Бакалавриат
2020/2021
Репрезентация социокультурных норм в современной сериальной культуре
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Мороз Оксана Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Тематика дисциплины сосредоточена на анализе практик репрезентаций актуальных и меняющихся социокультурных норм в современной сериальной культуре. Сериал рассматривается как быстро развивающийся тип, прежде всего, цифрового контента, чьи создатели активно откликаются на повестку и формируют ее. Курс предполагает небольшой исторический экскурс, предназначенный для понимания специфики самого медийного формата и его феноменологии, а также внимание к максимально актуальным вариациям культурного жанра – например, Instagram-сериалам.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с историей сериальной культуры.
- Деконструкция жанра как инструмента производства повестки и репрезентации социокультурных норм.
- Овладение инструментами анализа и дешифровки сериальных нарративов и дискурсов в контексте трансформации жанра.
Планируемые результаты обучения
- Знакомится с историей культурного жанра и ключевыми, инвариантными особенностями.
- Анализирует методы конструирования сообщений в различных кейсах сериальной культуры.
- Деконструирует понятие культового объекта культуры.
- Изучает влияние технологий на трансформацию сериальных нарративов.
- Выявляет актуальные нарративные и дискурсивные тренды сериальной культуры.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Краткая история сериальной культурыСовременный «сериальный бум»: истоки и актуальное состояние индустрии. TV Studies как подход к концептуализации сериальной культуры. Сериал как критическая инстанция. Сериал в контексте «аналоговой» и «цифровой» культуры. Сериальный нарратив и дискурс: от жесткой структуры к ризоматичности (Ж. Делез, Б. Массуми).
- Тема 2. Сериал: между повесткой и производством нормПодходы к концептуализации конструирования повестки. Критика «нормативности»: от Фуко к Subaltern Studies и обратно к «Другости». Флюидность как качество современной нормы. Конструирование нормы как социальный пакт: от обнаружения субъекта к диалогу равных.
- Тема 3. Культовый сериал: производство мифовФеномен «культового» артефакта культуры: проблемы концептуализации. Воспринимающий субъект как источник культовости: анализ кейсов. «Культовое» между «массовым» и «популярным» (Дж. Стори, Дж. Кавелти): как сериал ломает прежние бинарные оппозиции. Сериал как производство «мифов» (Р. Барт): актуальные герои и сюжеты.
- Тема 4. Новые форматы: между онлайн и web seriesОффлайн кинотеатр как спатиальная фиксация, онлайн кинотеатр как эмансипация. «Платформенность» современной сериальной культуры: Netflix, HBO, Amazon Prime Video, Apple TV+ и т.д. Онлайн сериал как гибридный жанр (между сериалом и мюзиклом, сериалом и стен-апом и т.д.). Web series: эволюция жанра.
- Тема 5. Деконструкция сериала и нормыАктуальная проблематика сериальной культуры: другость, инклюзия, публичная история. Реэнактмент как инструмент производства нарратива. Разбор кейсов сериальных нарративов (международный и российский опыт).
Элементы контроля
- Презентация (в формате питча)
- Эссе в формате case study
- Аудио-эссе
- Итоговая деловая игра (в формате unconference)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Аудио-эссе + 0.3 * Итоговая деловая игра (в формате unconference) + 0.2 * Презентация (в формате питча) + 0.3 * Эссе в формате case study
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Miller, T., & Kraidy, M. M. (2016). Global Media Studies. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1372995
Рекомендуемая дополнительная литература
- Притязания культуры : равенство и разнообразие в глобальную эру, Бенхабиб, С., 2005