, посвященная теме Дебатов (тема Дебатов выбирается студентами из предложенных лектором и семинаристом). Сдается за неделю до начала Дебатов.
  • неблокирующий Экзамен в устной форме по билетам
    Оценка экз. автомат = 0,4 (О аудит.) + 0,2 (О контр. работа) + 0,2 (О эссе 1/дебаты 1) + 0,2 (О эссе 2/дебаты 2) Условие проставления оценки автомат: Оценка экз. автомат ≥ 8
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольный тест по теме «Теория самодетерминации» + 0.4 * Экзамен в устной форме по билетам + 0.1 * Эссе 1 или участие в качестве игрока в Дебатах 1 + 0.1 * Эссе 2 или участие в качестве игрока в Дебатах 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология личности, Капрара, Дж., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Development of achievement motivation, , 2002
  • Dweck, C. S. (2006). Mindset : The New Psychology of Success (Vol. 1st ed). New York: Random House. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=737546
  • Гибкое сознание : новый взгляд на психологию развития взрослых и детей, Дуэк, К., 2017
  • Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач : опросник СТОУН, Гордеева, Т. О., 2009
  • Мотивация и деятельность : учеб. пособие для вузов, Хекхаузен, Х., 2003
  • Мотивация и личность, Маслоу, А., 2014
  • Поток : психология оптимального переживания, Чиксентмихайи, М., 2015
  • Психология мотивации достижения : учеб. пособие для вузов, Гордеева, Т. О., 2015
  • Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности: учеб.пособие для вузов, Леонтьев, Д. А., 2007
  • Теории личности, Хьелл, Л., 1999
  • Теория социального научения, Бандура, А., 2000