• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Психология утраты и травмы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс адаптационный (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психология утраты и травмы» направлена на формирование системы знаний и практических навыков в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций для осуществления профессиональной научной, методической и практической деятельности по данному направлению. В рамках освоения этой дисциплины формируются теоретические представления о переживании утраты близкого человека; происходит знакомство с понятием психической травмы и её последствиями; осваиваются навыки психологического консультирования и психотерапии в кризисных ситуациях и в ситуации горевания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование системы знаний и практических навыков в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций для осуществления профессиональной научной, методической и практической деятельности по данному направлению.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен выделять признаки ОСР и ПТСР, проявлений реакций патологического горевания.
  • Умеет сравнивать основные теоретические концепции развития патологического горевания. Знает основные психотерапевтические подходы по работе с патологическим горем.
  • Способен на основании клинико–феноменологического метода, дополнительных методик определять личностные особенности способствующие развитию патологических реакций горевания.
  • Умеет выделять проявления суицидального кризиса.
  • Знает методики, способствующие выявлению кризисного состояния. Умеет определить механизм развития самоповреждающего поведения и построить стратегию работы с клиентом.
  • Имеет представление об истории психологии горя, ориентируется в основных концепциях горевания и переживания утраты.
  • Способен сформулировать основные отличия простого и осложненного горя, знает о факторах осложненного горевания.
  • Знает о логике и некоторых техниках работы в ситуа-ции острого горя и рамках психотерапии горевания.
  • Умеет сформулировать стратегию работы с семьей, в ситуации утраты. Знает основные мишени и техники работы.
  • Имеет представления об основных концепциях и понятиях психологии стресса и травмы, обладает навыками, необходимыми для диагностики и осуществления вмешательства в кризисных ситуациях.
  • Знает основные классические и современные концепции нормального и осложненного горевания, имеет представление о факторах, осложняющих процесс горевания, владеет некоторыми техниками психологического консультирования в ситуации острого горя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Психология и психотерапия травмы
  • 1.1. Реакции утраты в норме и патологии. Определение ОСР, ПТСР, стратегии работы с в зависимости от механизмов фиксации травмы.
    Проявления ОСР, ПТСР, Расстройства адаптации (МКБ-10, DSM-V), механизмы фиксации травмы, клинические аспекты, стратегии работы с в зависимости от механизмов фиксации травмы.
  • 1.2. Основные теоретические подходы к возникновению травмы и стратегии работы с ней.
    Психоанализ, поведенческий, когнитивный, гештальт-подходы, телесно – ориентированные техники, соматическая терапия травмы П. Левина.
  • 1.3. Роль личностных особенностей в формировании патологических реакций горевания.
    Личностные акцентуации в DSM-IV, коппинг стратегии, агрессия и враждебность как факторы развития психических нарушений (патологических реакций горевания). Методики, используемые для оценки состояния.
  • 1.4. Понятие кризисного суицидального синдрома, суицидальный нарратив.
    Современные концепции развития суицидального кризисного состояния. Концепция нарративного суицидального кризисного синдрома И. Галынкера. Суицидальные маркеры кризисного состояния.
  • 1.5. Диагностика кризисного состояния и стратегия работы с ними.
    Методики и методы используемые для выявления тяжести кризисного состояния. Опросники и проективные методики, плюсы и минусы. На чем остановиться. Самоповреждающее поведение, механизмы, алгоритм беседы и стратегии работы.
  • Раздел 2. Психология и психотерапия утраты и горя
  • 2.1. Психология утраты. Феноменология нормального горя.
    Основные понятия психологии горевания. Концепции горевания в психологии. З. Фрейд («Печаль и меланхолия», «Работа горя»). Э. Линдеман. Д. Боулби. Э. Кюблер-Росс. У. Ворден. Феноменология нормального горя.
  • 2.2. Осложненное горе: диагностика и феноменология.
    Трудности терминологии. Предикторы патологизации горевания (отношения с умершим, исторический фактор, личностные особенности, социальные факторы).
