Бакалавриат
2020/2021
Международные корпоративные стратегии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент мировой экономики
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Клочко Ольга Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Основная цель освоения дисциплины состоит в изучении подходов, этапов и методов разработки и реализации международных корпоративных стратегий. С этой целью студенты знакомятся с основами стратегического управления в международных компаниях; изучают эволюцию, уровни и виды международных стратегий компании; узнают особенности принятия стратегических решений на корпоративном уровне в условиях глобализации мировой экономики; исследуют виды, преимущества и недостатки корпоративных стратегий в международном бизнесе. В результате освоения дисциплины студент должен знать виды международных корпоративных стратегий, их преимущества и недостатки; уметь анализировать факторы внешней и внутренней среды современных международных компаний с целью принятия оптимальных стратегических решений на корпоративном уровне; иметь навыки практического применения инструментов и методов разработки и реализации международной корпоративной стратегии.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить слушателей с основами стратегического управления в международных компаниях;
- Проанализировать эволюцию, уровни и виды международных стратегий компании;
- Изучить особенности принятия стратегических решений на корпоративном уровне в условиях глобализации мировой экономики;
- Исследовать виды, преимущества и недостатки корпоративных стратегий в международном бизнесе;
- Развить у слушателей дисциплины навыки разработки и принятия эффективных управленческих решений на корпоративном уровне.
Планируемые результаты обучения
- Объясняет виды международных корпоративных стратегий, их преимущества и недостатки
- Выявляет факторы внешней и внутренней среды современных международных корпораций с целью принятия оптимальных стратегических решений на корпоративном уровне
- Определяет направления практического использования инструментов и методов разработки и реализации международной корпоративной стратегии.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Особенности стратегического менеджмента в международной компанииСтановление и развитие стратегического менеджмента. Понятие и сущность международной стратегии и международного стратегического менеджмента. Процесс стратегического управления в международной компании: основные этапы, особенности. Элементы и факторы успеха международной стратегии. Уровни разработки и реализации стратегии в международной компании. Основные подходы к разработке стратегии развития международной компании.
- Тема 2. Уровни и виды международных стратегийГлобально-локальная дилемма в международном менеджменте. Международные стратегические альтернативы: различные подходы и классификации. Международные корпоративные стратегии и их виды. Международные бизнес-стратегии и их виды. Международные функциональные стратегии.
- Тема 3. Определение и виды международных корпоративных стратегийДиверсификация и интеграция: особенности и подходы в международном бизнесе. Стратегии связанной, несвязанной и родственной диверсификации. Специализированные виды корпоративных стратегий. Способы анализа диверсифицированных компаний. Виды, способы и стратегии укрепления позиций диверсифицированных компаний: стратегии сокращения, стратегии восстановления, экономии и реструктуризации портфеля. Распределение корпоративных ресурсов диверсифицированных компаний на основе портфельного анализа. Портфельные матрицы: матрица BCG; General Eleсtric; Hoffer/ADL; Maracon Associates.
- Тема 4. Процесс разработки международной корпоративной стратегииСоставляющие процесса разработки стратегии в международном бизнесе. Особенности определения миссии, видения и целей в международной компании и ее подразделениях. Анализ внешней среды бизнеса и его содержание. Анализ внутренней среды бизнеса и его содержание. Разработка международной корпоративной стратегии. Выбор стратегии.
- Тема 5. Особенности анализа внешней и внутренней среды при разработке корпоративных стратегийСтратегический анализ внешнего окружения: методология РЕSТ-анализа, SNWанализа, SWOT-анализа. Современные тенденции развития стратегического анализа и методов его проведения. Внутренняя среда международной компании и основные инструменты ее анализа. Цепочка М. Портера. Функциональный анализ. Требования к организации стратегического анализа в международной компании, интерпретация его результатов
- Тема 6. Выбор международной корпоративной стратегииОсновные подходы к изменению стратегического курса развития корпорации. Влияние отраслевой составляющей на долгосрочные решения в международной компании. Уровни принятия решений в области корпоративного управления. Инструменты оценки и выбора корпоративной стратегии на уровне головной компании и зарубежных подразделений.
- Тема 7. Специализированные стратегии обеспечения корпоративного роста в условиях глобализацииЭволюция моделей кооперационной деятельности международных компаний. Трансграничные слияния и поглощения: виды, цели, особенности реализации на современном этапе. Международные стратегические альянсы: виды, цели реализации. Международные совместные предприятия. Сетевое управление международным бизнесом. Концепция устойчивого развития в вопросах корпоративного управления. Корпоративная социальная ответственность.
- Тема 8. Реализация международной корпоративной стратегииСистема сбалансированных показателей: сущность, критика, особенности применения в международных компаниях. Корпоративная культура, ценности и философия международной компании. Типология организационных культур: модель Харриса – Морана; модель Камерона – Куинна; модель Хофстеде. Руководство и лидерство: модель Блейка-Моутона. Взаимосвязь международной корпоративной стратегии и международной оргаинзационной структуры. Мотивация персонала: современные методы мотивации в международном бизнесе
Элементы контроля
- Посещение и активная работа на занятиях
- Тест в системе ЛМС по всем темам дисциплины
- Устный экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Посещение и активная работа на занятиях + 0.3 * Тест в системе ЛМС по всем темам дисциплины + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- McManners, P. J. (2014). Corporate Strategy in the Age of Responsibility. Farnham, Surrey, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=790697
- Sminia, H. (2004). The Oxford Handbook of Strategy. Volume I: A Strategy Overview and Competitive Strategy/The Oxford Handbook of Strategy. Volume II: Corporate Strategy (Book). Management Learning, 35(1), 82–86. https://doi.org/10.1177/1350507604041166
- Международный бизнес. Т.1: Бакалавриат, Дякин, Б. Г., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- - МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 456с. - ISBN: 978-5-9916-2424-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnyy-menedzhment-425888
- The Multinational Enterprise (RLE International Business) Dunning, John H. Routledge 2012
- Дерен В. И., Дерен А. В. - ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС 2-е изд., испр. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 265с. - ISBN: 978-5-534-09652-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomika-i-mezhdunarodnyy-biznes-429974
- Новая корпоративная стратегия, Ансофф, И., 1999