Бакалавриат
2020/2021
Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Цель дисциплины - получение систематизированных знаний и приобретение профессиональных навыков и умений в области стратегического управления, формирование у студентов системного подхода к стратегическому управлению организацией. В процессе освоения дисциплины студенты изучают: назначение метода анализа стратегической ситуации во внешней и внутренней среде организации, их виды, цели и содержание; виды стратегических целей и методы их формирования; виды стратегий, области их применения, методы разработки стратегических планов, приемы их оценки и принципы реализации стратегии. В результате изучения дисциплины студенты будут иметь представление о системном характере стратегического управления, способах формирования и реализации стратегии; понимать значение стратегического управления для жизнедеятельности организации, особенности функционирования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях; знать методы стратегического анализа ситуации, приемы формирования стратегических целей и стратегий, способы реализации стратегии; уметь применять методы стратегического анализа для оценки ситуации и стратегий, реализовывать стратегическое управление организацией.
Цель освоения дисциплины
- предоставление систематизированных знаний и формирование профессиональных навыков и умений в области стратегического управления, формирование системного подхода к стратегическому управлению организацией.
Планируемые результаты обучения
- знает определение и назначение стратегии, понимает ее важность для процесса управления, знает основные школы стратегий и способен их отличать, понимает сущность стратегического управления. Ознакомлен с базовыми понятиями и моделями стратегического менеджмент, сущностью миссии, видения фирмы и принципами их формирования
- понимает назначение и важность анализа рынка, может привести примеры их мировой, российской и региональной практики бизнеса, знает и умеет при менять основные инструменты анализа рынка, способен построить карту стратегических групп и цепочку создания ценности.
- знает понятие и структуру конкурентного анализа, способен провести анализ конкурентов по методологии SNW, умеет строить продуктово-рыночную и бостонскую матрицы и понимает их назначение.
- знает типы и уровни стратегий, понимает их отличие, способен привести пример стратегии каждого уровня, знает основные стратегии по М.Портеру, понимает значимость согласованности различных видов стратегий.
- знает понятие и понимает важность стратегического контроля, способен выбрать соответствующий метод реализации стратегии и ее оценки.
- Ознакомлен с основными концепциями: конкурентные преимущества, конкурентоспособность
Содержание учебной дисциплины
- Базовые понятия и модели стратегического менеджментаОсновные понятия стратегического управления.Значение контекста деятельности компании для формирования стратегии. Основные школы стратегий. Процесс стратегического управления. Основные понятия (миссия, видение, ценности). Стратегическое целеполагание (миссия и видение, SMART-цели, требования к установлению целей, KPI, управление по целям)
- Конкурентные преимущества организацииКонкурентные преимущества организации как основа стратегии компании. Понятия «Конкурентоспособность», «ключевая компетенция». Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и защиты конкурентных преимуществ. Уникальные и устойчивые конкурентные преимущества.
- Стратегический анализ: внешняя среда современных организацийСовременные подходы к стратегическому анализу внешней среды бизнеса. Анализа рынка. Параметры рынка для проведения стратегического анализа: оборот, ёмкость, структура, продуктовые и клиентские группы. Инструменты анализа рынка.Построение и анализ карты стратегических групп. Сценарный анализ, PESTEL-анализ
- Стратегический анализ: внутренняя среда современных организацийСовременные подходы к стратегическому анализу внутренней среды. Ресурсы и способности (компетенции) компании в рамках ресурсной концепции фирмы, концепции динамических способностей фирмы. Продуктово-рыночная матрица. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. SWOT-анализ как способ обобщения результатов анализа внешней и внутренней среды компании.
- Корпоративные и конкурентные стратегииКорпоративная стратегия, стратегия бизнес-единиц, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М. Портера. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего посередине».
- Реализация стратегииВыбор метода реализации и оценка стратегии. Стратегический контроль. Области стратегических изменений в организации, конечные продукты процесса стратегического планирования, уровни стратегических изменений в организации, соответствие структуры управления организацией ее стратегии и отраслевой структуре, система стратегических планов, распределение стратегических ресурсов организации, сбалансированная система показателей. Модель 7S. Управление взаимоотношениями со стейкхолдерами
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен проводится в онлайн формате без применения прокторинга. Оценки, входящие в формулу результирующей оценки за дисциплину, при ее расчете не округляются. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический
- Домашнее заданиеОценки, входящие в формулу результирующей оценки за дисциплину, при ее расчете не округляются. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический
- АудиторнаяОценки, входящие в формулу результирующей оценки за дисциплину, при ее расчете не округляются. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Аудиторная + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
- Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
- Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Учебное пособие / Портер М.Е., Калинина Е.Ю., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 715 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5727-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/615259
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ansoff, H. I. (1987). The Emerging Paradigm of Strategic Behavior. Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 8(6), 501–515. https://doi.org/10.1002/smj.4250080602
- Ansoff, H. I. (1991). Critique of Henry Mintzberg’s “The Design School: Reconsidering the Basic Premises of Strategic Management.” Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 12(6), 449–461. https://doi.org/10.1002/smj.4250120605
- Bradley, C., Hirt, M., & Smit, S. (2018). Eight shifts that will take your strategy into high gear. McKinsey Quarterly, 2, 89–99.
- Brandenburger, A. (2019). Are Your Company’s Strengths Really Weaknesses? Harvard Business Review Digital Articles, 2–8.
- Campbell, A. (2015). The Basic Principles of Strategy Haven’t Changed in 30 Years. Harvard Business Review Digital Articles, 2–3.
- D’Aveni, R. A. (2007). Mapping YOUR Competitive Position. Harvard Business Review, 85(11), 110–120.
- Hamel, G., & Prahalad, C. K. (2007). Competing for the Future. Bloomsbury Business Library - Management Library, 17. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=26659560
- Porter, M. E. (1979). How competitive forces shape strategy. Harvard Business Review, 57(2), 137–145. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=3867673
- Porter, M. E. (1987). From competitive advantage to corporate strategy. Harvard Business Review, 65(3), 43. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=4126877
- Porter, M. E. (1998). Competitive Strategy : Techniques for Analyzing Industries and Competitors (Vol. [New ed.]). New York: Free Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1964532
- Porter, M. E. (2008). The Five Competitive Forces That Shape Strategy. Harvard Business Review, 86(1), 78–93. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=28000138
- Porter, M. E. (2015). What is strategy? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C0E62A3B
- Webb, A. (2019). How to Do Strategic Planning Like a Futurist. Harvard Business Review Digital Articles, 2–7.
- Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.: 70x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5582-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003065