Бакалавриат
2020/2021





Семиосфера и социальный символизм
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Программа направлена на формирование широких представлений в области семиотики культуры, предполагает освоение методологии семиотического анализа для исследований в области современных коммуникативных процессов. В ходе изучения студентам предстоит углубленное изучение семиотических моделей, рассмотрение семиотики искусства и культуры в историческом контексте, поиск культурных коннотаций символов, а так же погружение в мифологию и социальный символизм XX века и семиотические системы в искусстве (архитектура, мода, дизайн).
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и профессиональных компетенций, связанных с анализом современных культурных семиотических систем.
Планируемые результаты обучения
- знает основы теоретической семиотики, общие принципы строения знаковых систем и их классификацию.
- Знает основные направления и подходы к изучению знаковых систем в логико-философском и лингвистическом направлении (де Соссюр и Пирс),
- Знает функции и роли символа, знака и текста в контексте культурных систем;
- Знает подходы к определению понятий структуры знака м категорий знаков;
- Знает современные концепции изучения семиосферы и современной мифологии (Р. Барт, Ю. Лотман, К. Леви-Стросс, А. Лефевр, М. Фуко)
- Знает подходы к оценке семиотических систем на протяжении исторического процесса (Античность)
- Владеет навыками использования методов анализа различных семиосфер
- Знает подходы к оценке семиотических систем на протяжении исторического процесса (Средние века)
- владеет навыками использования методов анализа различных семиосфер (в том числе – рекламных);
- Умеет находить общее в современных системах кодов и знаков, используемых в массовой и публичной коммуникации (логотипы, аудио-видео продукт, перфоманс) со своими культурными предшественниками.
- Знает подходы к оценке семиотических систем на протяжении исторического процесса (Новое время)
- Владеет методологией мифологического анализа современных культурных символов в коммуникационной среде.
- Умеет анализировать современные тенденции развития семиотических систем в различных сферах искусства (живопись, мода, архитектура);
- Владеет навыками разработки творческих концепций визуальных знаковых систем;
Содержание учебной дисциплины
- Семиотика как единая наука о знакахСемиотика и семиология – подходы к определению как общей науки о знаках и как обобщение структурной лингвистики. Опыты синтеза идей Ч. Пирса и Ф. Де Соссюра. Стуктурализм и постструктурализм в семиотике культуры. Основы знаковой теории – понятия знака, символа, кода, индекса.
- Структура и категории знаковМетоды семиотического анализа. Семиозис и средства информационной связи. Схемы знаковой деятельности, структуры знака. Знаковые треугольники и призма. Функции и уровни семиосистем. Основные модели и подходы к определению знаковых систем.
- Уровни восприятия знака и производства смысла.Сигнально-индексный и знаковый уровни семиозиса. Дискурс и текст. Семиотические системы и семиотизированные пространства, их функциональные различия и сходства
- Семиотика культурыПонятие семиосферы у Ю. Лотмана. Символическое пространство и память культуры. Подходы к семиотическому изучению культур, культурная динамика в призме семиотических исследований. Границы семиотических пространств и опыт их взаимодействия. Культура в зеркале искусства. Семиотические особенности разных областей культур. Эстетическое сообщение. Семиотическая риторика визуальности.
- Семиотика Античности и дохристианской культурыПонятие аполлонического и дионисийского в искусстве и культуре. Античные культуры как системы символов – картина мира и образов. Отражение античного в современной культуре и искусстве – опыт синтеза и переосмысления. Античная культура как источник вдохновения в современных коммуникационных практиках. Визуальное в античной культуре. Морфология сказки и мифа (Пропп).
- Семиотика культуры Средних ВековРаннее и Высокое Средневековье в культурных артефактах и современном восприятии. Понятие «Карнавала» (Бахтин) и его роль в восприятии средневекового социума. Отражение средневекового в современной культуре и искусстве. Средневековая культура как источник вдохновения в современных коммуникационных практиках (М. Фуко). Корни европейской культуры и ее отражение в коммуникационных процессах. Проблема христианской культуры в эпоху глобализма.
