Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар «Механизмы университетской памяти»

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ильина Кира Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар “ Механизмы университетской памяти ”» посвящена изучению особенностей памяти университетской корпорации России XIX – XX веков. В центре внимания курса – проблема формирования и развития памяти об университетах (корпоративной и индивидуальной, локальной и разделенной). В ходе курса участники семинара познакомятся с современными направлениями университетских исследований, освоят основные понятия и подходы к изучению университетской истории, получат знания о важнейших источниках по истории университетской памяти и особенностях работы с ними, научиться проводить структурированные интервью и анализировать их. Занятия проходят в форме дискуссий, представления и обсуждения созданных студентами презентаций, совместного анализа исторических источников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать навыки академической работы и научной деятельности.
  • Выработать навыки поиска, конспектирования и анализа научной литературы.
  • Получить знания о важнейших источниках по истории университета и особенностях работы с ними
  • Получить представление о специфике истории университетов и университетской культуры как предмета исследования
  • Приобрести навыков презентации результатов научного исследования
  • Сформировать базовые навыки работы с источниками по устной истории: проведение и расшифровка структурированных интервью и составление к ним аналитической записки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные методы и способы изучения истории университетов и центральные направления в историографии предмета.
  • Освоить базовые методы анализа исторических источников
  • Обрести базовые навыки сбора и анализа научной литературы по поставленной проблеме
  • Овладеть навыками создания научных текстов.
  • Уметь представлять результаты собственного исследования в устной и письменной форме
  • Научиться готовить структурированные интервью и анализировать их
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Специфика университетской культуры
    Организация работы в семинаре. Что такое университетские исследования? Определение основных аналитических категорий («школа», «университет», «академия», «классический университет», «образование», «просвещение», «власть», «управление образованием», «дисциплинаризация», «академическое сообщество», «формальные и неформальные практики властвования», «университетская докса»). Основные признаки университета. Представление о задачах и сущности университета. Основные подходы к изучению истории университетов.
  • Раздел 2. Источники по истории университетской памяти и специфика работы с ними
    Университетские архивы и библиотеки. Университетские делопроизводственные документы: правила создания (формуляры, язык). Источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма). Особенности работы с художественной литературой. Коллекции и экспозиции университетских музеев.
  • Раздел 3. Коммеморативная культура университета
    Понятия «время», «социальная память», «культурная память», «коллективная память», «историческая память». Юбилей для университета. Создание юбилейных историй университета: источники, мотивы и результат. Университетские праздники. Торжественные акты. Речи профессоров. Годовые экзамены. Тексты поздравлений. Некрологи. Кладбища. Памятники.
  • Раздел 4. Основы устной истории и ее применение к практике интервьюирования университетских преподавателей.
    Методы работы с источниками по устной истории, составление и редактирование опросника, правила расшифровки интервью, составление аналитической записки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий интервью и аналитическая записка
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * интервью и аналитическая записка + 0.4 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019
  • Миссия университета, Ортега-и-Гассет, Х., 2010
  • Университет в руинах, Ридингс, Б., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A history of the university in Europe : universities since 1945, , 2011
  • Universities in the nineteenth and early twentieth centuries, 1800-1945, , 2004
  • Биографии университетских архивов, , 2017
  • Вопросы к немецкой памяти : статьи по устной истории, Нитхаммер, Л., 2012
  • Жуковская Татьяна Николаевна, Институт истории ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Zhukovskaia Tatiana Nikolaevna, & Institut istorii FGBOU VO “Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet.” (2017). Санкт-Петербургский (Ленинградский) университет в воспоминаниях, или Особенности университетской памяти ; Sankt-Peterburgskii (Leningradskii) universitet v vospominaniiakh, ili Osobennosti universitetskoi pamiati.
  • Когда говорят вещи : документ и документность в русской литературе 2000-х. Препринт WP6/2010/02, Каспэ, И. М., 2010
  • Ростовцев Евгений Анатольевич. (n.d.). Российская Наука Об Устной Истории.
  • Русские профессора : университетская корпоративность или профессиональная солидарность, Вишленкова, Е. А., 2012
  • Самодурова, В. В., & Купріянова, Н. М. (2019). Ювілей Книги З Продовженням: До 20-Річчя Від Дня Виходу В Світ Видання «Новороссийский Университет В Воспоминаниях Современников» ; Юбилей Книги С Продолжением : К 20-Летию Со Дня Выхода В Свет Издания «Новороссийский Университет В Воспоминаниях Современников» ; Continuing Jubilee of the Book: To the 20Th Anniversary from the Day of Publication of the Issue «Novorossiya University in the Memories of Contemporaries».
  • Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов, Вишленкова, Е. А., 2013
  • Университет и город в России (начало XX века), , 2009
  • Устная история. Голос прошлого, Томпсон, П., 2003