• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психология деятельности и способностей

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на освоение способов и инструментов исследования деятельности и способностей человека в его развитии, самоопределении и профессиональном становлении. Ее содержание базируется на основных положениях классической теории деятельности и достижениях когнитивной психологии в области исследования общих и специальных способностей. Дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части образовательной программы бакалавриата и изучается на втором году обучения, а ее освоение предполагает знание основ психологии в объеме, предусмотренном содержанием учебных дисциплин "Введение в психологию", "Психология личности и индивидуальных различий". Формы обучения ориентированы на формирование у студента готовности решать практические задачи в профессиональной деятельности. В результате ее освоения студенты научатся осуществлять развернутый психологический анализ различных видов деятельности, а также применять стандартные методы диагностики и воздействия для развития качеств субъекта, необходимых для успешной реализации конкретной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение базовых теоретических принципов и практических умений психологического анализа деятельности.
  • Овладение методами психодиагностики способностей человека и воздействия для развития у него качеств субъекта, необходимых для успешной реализации конкретной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • способен понимать сущность деятельности с позиции психологических механизмов и факторов, направляющих и реализующих ее
  • готов проводить анализ способностей с позиции конкретной деятельности
  • способен в соответствии с поставленной целью осуществлять измерение и оценку развития способностей, а также грамотно осуществлять интерпретацию результатов тестирования способностей
  • имеет представление о теоретических допущениях, на основе которых строится понимание способностей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психологическая теория деятельности
    Предпосылки классической теории деятельности. Деятельность и поведение человека. Проблема преодоления ограничений поведенческой психологии в изучении психического. Деятельностный подход и разнообразие моделей исследования деятельности. Принципы психологического изучения деятельности.
  • Субъектность деятельности
    Классификация видов деятельности: типы, виды и формы. Психологическая природа субъектной активности. Методологический принцип субъекта и субъектный подход. Переменные субъекта в анализе деятельности.
  • Психологическая организация и системогенез деятельности
    Деятельность как многоуровневое полиструктурное образование. Функциональная система деятельности. Модель психологической функциональной системы деятельности В.Д. Шадрикова. Закономерности системогенеза деятельности: неаддитивность структурных компонентов системы деятельности, оперативность, неравномерность, гетерохронность и достаточность их развития.
  • Схема анализа деятельности
    Аспекты, принципы и уровни психологического анализа деятельности. Характеристика уровней анализа деятельности. Индикаторы (показатели) сформированности компонентов деятельности на каждом уровне психологического анализа. Методы, методики и процедуры оценки сформированности компонентов деятельности. Представление результатов анализа профессиональной деятельности: психограмма и профессиограмма.
  • Деятельность и способности
    Место способностей в структуре деятельности. Функциональная система деятельности на уровне способностей. Способности субъекта деятельности.
  • Способности в структуре психологического знания
    Дискуссия о психической сущности способностей человека и их определения. Методологические проблемы исследования способностей. Психогенетика интеллекта. Эффект Флинна.
  • Общие способности человека
    Интеллект, обучаемость и креативность. Функциональная структура интеллекта и его разновидности. Факторные и когнитивные теории интеллекта. Теория интеллекта Кеттелла–Хорна–Кэрролла (Cattell-Horn-Carroll). Концепция редукции креативности к интеллекту. Инвестиционная теория креативности. Современные направления в исследовании интеллекта и креативности.
  • Диагностика способностей
    Тестологическая парадигма и методические проблемы измерения способностей. Современные психометрические модели интеллекта и креативности. Характеристика тестовых заданий. Тестирование способностей и интерпретация результатов тестов. Диагностика когнитивной сферы личности (когнитивная флексибильность, когнитивный контроль, когнитивные стили). Психологическая шкала и психологический профиль.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
    Данная форма контроля оценивается преподавателем с учетом всех критериев оценивания активности на семинарских занятиях. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% семинарских занятий, на которых предусмотрена оценка аудиторной работы, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Так, например, если у студента из 11 семинарских занятий, аудиторная работа отмечена на всех 11-и, то итоговая оценка равна 10 баллам, если аудиторная работа отмечена только на 10-и семинарских занятиях, то оценка равна 9.1 балла и т.д. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
  • неблокирующий Эссе
    Оценка за данное задание выражается в 10-балльной шкале. Дополнительный балл может быть начислен преподавателем за индивидуальность исполнения текста, нестандартность и гибкость мышления, умение развернуто и аргументированно излагать собственную точку зрения.
