Магистратура
2020/2021
Методология исследований в образовании
Статус:
Курс обязательный (Доказательное развитие образования)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Романенко Ксения Романовна,
Терентьев Евгений Андреевич,
Хавенсон Татьяна Евгеньевна,
Шмелева Евгения Дмитриевна
Прогр. обучения:
Доказательное развитие образования
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина посвящена исследованиям как основе принятия решений в образовании. В ходе освоения дисциплины студенты познакомятся с типами ситуаций в образовании, в которых необходимы исследования, с источниками данных в образовании, основными видами дизайна исследований в образовании, качественными и количественными методами сбора данных. Курс также нацелен на формирование «методологической чувствительности» или критического взгляда на методологию исследования. Этот курс поможет научиться видеть сильные и слабые стороны в методологии любого этапа исследования - в постановке исследовательского вопроса, в инструментарии сбора и анализа данных, оценивать достаточность оснований для выводов исследования и т.д. В рамках курса студенты разработают проект исследования от формулировки исследовательского вопроса, до выбора дизайна, подбора качественных и количественных методов и апробации выбранной методологии. Итоговый проект включает в себя рефлексию возможностей и ограничений выбранного дизайна и методологии в контексте ситуации, вызвавшей необходимость исследования.
Цель освоения дисциплины
- Курс формирует представления о доказательном подходе в образовании. Знакомит студентов с тем, что такое информационная основа для принятия решений, оценки эффективности изменений, программ и политик. Курс формирует знания и навыки проведения и интерпретации результатов исследований с применением различных дизайнов исследования, качественных и количественных методов сбора данных.
Планируемые результаты обучения
- Студент проектирует инструменты исследования (гайды интервью/ фокус-групп и планы включенного наблюдения) в соответствии с исследовательскими вопросами качественного исследования
- Студент выбирает дизайн исследования и методы сбора данных, адекватные исследовательскому вопросу в качественном исследовании
- Студент определяет оптимальный способ доступа к респондентам/информантам
- Студент владеет техниками включенного наблюдения
- На всех этапах проведения качественного исследования студент демонстрирует знакомство с принципами исследовательской этики
- Студент владеет техниками интервьюирования
- Студент умеет проводить поэтапный анализ данных
- Называет преимущества и ограничения использования разных способов сбора опросных данных
- Называет и различает разные типы выборок, используемые в опросах, обосновывает выбор дизайна выборки релевантный целям и задачам опроса
- Формулирует адекватные исследовательским целям и грамотно составленные вопросы и шкалы ответов для проведения опросных исследований
- Аргументирует выбор визуального представления анкет для проведения опросов и отдельных анкетных вопросов
- Программирует электронные опросные формы
- Воспроизводит международные стандарты проведения и представления результатов исследований с использованием опросных методов сбора данных
- Аргументировать когда (на каком этапе принятия решений) и с какой целью (что именно нуждается в обосновании) необходимо провести исследование.
- Формулирует исследовательский вопрос на основе анализа реальной ситуации
- Обосновывает актуальность исследовательского вопроса на основе прикладной задачи и анализа реальной ситуации с опорой на научную литературу
- Обосновывает, что такое доказательная база для принятия решений, изучения ситуации в реальной жизни (what is evidence?)
- Воспроизводит и различает основные дизайнов исследований в образовании
- Выбирает дизайн исследования адекватный исследовательскому вопросу и целям
Содержание учебной дисциплины
- Особенности качественной методологии в социальных науках и исследованиях образования. Постановка исследовательского вопроса в качественной методологии. Возможности и ограничения качественных методов. Вопросы валидности и надежности качественных данных.
- Исследования как основа принятия решений в образовании. Доказательный подход в образовании.Тема раскрывает научную дискуссию о развитии доказательного подхода в управлении в целом и в образовательной политике, в частности. Аргументы за и против. Система оценки достоверности научных доказательств и убедительности рекомендаций. Что такое доказательная база для принятия решений. Источники данных в исследованиях образования. Международные сравнительные исследования в образовании как источник данных для образовательных систем.
- Дизайны исследования в качественной методологии: кейс-стади, этнография, обоснованная теория, нарративное исследование, феноменологическое исследование, исследование действием. Обзор качественных методов сбора данных: наблюдение, интервью, анализ документов, анализ аудио- и видеоматериалов.
- Постановка исследования.Выбор и обоснование актуальности исследовательского вопроса с опорой на научную или прикладную задачу и анализ литературы. Роль теорий и предыдущих эмпирических результатов в исследовании в образовании.
- Основные дизайны исследований в образовании.Обзор методов сбора данных. Соответствие исследовательского вопроса, дизайна и методов сбора данных. Качественный, количественный и смешанный дизайны исследований.