  • 2.3. Техники работы с нормальным и осложненным горем (психологическое консультирование и психотерапия).
    Позиция психолога-консультанта/психотерапевта в случае работы с горем. Психологическое консультирование в ситуации острого горя. Цели и процедуры работы с патологическим горем. Фокус работы при психологическом консультировании и психотерапии и техники работы.
  • 2.4. Горе в семейной системе. Техники работы с семьей в ситуации утраты.
    Современные представления о горе в семейной системе (М. МакГолдрик, К. Волш, Киссан и Блох). Особенности коммуникации в семейной системе как предиктор осложненного горевания. Адаптивные паттерны семейного взаимодействия в ситуации утраты. Различия в индивидуальных реакциях горя членов семьи. Представления о горевании в разных направлениях системного подхода (С. Минухин, В. Сатир, М. МакГолдрик).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменная работа по теме 1.1
  • неблокирующий письменная работа по теме 1.2
  • неблокирующий письменная работа по теме 1.3
  • неблокирующий групповая дискуссия по теме 1.4
  • неблокирующий письменная работа по теме 1.5
  • неблокирующий тренинговое упражнение по теме 2.1
  • неблокирующий групповая дискуссия по теме 2.2
  • неблокирующий тренинговое упражнение по теме 2.3
  • неблокирующий групповая дискуссия по теме 2.4
  • неблокирующий промежуточная проверочная работа по разделу 1
  • неблокирующий промежуточная проверочная работа по разделу 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.04 * групповая дискуссия по теме 1.4 + 0.075 * групповая дискуссия по теме 2.2 + 0.075 * групповая дискуссия по теме 2.4 + 0.06 * письменная работа по теме 1.1 + 0.06 * письменная работа по теме 1.2 + 0.06 * письменная работа по теме 1.3 + 0.08 * письменная работа по теме 1.5 + 0.2 * промежуточная проверочная работа по разделу 1 + 0.2 * промежуточная проверочная работа по разделу 2 + 0.075 * тренинговое упражнение по теме 2.1 + 0.075 * тренинговое упражнение по теме 2.3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. - 3-е изд. — Санк-Петербург : Питер, 2015. — 496 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-01930-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054598
  • Волкан В. Зинтл Э. - Жизнь после утраты: Психология горевания - ООО "Когито-центр" - 2017 - 160с. - ISBN: 978-5-89353-418-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109314
  • Клиническая психология, , 2007
  • Клиническая психология. Т.1: Общая патопсихология, , 2013
  • Клиническая психология. Т.2: Частная патопсихология, , 2013
  • Психология эмоций : учеб. пособие для вузов, , 2004
  • Психотерапия : психологические модели, Бурлачук, Л. Ф., 2007
  • Психотерапия : учебник для мед. вузов, Абабков, В. А., 2002
  • Психотерапия : учебник, Абабков, В. А., 2008
  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001
  • Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика : монография / Н.В. Тарабрина. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 304 с. - ISBN 978-5-9270-0143-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059129

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова, М. А. Падун [и др.] ; под общ. ред. Н.Е. Харламенковой. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 344 с. - (Социокультурные аспекты национальной безопасности). - ISBN 78-5-9270-0359-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1061002
  • Онкопсихология: посттравматический стресс у больных раком молочной железы : монография / Н.В. Тарабрина, О.А. Ворона, М.С. Курчакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2010. - 175 с. - (Фундаментальная психология — практике). - ISBN 978-5-9270-0184-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059209
  • Психодиагностика : учебник для вузов, Бурлачук, Л. Ф., 2006
  • Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции : монография / Н.В. Тарабрина [и др.]. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 263 с. - ISBN 978-5-9270-0356-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060995
  • Тарабрина, Н.В. Террористическая угроза: теоретико-эмпирическое исследование : монография / Н.В. Тарабрина, Ю. В. Быховец. - Москва : Институт психологии РАН, 2014. - 156 с. - (Фундаментальная психология - практике). - ISBN 978-5-9270-0283-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1061446