  • неблокирующий Групповой проект
    Проект состоит из двух блоков заданий. Первый блок ("Работа над проектом"), включает в себя задания, целью которых является организация групповой проектной деятельности и реализация ее основных этапов. Второй блок ("Продукт проекта"), в свою очередь, включает задания, направленные на оформление полученных в ходе реализации проекта результатов и подготовку к презентации его продукта. Оценка объема и качества выполненных заданий осуществляется по 10-балльной шкале. Итоговая оценка по данному виду контроля выставляется как средневзвешенный балл с учетом коэффициентов значимости каждого блока заданий. Первый блок имеет коэффициент 0,3 от итоговой оценки за проект, второй блок - имеет коэффициент 0,7 от итоговой оценки за проект.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется самостоятельно в системе LMS в установленные преподавателем сроки. Формат работы - тест с ограничением по времени.
  • неблокирующий Практическое задание
    Оценка практического задания осуществляется по его письменным материалам и их устному обсуждению на семинаре. Данный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Оценка рассчитывается исходя из пропорции: 100% практических занятий, на которых предусмотрена оценка практической работы студента, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Так, например, если у студента из 3-х занятий практическая работа отмечена на всех 3-х, то итоговая оценка равна 10 баллам, если практическая работа отмечена только на 2-х занятиях, то оценка равна 6.7 балла и, наконец, если практическая работа отмечена только на 1-м занятии, то оценка равна 3.3 балла. Итоговый балл за практическое задание в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Активность на занятиях + 0.25 * Групповой проект + 0.2 * Контрольная работа + 0.25 * Практическое задание + 0.15 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Активность - протосознание - деятельность - сознание : (обращение к проблеме общей теории деятельности), Коренберг, В. Б., 2011
  • Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие, Леонтьев, А. Н., 2005
  • Дружинин В. Н. - ПСИХОЛОГИЯ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 349с. - ISBN: 978-5-534-09237-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obschih-sposobnostey-427496
  • Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека : монография / В. Д. Шадриков. - Москва : Институт психологии РАН, 2013. - 464 с. - (Достижения в психологии). - ISBN 978-5-9270-0261-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060433

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Activity theory in practice : promoting learning across boundaries and agencies, , 2010
  • From teams to knots : activity-theoretical studies of collaboration and learning at work, Engestrom, Y., 2010
  • Handbook of understanding and measuring intelligence, , 2005
  • Human intelligence, Hunt, E., 2011
  • Intelligence and learning, Lund, N., 2010
  • Learning and collective creativity : activity-theoretical and sociocultural studies, , 2014
  • Strategy as practice : an activity-based approach, Jarzabkowski, P., 2005
  • Александров, А.А. Психогенетика : учебное пособие / А.А. Александров. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 192 с. — (Учебное пособие). - ISBN 5-978-5-496-01568-4 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055308 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055308
  • Биомеханика и физиология движений : избр. психол. труды, Бернштейн, Н. А., 1997
  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 405с. - ISBN: 978-5-534-06615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416
  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-06807-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-2-437723
  • Диагностика познавательных способностей : сб. методик, Шадриков В. Д., Дударева В. Ю., 2007
  • Мотивация и деятельность : учеб. пособие для вузов, Хекхаузен, Х., 2003
  • Психогенетика : учебник для вузов, Равич-Щербо, И. В., 2004
  • Психогенетика общих способностей: монография / Е.В. Воробьёва. - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2011. - 222 с. ISBN 978-5-9275-0791-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550390
  • Психология интеллекта и одаренности, Ушаков, Д. В., 2011
  • Психология способностей : хрестоматия, Шадриков В. Д., 2008
  • Психология субъекта, Брушлинский, А. В., 2003
  • Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учебник / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 713 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01509-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055287
  • составители Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов - Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1 - ООО "Когито-центр" - 2013 - 608с. - ISBN: 978-5-89353-380-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109278
  • Социальный и эмоциональный интеллект : от процессов к измерениям, Ушаков, Д. В., 2009
  • Холодная М. А. - ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. ПАРАДОКСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 334с. - ISBN: 978-5-534-07365-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-intellekta-paradoksy-issledovaniya-422937
  • Шадриков, В. Д. Профессиональные способности [Электронный ресурс] : монография / В. Д. Шадриков. – М. : Университетская книга, 2010. – 320 с. - ISBN 978-5-98699-134-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/469371