Бакалавриат
2020/2021




Медиаграмотность в контексте истории и теории оптических медиа
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Буланичев Алексей Викторович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
История оптических медиа начинается в XVI веке и продолжается до настоящего дня. Но надежда на технологическое освобождение от субъективности художника не оправдалась: субъективности стало больше, в том числе и в документальных проектах. Принципы медиаграмотности позволяют определить приемы, рамки, принципы автоматизации/ деавтоматизации, понимание которых позволяет не только сохранять некоторую объективность восприятия визуальной информации в цифровую эпоху, но и формировать собственные (авторские) стратегии создания медиасообщений.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с историко-теоретическими подходами в объяснении логики развития оптических медиа.
- Профессиональная рефлексия приёмов и антиприёмов массовой коммуникации с использованием оптических медиа.
- Овладение аналитическим инструментарием изучения визуального контента в рамках журналистской медиаграмотности.
Планируемые результаты обучения
- Различает сферы «политического» и «политики».
- Называет основные тренды политической документалистики.
- Различает понятия «история», «современность» в медиааспекте.
- Называет мультимедийные методы актуализации прошлого и понимает зависимость подачи исторического материала от актуального концепта.
- Выделяет корректные способы диалогического взаимодействия со зрителем.
- Понимает связь между культурной тематикой и политическим контекстом.
Содержание учебной дисциплины
- Цивилизация оптических медиа, проблема объективности, фактор массового воздействия визуализированного высказывания.История формирования оптических медиа. Надежды на отход от субъективного отражения реальности за счет победы технологий ее фиксации и трансляции без участия человека. Путь от камеры обскура до диска Нипкова. Роль Первой мировой войны в переподчинении визуального изображения задачам военной пропаганды. Появление фактора массовости, иллюзорности, монтажа, постановочной съемки. Рождение задачи медиаграмотности.
- Основные теоретические понятия. Формирование приемов визуальной пропаганды в 20-м веке.Понятие приема в визуальных искусствах. Автоматизация и деавтоматизация приема. Понятие идеологической рамки, проблема конвертации любого содержания в любую форму как явление 21-го века. Остреннение (остранение) приема. Пародия как метод борьбы с автоматизацией приемов тоталитарной пропаганды методами киноискусства. «Великий диктатор» Ч. Чаплина. Наследие формалистов и теория медиаграмотности. Наследие структуралистов и теория медиаграмотности.
- Смена формата подачи информации в общенациональных политических телепроектах.Образ, функция и мера субъективности телеведущего на американском (У. Кронкайт), советском (И. Кириллов и программа «Время»), познесоветском («Взгляд»), раннем постсоветском (разные версии «Намедни» Л. Парфенова), современном ТВ («Прожекторперисхилтон», «Реп-инфо» и др.). Проблема формирования и считывания кодов подачи информации.
- Визуализация политики в современной кинодокументалистике и проблема медиаграмотности.Особенности работы с темами, предполагающими политическую ангажированность автора и его аудитории. Понятие ангажированности. Монтажные приемы. От документальности к жизнеподобию: подмена тезиса. Идеологизированность и пропаганда: общее и различное. Обозначение авторской позиции как прием и как конвенция. Формы обозначения авторской позиции. Сравнительный анализ фильмов «Зима, уходи», «Марш, марш левой», «Срок».
- Визуализация истории.Граница между историей и современностью с точки зрения медиа. Актуализация прошлого. Отказ от обобщений, новый концепт старой истории – показ не через государство, а через человека. Новая конструкция старых съемок (проект «Апокалипсис»). Путь Л. Парфенова от постмодерна в отношении истории («Намедни. Наша эра») к постромантическому пафосу утраты («Цвет нации»). Использование традиционных приемов визуализации истории в проектах Ю. Дудя о Колыме и Беслане.
- Визуализация книги, музыки, музея и проблема медиаграмотности.Политический подтекст в гуманитарных проектах: «Литературный квартет» Б. Пиво и «Диктант» и «Апостроф»/«Культурный бульон» Б. Пиво. Литература в контексте послевоенной «политики покаяния», французский язык в контексте утраты имперского наследия, понятие «превращенной формы» высказывания. Утрата интереса к теме как симптом политического выздоровления vs симптом культурной деградации.
- Наука, научно-популярные проекты и проблема медиаграмотности.История визуализации науки на советском телевидении. Развлекательное vs научное в программе «Очевидное-невероятное» С. Капицы. Детский тележурнал «Хочу всё знать». Исчезновение и возвращение данных проектов в постперестройку: смена формата или смена ценностной установки на просвещение? Проект «Галилео»: от потребления готовой информации к соучастию.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Задания на семинарских занятиях + 0.7 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История отечественного и зарубежного телевидения : учеб. пособие для вузов, Голядкин, Н. А., 2004
- Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
Рекомендуемая дополнительная литература
- Smith, K. (2005). Handbook of Visual Communication : Theory, Methods, and Media. Mahwah, N.J.: Taylor & Francis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=530336
- Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746