- Этнографический подход. Полевая работа. Типы наблюдения. Включенное наблюдение в исследованиях образования. Вход в поле: особенности, трудности, страхи. Исследовательская этика.
- Экспертные интервью в исследованиях образования. Гайд для экспертных интервью. Различия биографических и экспертных интервью.
- Фокус-группы и групповые интервью. Проведение фокус-групп с различными типами участников в сфере образования. Техники проведения фокус-групп. Гайд для фокус-группы.
- Подходы к анализу качественных данных. Принципы редукции данных. Методы анализа данных (дискурс-анализ, контент-анализ, тематический анализ, процедуры анализа текстов обоснованной теории).
- Опрос как метод сбора данных.Классификация опросных методов сбора данных. Преимущества и ограничения опросных методов сбора данных. Возможности и ограничения смешения данных, собранных с помощью разных опросных методов.
- Дизайн выборки в исследованиях с использованием опросных методов.Преимущества и недостатки разных дизайнов выборки. Проблема отклика в исследованиях с использованием опросных методов и способы ее решения.
- Стандарты раскрытия информации об исследовании и методы постопросного повышения качества данныхМеждународные стандарты проведения и раскрытия информации об исследованиях с использованием опросных методов. Постопросная проверка качества данных. Использование параданных для повышения качества опросных данных.
- Ошибки измерения в исследованиях с использованием опросных методов и способы их преодоления.Ключевые принципы разработки опросного инструментария. Визуализация опросного инструментария и ее влияние на ответы респондентов. Разработка и программирование онлайн-опросника.
Элементы контроля
- Отчет по проведению наблюдения
- Разработка исследовательского инструмента (Интервью)
- Образцы анализа данных с интерпретацией
- Исследовательский проект (текст и презентация).
- Тестовые задания
- Выступление с докладом на семинаре
- Разработка опросного инструмента
- Проект исследования
- Методологическая рефлексия по итоговому проекту
- Оценка 1 модульИтоговая оценка за 1 модуль = Домашнее задание*0,5 + Активность на семинарах*0,2 + итоговое задание * 0,3. Помимо общих критериев к конкретному заданию: в случае сдачи домашней работы спустя день после дедлайна от полученной оценки отнимается один балл; 2 дня - 2 балла, соответственно, и так далее. Задание можно сдать значительно позже, но получить обратную связь от преподавателей.
- Оценка 2 модуль
- Оценка 3 модуль
- Домашние задания в 1 модулеПомимо общих критериев к конкретному заданию: в случае сдачи домашней работы спустя день после дедлайна от полученной оценки отнимается один балл; 2 дня - 2 балла, соответственно, и так далее. Задание можно сдать значительно позже, но получить обратную связь от преподавателей.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.1 * Методологическая рефлексия по итоговому проекту + 0.3 * Оценка 1 модуль + 0.3 * Оценка 2 модуль + 0.3 * Оценка 3 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cohen, L., Manion, L., & Morrison, K. (2018). Research Methods in Education (Vol. Eighth edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1614634
- Creswell, J. W. . V. (DE-588)133331512, (DE-627)543371581, (DE-576)164944168, aut. (2018). Designing and conducting mixed methods research John W. Creswell (Department of Family Medicine, University of Michigan), Vicki L. Plano Clark (School of Education, University of Cincinnati).
- Dougherty, K. J., & Rebecca S. Natow, R. S. x. (2019). Performance-Based Funding for Higher Education: How Well Does Neoliberal Theory Capture Neoliberal Practice? Conference Papers —— American Sociological Association, 1–35.
- In Search of Evidence: Empirical findings and professional perspectives on evidence-based management. (2015).
- Sahagún Padilla, M. A. (2011). SALDAÑA, Johnny. The Coding Manual for Qualitative Researchers.
- Saltelli, A., & Giampietro, M. (2017). What is wrong with evidence based policy, and how can it be improved? https://doi.org/10.1016/j.futures.2016.11.012
- Барбер М., & Муршед М. (2008). Как Добиться Стабильно Высокого Качества Обучения В Школах. Уроки Анализа Лучших Систем Школьного Образования Мира (Пер. С Англ.). Вопросы Образования // Educational Studies, (3), 7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i3p7.60
Рекомендуемая дополнительная литература
- Antony Bryant. (2019). The Varieties of Grounded Theory. SAGE Publications Ltd.
- Leavy, P. (2017). Research Design : Quantitative, Qualitative, Mixed Methods, Arts-Based, and Community-Based Participatory Research Approaches. [N.p.]: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1497395
- Mike Lambert. (2019). Practical Research Methods in Education : An Early Researcher’s Critical Guide. Routledge.
- Фрумин, И. Д. (2016). Foreword to the Russian edition of Philip W. Jackson’s “Life in Classrooms” ; Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джексона «Жизнь в классе».