• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Стратегический менеджмент

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Цель дисциплины - получение систематизированных знаний и приобретение профессиональных навыков и умений в области стратегического управления, формирование у студентов системного подхода к стратегическому управлению организацией. В процессе освоения дисциплины студенты изучают: назначение метода анализа стратегической ситуации во внешней и внутренней среде организации, их виды, цели и содержание; виды стратегических целей и методы их формирования; виды стратегий, области их применения, методы разработки стратегических планов, приемы их оценки и принципы реализации стратегии. В результате изучения дисциплины студенты будут иметь представление о системном характере стратегического управления, способах формирования и реализации стратегии; понимать значение стратегического управления для жизнедеятельности организации, особенности функционирования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях; знать методы стратегического анализа ситуации, приемы формирования стратегических целей и стратегий, способы реализации стратегии; уметь применять методы стратегического анализа для оценки ситуации и стратегий, реализовывать стратегическое управление организацией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • предоставление систематизированных знаний и формирование профессиональных навыков и умений в области стратегического управления, формирование системного подхода к стратегическому управлению организацией.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает определение и назначение стратегии, понимает ее важность для процесса управления, знает основные школы стратегий и способен их отличать, понимает сущность стратегического управления. Ознакомлен с базовыми понятиями и моделями стратегического менеджмент, сущностью миссии, видения фирмы и принципами их формирования
  • понимает назначение и важность анализа рынка, может привести примеры их мировой, российской и региональной практики бизнеса, знает и умеет при менять основные инструменты анализа рынка, способен построить карту стратегических групп и цепочку создания ценности.
  • знает понятие и структуру конкурентного анализа, способен провести анализ конкурентов по методологии SNW, умеет строить продуктово-рыночную и бостонскую матрицы и понимает их назначение.
  • знает типы и уровни стратегий, понимает их отличие, способен привести пример стратегии каждого уровня, знает основные стратегии по М.Портеру, понимает значимость согласованности различных видов стратегий.
  • знает понятие и понимает важность стратегического контроля, способен выбрать соответствующий метод реализации стратегии и ее оценки.
  • Ознакомлен с основными концепциями: конкурентные преимущества, конкурентоспособность
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые понятия и модели стратегического менеджмента
    Основные понятия стратегического управления.Значение контекста деятельности компании для формирования стратегии. Основные школы стратегий. Процесс стратегического управления. Основные понятия (миссия, видение, ценности). Стратегическое целеполагание (миссия и видение, SMART-цели, требования к установлению целей, KPI, управление по целям)
  • Конкурентные преимущества организации
    Конкурентные преимущества организации как основа стратегии компании. Понятия «Конкурентоспособность», «ключевая компетенция». Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и защиты конкурентных преимуществ. Уникальные и устойчивые конкурентные преимущества.
  • Стратегический анализ: внешняя среда современных организаций
    Современные подходы к стратегическому анализу внешней среды бизнеса. Анализа рынка. Параметры рынка для проведения стратегического анализа: оборот, ёмкость, структура, продуктовые и клиентские группы. Инструменты анализа рынка.Построение и анализ карты стратегических групп. Сценарный анализ, PESTEL-анализ
  • Стратегический анализ: внутренняя среда современных организаций
    Современные подходы к стратегическому анализу внутренней среды. Ресурсы и способности (компетенции) компании в рамках ресурсной концепции фирмы, концепции динамических способностей фирмы. Продуктово-рыночная матрица. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. SWOT-анализ как способ обобщения результатов анализа внешней и внутренней среды компании.
  • Корпоративные и конкурентные стратегии
    Корпоративная стратегия, стратегия бизнес-единиц, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М. Портера. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего посередине».
  • Реализация стратегии
    Выбор метода реализации и оценка стратегии. Стратегический контроль. Области стратегических изменений в организации, конечные продукты процесса стратегического планирования, уровни стратегических изменений в организации, соответствие структуры управления организацией ее стратегии и отраслевой структуре, система стратегических планов, распределение стратегических ресурсов организации, сбалансированная система показателей. Модель 7S. Управление взаимоотношениями со стейкхолдерами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в онлайн формате без применения прокторинга. Оценки, входящие в формулу результирующей оценки за дисциплину, при ее расчете не округляются. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический
  • неблокирующий Домашнее задание
    Оценки, входящие в формулу результирующей оценки за дисциплину, при ее расчете не округляются. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический
  • неблокирующий Аудиторная
    Оценки, входящие в формулу результирующей оценки за дисциплину, при ее расчете не округляются. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Учебное пособие / Портер М.Е., Калинина Е.Ю., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 715 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5727-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/615259
  • Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ansoff, H. I. (1987). The Emerging Paradigm of Strategic Behavior. Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 8(6), 501–515. https://doi.org/10.1002/smj.4250080602
  • Ansoff, H. I. (1991). Critique of Henry Mintzberg’s “The Design School: Reconsidering the Basic Premises of Strategic Management.” Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 12(6), 449–461. https://doi.org/10.1002/smj.4250120605
  • Bradley, C., Hirt, M., & Smit, S. (2018). Eight shifts that will take your strategy into high gear. McKinsey Quarterly, 2, 89–99.
  • Brandenburger, A. (2019). Are Your Company’s Strengths Really Weaknesses? Harvard Business Review Digital Articles, 2–8.
  • Campbell, A. (2015). The Basic Principles of Strategy Haven’t Changed in 30 Years. Harvard Business Review Digital Articles, 2–3.
  • D’Aveni, R. A. (2007). Mapping YOUR Competitive Position. Harvard Business Review, 85(11), 110–120.
  • Hamel, G., & Prahalad, C. K. (2007). Competing for the Future. Bloomsbury Business Library - Management Library, 17. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=26659560
  • Porter, M. E. (1979). How competitive forces shape strategy. Harvard Business Review, 57(2), 137–145. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=3867673
  • Porter, M. E. (1987). From competitive advantage to corporate strategy. Harvard Business Review, 65(3), 43. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=4126877
  • Porter, M. E. (1998). Competitive Strategy : Techniques for Analyzing Industries and Competitors (Vol. [New ed.]). New York: Free Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1964532
  • Porter, M. E. (2008). The Five Competitive Forces That Shape Strategy. Harvard Business Review, 86(1), 78–93. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=28000138
  • Porter, M. E. (2015). What is strategy? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C0E62A3B
  • Webb, A. (2019). How to Do Strategic Planning Like a Futurist. Harvard Business Review Digital Articles, 2–7.
  • Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.: 70x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5582-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003065