• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История изучаемого региона (Япония)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к дисциплинам базовой профильной части профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • История восточных цивилизаций • Всеобщая история (история западных цивилизаций) • Введение в востоковедение • Базовый курс восточного языка (японский) Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • владеть общей периодизацией мировой истории, • понимать суть мирового исторического процесса, • знать основные особенности современной японской культуры и японского общества, • иметь представление о фонетике и графике японского языка
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История изучаемого региона (Япония)» являются: в области обучения – дать учащимся систематические представления об истории Японии с древнейших времен по настоящее время; осветить основные трактовки исторической наукой ключевых проблем истории Японии, сформировать понимание исторических предпосылок современных особенностей японского общества. в области воспитания личности – формирование в студенте таких качеств, как целеустремленность, организованность, трудолюбие, любознательность. В результате освоения дисциплины студент должен: владеть основными понятиями об истории, социальных и культурных традиций Японии; иметь представление о характерных особенностях исторического процесса в Японии, основных подходах к его изучению и факторах, его обусловивших; иметь навыки работы с японскими историческими текстами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет социальное и политическое устройствео японского государства периода Камакура
  • Разбирается в основных событиях связанных с монгольским вторжением в Японию, объясняет социальные процессы, протекавшие в обществе соответствующего периода
  • Формулирует причины конфликта внутри императорского двора, разбирается в хронологии конфликта и имеет представление о ключевых личностях эпохи
  • Называет причины образования правительства во главе с сёгуном и уход императорского дома на второй план. Описывает основные реформы периода, обстоятельства, повлекшие упадок сёгуната Асикага.
  • Описывает социально-политические процессы, протекавшие в период Сэнгоку, а так же виды властных образований и основные кланы
  • Описывает культурное и религиозное развитие Японии в Средние века.
  • Называет предпосылки объединения страны и исторических личностей, стоявших за этим
  • Разбирается в социальной структуре эпохи Токугава и имеет представление о политической структуре периода.
  • Разбирается в процессах приведших к дестабилизации власти сёгуната и попытках преодоления кризиса
  • Определяет место Японии в системе международных отношений той эпохи. Разбирается в хронологии событий, повлекших за собой "открытие" Японии.
  • Рассказывает о культурном развитии Японии эпохи Токугава и векторах развития философской мысли этого периода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формирование прослойки самураев и их роль в истории Японии Средних веков
    Формирование прослойки воинов. Междоусобные войны конца периода Хэйан. Диктатура Тайра Киёмори. Война Тайра и Минамото. Образование сёгуната Камакура
  • Становление сёгуната Камакура: административные и правовые институты
    Социальная и политическая система периода Камакура. Формирование институтов власти эпохи Камакура: сиккэны Ходзё, мандокоро, самураи докоро, монтюдзё. Судебная система и законодательные своды, иерархия вассалов сёгуна. Деятельность Ходзё Ясутоки Установление контроля над земельными владениями: институты сюго и дзито. Развитие товарной экономики и денежного обращения.
  • Политическая история эпохи Камакура и попытки вторжения монголов в Японию
    Смута годов Дзёкю. Окончательная победа сёгуната над двором. Вторжение монголов в Японию. Попытки реконструкции масштабов нашествия.Ответные меры сёгуната. Последствия монгольских вторжений для экономики и социально-политической обстановки. Моко сюрай экотоба.
  • Эпоха Южного и Северного дворов
    Война Южного и Северного дворов. Истоки конфликта внутри императорского дома. Личность императора Годайго, его приход к власти. Реставрация Кэмму и попытки преобразований. Появление двух ветвей наследования. Развитие военного конфликта: основные этапы и их итоги. Асикага Такаудзи. Основание второго сёгуната Объединение двух дворов. Итоги периода Намбокутё: слияние двора и самурайства в единый элитарный слой.
  • Эпоха Муромати: политическая история и властно-административные институты
    Образование и ранняя история периода Муромати. Приход к власти Асикага Такаудзи. Первые шаги: законодательный свод Кэмму сикимоку. Конфликт внутри рода Асикага. Ранние этапы создания властных институтов. Политическая структура периода Муромати. Трансформация полномочий сюго и дзито. Создание ёриай – совета сюго. Система санкан как способ преодоления дублирования власти. Зачатки сепаратистских тенденций регионов Канто и Кюсю. Борьба Асикага против сильных кланов Оути и Ямана. Упадок сёгуната Муромати. Рост сепаратистских тенденций. Появление прослойки кокудзин. Конфликт внутри центральной администрации: война годов Онин, ход военных действий и итоги конфликта. Причины упадка. Последние годы сёгуната Муромати.
  • Эпоха воюющих провинций
    Социальная и политическая история периода Сэнгоку. Распад системы сёэнов. Формирование местных элит и княжеств. Эпоха гэкокудзё (низы побеждают верхи). Типы властных образований: феодальные княжества, крестьянские республики, религиозные общины икко-икки. Политическая история периода Сэнгоку. Основные кланы эпохи Сэнгоку: Оути, Уэсуги, Го-Ходзё, Такэда. Этапы деятельности даймё: от покорения соседних территорий до стремления завоевать столицу. Крестьянские движения XV – XVI вв.
  • Культура и религии Японии в Средние века
    Новые школы буддизма эпохи Камакура: школа Чистой земли, Нитирэн. Массовые школы буддизма. Дзэн: проникновение в Японию, школы Сото и Риндзай. Построение придворной иерархии монастырей. Культура периода Муромати: Китаяма бунка; Хигасияма бунка. Формирование театра Но, чайной церемонии. Влияние дзэн-буддизма на становление новых художественных форм.
