Бакалавриат
2020/2021
Введение в обучение и развитие персонала
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Измагурова Виктория Леонидовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Введение в обучение и развитие персонала" посвящен изучению тем: философия развития человеческих ресурсов и обучения и развития персонала; стратегическое и тактическое организационное обучение; роль систем обучения и развития персонала в современной организации; модели организационного обучения; специфика обучения взрослых; бизнес-тренинг. Студенты освоят базовые знания, необходимые для работы в современной организации в структурах обучения и развития, а также для научно-практического исследования этой темы.
Цель освоения дисциплины
- Знание в итоге освоения курса основных целей, форм и методов обучения и развития персонала в современных организациях.
- Умение адаптировать задачи и методы организационного обучения в соответствии со стратегией развития организации.
- Умение разрабатывать учебные мероприятия и программы развития персонала.
Планируемые результаты обучения
- уметь анализировать потенциальную целевую аудиторию и уровень ее практических знаний и умений для разработки учебного курса
- уметь применять теоретические концепции для анализа состояния системы обучения и развития персонала конкретной компании
- знать возможности и ограничения методов обучения и способы их использования в работе с различными целевыми группами участников обучения
- уметь формировать цели обучения на уровне знаний и навыков, передаваемых участникам обучения
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Обучение как система. Факторы формирования системы ОиРПонятия обучения и развитие человеческих ресурсов (ЧР). Факторы, влияющие на обучение и развитие ЧР организации. Подчиненность обучения потребностям бизнеса. Организационные изменения. Влияние подходов к управлению (управление персоналом, управление человеческими ресурсами, стратегическое управление человеческими ресурсами) на систему обучения и развития персонала. Специфика развития ЧР на разных стадиях развития организации, соответствие развитию процессов УЧР. Особенности современных работников. Тенденции рынка обучения персонала. Роль сотрудников, отвечающих за обучение и развитие персонала, в общей системе управления. Принципы корпоративной политики обучения и повышения квалификации. Корпоративные программы обучения. Формы программ (простые и комплексные). Корпоративный университет. Документы по обучению и развитию персонала. Оценка и контроль программ обучения. Экономические аспекты подготовки персонала. Внешнее обучение персонала. Взаимодействие с провайдерами. Ошибки при определении содержания учебных программ.
- Тема 8. Новые подходы к обучению и развитию ЧРАвтоматизация процесса обучения. Учебные порталы. Современные тренды в обучении. Микроленинг. Диджитализация обучения. Использование средств VR в обучении. Геймификация. MOOS.
- Тема 2. Основы андрагогики и подходы к обучению и развитию взрослыхСовременные зарубежные, отечественные подходы и практики к проблемам обучения. Теория поколений в обучении. Особенности обучения взрослых. Традиционный подход к обучению. Активное обучение взрослых. Цикл Д.Колба как основа построения обучающих программ для взрослых. Стили обучения взрослых: типологический опросник стиля обучения П. Хони и А. Мамфорда. Значение стилей обучения для организации обучения. Типы индивидуального стиля овладения знаниями по Т.Базарову (функциональный, личностный, авторитарный, проектный).
- Тема 4. Компетентностный подход в обучении и развитииПонятия компетентности и компетенции. Составляющие компетентности. Типы компетентностей. Описание факторов компетентности. Применение понятия. Эволюция подходов к обучению руководителей. Компетентностный подход в сравнении с традиционным обучением.
- Тема 3. Тренинг как интерактивный метод обучения ЧРОбщая характеристика возможностей тренингов: цели, функции, сферы применения, ограничения. Обучение и инновации через тренинг. Типы тренингов: социально – психологический, бизнес-тренинг. Классификация видов тренинга по разным основаниям: тематика, типы участники, уровни проблем. Профессиональные роли и личностный стиль тренера. Этика. Групповые процессы и этапы развития группы, групповая динамика. Факторы влияния на групповую динамику. Методы и приемы управления групповой динамикой. Техники воздействия на групповые процессы. Техники «размораживания» группы. Мозговой штурм. Мотивация участников и группы к обучению (изменению). Методы активизации работы группы. Моделирование ситуаций. Использование технических средств обучения. Работа с предметным содержанием. Компоненты тренингового цикла и содержание работ на разных стадиях цикла. Диапазон методов обучения. Возможности методов. Учет логики процессов усвоения информации. Моделирование («проигрывание») ситуаций. Ролевые игры. Роль тренера в проведении игр. Кейсы как элемент тренинга. Отработка и закрепление знаний и навыков. Проектирование тренингового модуля. Цели и задачи модуля. Способы целеполагания и формулирование результатов тренинга. Конструирование и анализ упражнений и техник. Создание упражнений под задачу. Проектирование упражнений. Структура тренинга. Дизайн тренинга. Учет групповой динамики при составлении программы тренинга. Проверка программы на наличие слабых мест.
Элементы контроля
- Сравнительный анализ 3-4-х учебных центров, тренинговых компаний, корпоративных университетовЭта работа может выполняться индивидуально или в группах по 2-4 человека, по выбору студентов.
- Активность на семинареПеревод оценок за семинар в 10-балльную шкалу: 3 -1; 5 -2; 7– 3; 9 – 4; 11 – 5; 13 – 6; 15 – 7; 17 – 8; 19 -9; 21 -10
- Тест
- Тест (экзамен)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Активность на семинаре + 0.2 * Сравнительный анализ 3-4-х учебных центров, тренинговых компаний, корпоративных университетов + 0.2 * Тест + 0.4 * Тест (экзамен)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Armstrong, M. (2017). Armstrong’s Handbook of Human Resource Management Practice (Vol. 14th edition). New York: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1507866
Рекомендуемая дополнительная литература
- Папина Евгения Юрьевна, Papina Evgeniia Iurevna, Захаров Александр Викторович, & Zakharov Aleksandr Viktorovich. (2018). Компетентностная модель в системе подбора персонала в банке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.16C16DB5
- Социальное обучение взрослых: история, теория, технология / Шаповалов В.К. - М.:Дашков и К, 2018. - 264 с.: ISBN 978-5-394-01110-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430293