- Семиотика культуры Нового ВремениКонцепция личности и человека. Образное в искусстве Возрождения и его переосмысление в современном мире. Культурные корни современной культуры в мире Возрождения. Трансформация восприятия человека и его места в мире. Визуальные артефакты искусства Нового Времени в современной рекламе, искусстве, PR.
- Буржуазная мифология в работах Р. БартаР. Барт и его семиология феноменов культуры. Основные символы буржуазной культуры XX века и их семиотический анализ – критика буржуазного общества. Портрет буржуазии и его трансформация в современной культуре. Буржуазный спорт, литература и потребление глазами Барта и его современников.
- Социалистический символизм и мифологияПортрет и ценности социалистической культуры глазами современников – поклонников и критиков. Портрет гражданина социалистического государства в массовом искусстве. Опыт переосмысления в различных культурах. Социалистическая Реклама, пропаганда и искусство как инструменты конструирования системы ценностей и потребностей. Современный взгляд на социалистическую мифологию.
- Архитектура как семиотическая системаА. Лефевр о семиотике в архитектуре. Триада Лефевра. Город как пространство культуры и смыслов. Идеалогия и стиль в архитектуре. Архитектура и язык. Стиль как семантическая форма общности. Язык архитектурных форм.
- Мода как семиотическая системаСистема моды Р. Барта. Введение в историю и диахронию моды. Модная фотография. Одежда как знак, мода – как система знаков. Понятие стиля.
- Логотип и бренд как семиотическая системаБренд как комплексный знак. Эмблема и логотип. Визуальное самоопределение компании. Ценности в визуальном. Логотип как сконструированное изображение. Произвольное и «техническое» в логотипе. Функции логотипа в современной культуре. Введение в эмблематику.
Элементы контроля
- Блок 1: "Теоретические подходы к осмыслению процесса " (Участие в дискуссии на семинаре или эссе)
- Блок 2: "Символ в культуре: трансформация во времени" (Участие в дискуссии на семинаре или эссе)
- Групповая презентация
- Блок 3: "Семиосферы отдельных культур;" (Участие в дискуссии на семинаре или эссе)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: качество подготовки итоговой творческой работы в течение курса и активность на внеаудиторной работе. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Lombardo, Patrizia. Three Paradoxes of Roland Barthes, University of Georgia Press, 1989. ProQuest Ebook Central, https://search.proquest.com/legacydocview/EBC/1336649?accountid=45451.
- Из истории русской культуры: статьи по истории и типологии русской культуры. Т.4: (XVIII-начало XIX века) : Очерки по русской культуре XVIII века/ Лотман Ю. М.; Статьи, , 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бразговская Е. Е. - СЕМИОТИКА. ЯЗЫКИ И КОДЫ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 186с. - ISBN: 978-5-534-11201-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semiotika-yazyki-i-kody-kultury-444743
- Гриценко В.П. - Семиотика культуры и искусства. Монография - Русайнс - 2018 - 247с. - ISBN: 978-5-4365-2327-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929719
- Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. - Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 241с. - ISBN: 978-5-89349-612-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74732
- Лободанов А.П. Семиотика искусства: история и онтология: Учебное пособие. - 2-е издание. - М.: Издательство Московского университета, 2013. - 680 с., илл., табл., схемы, нотные примеры. - (Классический университетский учебник). - ISBN 978-5-19-010803-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022582 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022582
- Махортова, О. (2010). Семиотика Культуры В Работах Б. Успенского. Аналитика Культурологии, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14478576
- Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. - М.: ИФ РАН, 2005. - 253 с. - ISBN 5-9540-0015-8. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346420
- Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы / Руднев В.П. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 528 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-035-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/149222