  • Эпоха объединения страны
    Объединение страны во второй половине XVI в. Три объединителя страны. Ода Нобунага: биография, основные этапы завоеваний. Принципы власти Нобунага: «Поднебесная склоняется перед силой». Тоётоми Хидэёси: происхождение и биография. Хидэёси на службе у Нобунага. Хидэёси как преемник Нобунага: окончание объединения страны, социальные и экономические преобразования. Попытка экспансии в Корею. Токугава Иэясу: биография. Токугава как соперник и как союзник Хидэёси. Приход к власти после смерти Хидэёси
  • Политическая история и административная система эпохи Токугава
    Социальная и политическая история Токугава. Социальная структура Токугава: система четырех сословий си-но-ко-сё. Декларируемое и реальное положение сословий. Формирование самостоятельного слоя горожан. Политическая структура. Иерархия власти: фудай даймё и тодзама даймё – роль в управлении. Автономия княжеств хан. Система санкин котай как контроль над даймё.
  • Социальная и экономическая история эпохи Токугава и нарастание кризисных явлений
    Кризис сёгуната Токугава. Экономические проблемы сёгуната и княжеств. Демографические процессы и аграрное перенаселение. Крестьянское петиционное движение. Попытки преодоления кризиса: реформы конца XVIII – первой половины XIXx в. Попытки «открытия» Японии европейскими державами. Дискуссия о морской обороне.
  • Внешние контакты Японии в Новое время, знакомство с христианством и "открытие" страны
    Первые европейцы и христианство в Японии. Первые европейцы в Японии. Торговля с Европой в XVI в. Христианство. Франциск Ксавье. Деятельность иезуитов в Японии. Распространение христианства, его причины. Запреты на христианство. Феномен какурэ-кириситан. Режим закрытия страны сакоку. Попытки «открытия» Японии европейскими державами. Дискуссия о морской обороне. «Открытие» Японии США. Заключение неравноправных договоров, его политические и экономические последствия. Становление русско-японских отношений.
  • Культура и философские течения Японии эпохи Токугава
    Культура периода Токугава. Зарождение городской культуры. Гэнроку бунка. Новые виды театра: кабуки, дзёрури. Жанр гравюры укиё-э. Основные сюжеты и типы гравюр. Художники укиё-э. Книжная культура периода Токугава. Литература периода Токугава. Мацуо Басё, Тикамацу Мондзаэмон, Ихара Сайкаку. Идеология периода Токугава. Чжусианство и школа Хаяси Радзан. Школа Мито. Школа «национальной науки». «Наука горожан».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты
    Средняя оценка за все тесты, написанные в течение семестра
  • неблокирующий Доклады
    Каждый студент должен сделать 1 доклад в модуль. Время доклада – 25 минут, данный хронометраж должен быть четко соблюден. Количество докладчиков на один доклад – 3 человека. Докладчи должен следить за темпом речи – не более 200 слов в минуту.
  • неблокирующий экзамен устный
    Экзамен проводится в устной форме на платформе ZOOM, ссылка https://zoom.us/. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка указанной платформы. Для участия в устном экзамене студент обязан: указать полное имя (имя, фамилия) при подключении в ZOOM, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена запрещено: выключать камеру и микрофон, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклады + 0.7 * Тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, R. F., & Conlan, T. D. (2006). The Kamakura Shogunate. Calliope, 16(5), 6. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=19482959
  • Hellyer, R. (2002). Historical and Contemporary Perspectives on the Sakoku Theme in Japanese Foreign Relations: 1600-2000. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DF2EC89F
  • Laver, M. S. (2011). The Sakoku Edicts and the Politics of Tokugawa Hegemony. Amherst, NY: Cambria Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=498480
  • McNally, M. (2018). Japan : The Heian Period. Farmington Hills, MI: Gale, Cengage Learning. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1926617
  • Munsterberg, H. (2012). Arts of Japan : An Illustrated History. Rutland: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1568205
  • Parisi, L., Thompson, S., & Williams, P. (1995). Tokugawa Japan [microform] : the great peace and the development of urban society / by Lynn Parisi, Sara Thompson, and Patterson Williams. Boulder, Colo. : [Washington, D.C.] : Social Science Education Consortium ; U.S. Dept. of Education, Office of Educational Research and Improvement, Educational Resources Information Center, 1995. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000554526
  • Turnbull, S. R., & Rava, G. (2010). Toyotomi Hideyoshi. Oxford: Osprey Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=328238
  • Turnbull, S. R., & Rava, G. (2012). Tokugawa Ieyasu : Leadership, Strategy, Conflict. Oxford: Osprey Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=728515
  • Ward, A. M. (2019). Japanese Civil Wars of 1331–1392. Salem Press Encyclopedia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=ers&AN=96776617
  • Yazıcıoğlu, E. T. (1996). A historical analysis of consumer culture in Japan: Momoyama-Genroku (1573-1703). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.94D0045B

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lovatt, J. (2009). Sword and Spirit: Bushido in Practice From the Late Sengoku Era Through the Edo Period. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D33B8910
  • YANAGIHARA Toshiaki. (2013). Onmyōdō in the Muromachi Period. Japanese Journal of Religious Studies, 40(1), 131–150. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=89635536