• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теории личности 2

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Теории личности-2 — продолжение курса "Теории личности-1" с уклоном в современный период развития психологии личности. Рассматривается постклассический этап развития этой науки, современные подходы к пониманию личности и ее развития. В рамках курса выполняется письменная работа (эссе). Экзамен проводится в письменной форме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представление о развитии теорий личности в ХХ веке как едином поступательном движении, выделить его основные направления и изучить современные тенденции развития психологии личности.
  • Сформировать знания об основных теориях личности в психологии ХХ века как составляющих этого исторического процесса, характеризующихся собственной логикой и историей развития.
  • Раскрыть закономерности влияния на научные теории общенаучного и социально-исторического контекста их возникновения, а также особенностей личности и биографии их авторов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю развития и основные понятия экзистенциальной психологии. Отличает основные школы экзистенциальной психологии и знаком с их представителями.
  • Знаком с основными подходами к пониманию "человеческой ситуации" в экзистенциальной психологии. Отличает понятия одиночества / уединения, существования / ничтожения, смысла / отчуждения. Знаком с особым представлением о причинности в экзистенциальной психологии.
  • Различает диспозициональные и динамические, классические и социально-конструкционистские теории личности.
  • Формулирует лексическую гипотезу. Знаком с математическими методами, оказавшими влияние на формирование диспозициональных теорий личности. Знает историю развития и содержание трехфакторной, 16-факторной и пятифакторной теорий личности.
  • Знает историю развития представления о самости в психологии личности. Отличает потенциалистскую и экзистенциалистскую поставку вопроса о самости.
  • Отличает психологическую теорию развития от теории развития личности. Знаком с классическим и пост-пиажистским этапами психологии развития личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экзистенциализм: история и современные подходы
    Истоки экзистенциальной психологии. Швейцарская школа экзистенциальной психологии: Dasein-анализ. Австрийская школа экзистенциальной психологии: логотерапия и экзистенциальный анализ. Калифорнийская школа экзистенциальной психологии: подходы Ролло Мэя и Джеймса Бьюдженталя. Британская школа экзистенциальной психологии: Эмми ван Дорцен и Эрнесто Спинелли.
  • Экзистенциализм: основные проблемы
    Основные проблемы экзистенциальной психологии: смерть, одиночество, свобода, смысл
  • Новые подходы в психологии личности классического периода
    Теория поля Курта Левина: галилеевское мышление и принцип взаимодействия. «Новый метод исследования личности» Джорджа Кёлли: понятие о личностном конструкте и экзистенциальные идеи поздних работ. Теория позитивной дезинтеграции Казимежа Домбровского.
  • Теория черт
    Лексическая гипотеза. Методологическое основание теории черт в работах Гордона Олпорта. Подход Ганса Айзенка: трехфакторная теория личности. Подход Раймонда Кеттелла: 16 личностных факторов, аттитюды, эрги и чувства. Большая пятерка личностных черт.
  • Самость
    Проблема самости (das Selbst / the Self). Самость как цель и самость как причина. «Истинное Я» Дональда Винникотта. «Экзистенциальный центр» Сальваторе Мадди. Снятие проблемы самости в экзистенциализме, культурно-историческом подходе и холистических теориях личности.
  • Развитие личности
    Понятие о развитии. Понятие о развитии личности. До-пиажистские теории развития личности. Пост-пиажистские теории развития личности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Акстивность
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Акстивность + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теории личности : основные положения, исслед. и применение : учеб. пособие для вузов: пер. с англ., Хьелл, Л., 2009
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нартова-Бочавер С. К. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 262с. - ISBN: 978-5-534-06161-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-438128