Бакалавриат
2020/2021
Фэшн-журналистика
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Гусарова Ксения Олеговна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса рассматривается актуальное состояние поля модной журналистики в контексте его исторической динамики, анализируется специфика различных сегментов современного журнального рынка, форматов и контента новых медиа. Акцент делается на роль журналистов в символическом производстве моды и определении дальнейших направлений ее развития в XXI веке, после объявленного многими комментаторами «конца моды». На примере конкретных публикаций рассматриваются стратегии описания и комментирования модных образов; методики выявления тенденций и прогнозирования их развития; а также проблематика сосуществования коммерческого аспекта фэшн-журналистики, возможности независимого творческого высказывания и социальной ответственности модного обозревателя. Последний элемент представляется особенно значимым в современной ситуации, когда ключевым словосочетанием в моде и не только становится устойчивое развитие. В центре внимания курса российский опыт последних десятилетий, рассматриваемый в глобальном контексте (в первую очередь в сравнении с англоязычными СМИ).
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с лучшими образцами русской и англоязычной модной журналистики последних лет.
- Понимание роли фэшн-журналиста в более широком поле моды.
- Понимание соотношения сегментов поля модной журналистики.
- Развитие проактивного мышления и собственных оригинальных стратегий письма о моде.
Планируемые результаты обучения
- Различает основные вехи истории модной журналистики.
- Создает текст пресс-релиза модной коллекции.
- Анализирует специфику целевой аудитории конкретного издания о моде, стратегии адресации к ней и их эффективность.
- Выявляет и оценивает возможности, заложенные в ситуации неопределенности.
Содержание учебной дисциплины
- Модная журналистика: история и современностьКонтекст формирования модных медиа в раннее Новое время. Социально-политическая, философская и эстетическая повестка первых модных журналов в Европе и России. Категория «вкуса», ее социальный смысл и историческая трансформация в модных журналах конца XVIII – первой половины XX века. Критика модных нововведений. Эволюция технологий тиражирования изображений и ее влияние на модную периодику. Феномен советской моды и ее освещение в прессе. Модная журналистика в постсоветской России: перезагрузка форматов. От печатных СМИ к онлайн-изданиям о моде: инновации и адаптация контента. Модные блоги 2000-х и 2010-х годов: новый взгляд на моду. Видеоблоги и мода.
- От образа к тексту: символическое производство моды.«Одежда-образ» и «одежда-описание» в семиологии Р.Барта. Барт о функциях текста по отношению к изображению: «закрепление» и «связывание» значений. Словарь моды (цвета, фасоны) и его историческая эволюция. Писатели о моде. Изобразительные каноны модной иллюстрации конца XVIII – первой половины XX века. Эволюция языка модной фотографии. Современная модная графика: специфика ниши. Образ и контекст: как возникает история (коллекция, фотосессия, фэшн-фильм). От образа к тренду: выявляем закономерности. Образ как «перевод».
- Модная журналистика как социальный феномен.Понятие «поля» в социологии П.Бурдье. Бурдье о поле журналистики и о поле моды. Специфика поля модной журналистики. Механизмы воспроизводства и обновления поля. От глянцевого журнала до модной колонки в ежедневной газете: сегменты рынка модной прессы и потребности различных аудиторий. Создавая читателя: знаковые нишевые модные журналы XX века, от Gazette du Bon Ton до Nova и Purple. Мода и «культура участия»: границы партиципации в современных модных СМИ. Звездные блоги: траектории успеха. Конструирование модных географий в фэшн-СМИ: глобальный и локальный уровни. Кейс-стади: Vogue Russia и Vogue India.
- Фэшн-журналистика в эпоху неопределенности.Больше, чем мода: фэшн-журналистика во времена кризисов и потрясений (на примере британского Vogue в годы Второй мировой войны). Социальная ответственность модной журналистики. Фэшн-журналистика и реклама: взаимопроникновение полей. Коммерческая ангажированность блогеров как этическая проблема. Аспекты концепции устойчивого развития (экологичность, этическое производство, инклюзивность) и их отражение в российской и международной фэшн-журналистике. Феминистская модная журналистика: подходы к определению. «Конец моды»: глобальные изменения в модной индустрии на рубеже XX – XXI веков и будущее фэшн-журналистики.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.4 * Письменные работы на семинаре + 0.3 * Презентация + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Одевая город: Париж, мода и медиа = Fashioning the City. Paris, Fashion and the Media: Монография / Рокамора А., Гусарова К. - М.:НЛО, 2017. - 224 с.: . - (Библиотека журнала 'Теория моды') ISBN 978-5-4448-0673-9
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bartlett, D. (2006). In Russia, At Last and Forever: The First Seven Years of Russian Vogue. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 10(1/2), 175–203. https://doi.org/10.2752/136270406778051094
- David, A. M. (2006). Vogue’s New World: American Fashionability and the Politics of Style. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 10(1/2), 13–38. https://doi.org/10.2752/136270406778051049
- Howard Cox, & Simon Mowatt. (2012). Vogue in Britain: Authenticity and the creation of competitive advantage in the UK magazine industry. Business History, (1), 67. https://doi.org/10.1080/00076791.2011.617209
- König, A. (2003). Glossy words: an analysis of fashion writing in British Vogue. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.50C320A9
- Kuipers, G., van der Laan, E., & Arfini, E. A. G. (2017). Gender models: changing representations and intersecting roles in Dutch and Italian fashion magazines, 1982–2011. Journal of Gender Studies, 26(6), 632–648. https://doi.org/10.1080/09589236.2016.1155435
- Lea-Greenwood, G. (2013). Fashion Marketing Communications. West Sussex: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=490577
- Moeran, B. (2006). Elegance and Substance Travel East: Vogue Nippon. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 10(1/2), 225–257. https://doi.org/10.2752/136270406778051012
- Moeran, B. (2010). The Portrayal of Beauty in Women’s Fashion Magazines. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 14(4), 491–510. https://doi.org/10.2752/175174110X12792058833933
- Rocamora, A. (2006). “Over to You”: Writing Readers in French Vogue. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 10(1/2), 153–174. https://doi.org/10.2752/136270406778051030
- Rocamora, A. (2017). Mediatization and Digital Media in the Field of Fashion. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 21(5), 505–522. https://doi.org/10.1080/1362704X.2016.1173349
- Vogue and the possibility of cosmopolitics: race, health and cosmopolitan engagement in the global beauty industry. (2014). Ethnic and Racial Studies, 37(12), 2158–2175. https://doi.org/10.1080/01419870.2014.934258