• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в обучение и развитие персонала

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Введение в обучение и развитие персонала" посвящен изучению тем: философия развития человеческих ресурсов и обучения и развития персонала; стратегическое и тактическое организационное обучение; роль систем обучения и развития персонала в современной организации; модели организационного обучения; специфика обучения взрослых; бизнес-тренинг. Студенты освоят базовые знания, необходимые для работы в современной организации в структурах обучения и развития, а также для научно-практического исследования этой темы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание в итоге освоения курса основных целей, форм и методов обучения и развития персонала в современных организациях.
  • Умение адаптировать задачи и методы организационного обучения в соответствии со стратегией развития организации.
  • Умение разрабатывать учебные мероприятия и программы развития персонала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь анализировать потенциальную целевую аудиторию и уровень ее практических знаний и умений для разработки учебного курса
  • уметь применять теоретические концепции для анализа состояния системы обучения и развития персонала конкретной компании
  • знать возможности и ограничения методов обучения и способы их использования в работе с различными целевыми группами участников обучения
  • уметь формировать цели обучения на уровне знаний и навыков, передаваемых участникам обучения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Обучение как система. Факторы формирования системы ОиР
    Понятия обучения и развитие человеческих ресурсов (ЧР). Факторы, влияющие на обучение и развитие ЧР организации. Подчиненность обучения потребностям бизнеса. Организационные изменения. Влияние подходов к управлению (управление персоналом, управление человеческими ресурсами, стратегическое управление человеческими ресурсами) на систему обучения и развития персонала. Специфика развития ЧР на разных стадиях развития организации, соответствие развитию процессов УЧР. Особенности современных работников. Тенденции рынка обучения персонала. Роль сотрудников, отвечающих за обучение и развитие персонала, в общей системе управления. Принципы корпоративной политики обучения и повышения квалификации. Корпоративные программы обучения. Формы программ (простые и комплексные). Корпоративный университет. Документы по обучению и развитию персонала. Оценка и контроль программ обучения. Экономические аспекты подготовки персонала. Внешнее обучение персонала. Взаимодействие с провайдерами. Ошибки при определении содержания учебных программ.
  • Тема 8. Новые подходы к обучению и развитию ЧР
    Автоматизация процесса обучения. Учебные порталы. Современные тренды в обучении. Микроленинг. Диджитализация обучения. Использование средств VR в обучении. Геймификация. MOOS.
  • Тема 2. Основы андрагогики и подходы к обучению и развитию взрослых
    Современные зарубежные, отечественные подходы и практики к проблемам обучения. Теория поколений в обучении. Особенности обучения взрослых. Традиционный подход к обучению. Активное обучение взрослых. Цикл Д.Колба как основа построения обучающих программ для взрослых. Стили обучения взрослых: типологический опросник стиля обучения П. Хони и А. Мамфорда. Значение стилей обучения для организации обучения. Типы индивидуального стиля овладения знаниями по Т.Базарову (функциональный, личностный, авторитарный, проектный).
  • Тема 4. Компетентностный подход в обучении и развитии
    Понятия компетентности и компетенции. Составляющие компетентности. Типы компетентностей. Описание факторов компетентности. Применение понятия. Эволюция подходов к обучению руководителей. Компетентностный подход в сравнении с традиционным обучением.
  • Тема 3. Тренинг как интерактивный метод обучения ЧР
    Общая характеристика возможностей тренингов: цели, функции, сферы применения, ограничения. Обучение и инновации через тренинг. Типы тренингов: социально – психологический, бизнес-тренинг. Классификация видов тренинга по разным основаниям: тематика, типы участники, уровни проблем. Профессиональные роли и личностный стиль тренера. Этика. Групповые процессы и этапы развития группы, групповая динамика. Факторы влияния на групповую динамику. Методы и приемы управления групповой динамикой. Техники воздействия на групповые процессы. Техники «размораживания» группы. Мозговой штурм. Мотивация участников и группы к обучению (изменению). Методы активизации работы группы. Моделирование ситуаций. Использование технических средств обучения. Работа с предметным содержанием. Компоненты тренингового цикла и содержание работ на разных стадиях цикла. Диапазон методов обучения. Возможности методов. Учет логики процессов усвоения информации. Моделирование («проигрывание») ситуаций. Ролевые игры. Роль тренера в проведении игр. Кейсы как элемент тренинга. Отработка и закрепление знаний и навыков. Проектирование тренингового модуля. Цели и задачи модуля. Способы целеполагания и формулирование результатов тренинга. Конструирование и анализ упражнений и техник. Создание упражнений под задачу. Проектирование упражнений. Структура тренинга. Дизайн тренинга. Учет групповой динамики при составлении программы тренинга. Проверка программы на наличие слабых мест.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Сравнительный анализ 3-4-х учебных центров, тренинговых компаний, корпоративных университетов
    Эта работа может выполняться индивидуально или в группах по 2-4 человека, по выбору студентов.
  • неблокирующий Активность на семинаре
    Перевод оценок за семинар в 10-балльную шкалу: 3 -1; 5 -2; 7– 3; 9 – 4; 11 – 5; 13 – 6; 15 – 7; 17 – 8; 19 -9; 21 -10
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Тест (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинаре + 0.2 * Сравнительный анализ 3-4-х учебных центров, тренинговых компаний, корпоративных университетов + 0.2 * Тест + 0.4 * Тест (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Armstrong, M. (2017). Armstrong’s Handbook of Human Resource Management Practice (Vol. 14th edition). New York: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1507866

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Папина Евгения Юрьевна, Papina Evgeniia Iurevna, Захаров Александр Викторович, & Zakharov Aleksandr Viktorovich. (2018). Компетентностная модель в системе подбора персонала в банке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.16C16DB5
  • Социальное обучение взрослых: история, теория, технология / Шаповалов В.К. - М.:Дашков и К, 2018. - 264 с.: ISBN 978-5-394-01110-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430293