Бакалавриат
2020/2021
Категории культуры в литературе и визуальных искусствах
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Шулятьева Дина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
88
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагает бакалаврам ФКМД увидеть историко-культурные и историко-литературные процессы не с точки зрения биографии авторов или истории направлений и жанров, но через призму нескольких базовых культурных категорий, при помощи которых человек осознает себя и свое взаимодействие с миром и воплощает в художественном творчестве – в фотографии и живописи, в поэзии и прозе, в кинематографе и в теории художественной деятельности. Все категории, рассматриваемые в рамках курса, включены в следующую модель: субъект (части тела) - контакт (части тела + внешние объекты типа окна-двери) - воплощение (удвоение, распространение себя: зеркало и вещь) - движение (лабиринт, город, повтор, вариации, отчуждение, остранение).
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - рассмотреть категории культуры в интермедийном контексте (мифологическом, предметно-тактильном, литературном, живописном, кинематографическом, перформативном).
Планируемые результаты обучения
- Способен анализировать категорию тела в истории культуры и искусства, в т.ч. в мифах, литературных произведениях, картинах и кинофильмах.
- Умеет анализировать категорию глаза в ее реализации в архитектуре, литературе, живописи; в контексте литературной, кинематографической и социологической теории.
- Обладает навыком анализа категории жеста в культуре, как в пластических, так и в вербальных и визуальных искусствах.
- Анализирует категорию вещи в широком диахроническом контексте (на материале визуальных и словесных искусств).
- Анализирует категорию окна в культуре, в т.ч. в контексте кинематографической и фотографической теории.
- Анализирует категорию лица, маски, характера в мифологии, массовой культуре, в визуальных и вербальных искусствах.
- Анализирует категории молчания, немоты, голоса в широком диахроническом контексте (на материале визуальных и словесных искусств)
- Анализирует категорию зеркала в культуре - от мифа до фигуративного изобразительного искусства , в т.ч. в контексте кинематографической и фотографической теории.
- Способен анализировать категории книги и двери в истории культуры и искусства, в т.ч. в мифах, литературных произведениях, картинах и кинофильмах, а также как архитектурную метафору.
- Умеет анализировать категории повтора и ритма в их реализации в архитектуре, литературе, живописи; в контексте литературной, кинематографической и социологической теории.
Содержание учебной дисциплины
- Тело, кукла, роботТело в Античности. Тело в эпоху Ренессанса. Тело в эпоху Просвещения. Тело в XIX, XX и XXI веках. Тело физическое и тело социальное. Тело рукотворное: моделирование тела (кукла, робот). Тело воображаемое.
- Лицо, характер, маскаЛицо в соотношении с телом: античная скульптура, вазопись Лицо и человек: характеры, просопография Лицо и маска: древнегреческий театр Лицо в Новое время: портрет в изобразительном искусстве Портрет в литературе Лицо в индексальном изображении: фотография Крупный план в кинематографе
- Глаз и властьГлаз в античной живописи и архитектуре: окулус. Глаз в Средние века. Глаз в Новое время. Глаз в сюрреализме и поп-арте. Глаз механический: «киноглаз» Вертова. Глаз наблюдающий, "esse est percipi": «Фильм» Беккета. Глаз зрителя: Андалузский пес. Глаз и взгляд: оппозиция видения и наблюдения. Глаз всевидящий: видеонаблюдение и общество контроля.
- Рот: молчание, немота, голосМолчание в античности: риторика, театр, поэзия Голос в театре: от античного театра до театра абсурда Между криком и немотой: рот в изобразительном искусстве Голос в кинематографе Мотив немоты в русской поэзии - субстанциальной (“мысль изреченная есть ложь”) и функциональной (“эзопов язык”): Ф.И.Тютчев, Вяч. Иванов, О.Э. Мандельштам, А.Ахматова, А. Галич. Молчание в литературе: графический облик текста. Молчание и диалог в литературе и в театре 20 века. Молчание и визуальные искусства: немое кино, звуковое кино без слов, визуальное молчание (черный/белый экран)
- Рука: искусство и познаниеРука и классическая риторика. Рука в скульптуре: от античности до Джакометти. Рука и религия: Дюрер. Рука и автор: фотография. Рука и театр: кукольный театр, театр рук. Жест в литературе: дейксис. Жест и монтаж.
- Окно, фотография и познаниеОкно как фотография: источник актуального (достоверного), виртуального, управляемого Окно в теории кино: Вертов, неореализм, Базен Окно и рамка: Базен против Эйзенштейна Окно как прозрачная стена: Эрик Булатов Окно и новые медиа: Манович Виртуальная реальность (ВР): встреча «окна» и «рамки»
- Дверь и книгаВорота в античной архитектуре. Культ дверей у римлян. Священная книга как дверь в правильное помещение. «Врата ада» Данте и Родена «Закрытые двери» в литературе «Закрытые двери» в кино Невозможность двери: комнаты у Акерман и Болдуина Двери и сновидения Двери как социальная неподвижность Дверь как метафора кино Дверь как метафора цифровой культуры Дверь как технология: Латур
- Зеркало и узнаваниеЗеркало в фольклоре: гадания, магия Зеркало и отражение: повтор с вариациями, двойники Зеркало и искажение: кривое зеркало Зеркало-посредник: переход, портал, время, жизнь/смерть Сквозь зеркало: зазеркалье Автопортрет как зеркало в литературе, живописи, кино Автобиография как зеркало Зеркало и психоанализ: стадия зеркала Зеркало и теория кино: кино как отражение желаний и страхов зрителя Зеркало и новые медиа: «черное зеркало»
- Вещи Мнемозины"Человек мера всех вещей" (В. Топоров). Экфрасис. Натюрморт. Вещь в литературе: деталь. Ready-made. Вещь в кинематографе: крупный план. «Макгаффин» А. Хичкока. Вещь в «новом романе»: шозизм. Антирефлексивность вещи в литературе: Сэлинджер. Коллаж и поп-арт. Вещи как субъекты: объектный мир цифрового кино. Инсталляции и дизайн. Коллекционирование и собирательство.
- Повтор и ритмМифический изоморфизм и наррация. Повтор как структурообразующий принцип фольклора Повтор как «вечное воспроизведение» мифа Подражание и эпигонство Повтор как механизм функционирования жанра в литературе И в кино Повтор как «техническая воспроизводимость» произведений искусства Оригинал и копия Повтор как объект рефлексии в литературе 2 половины 20 века: Кортасар, Кальвино Повтор как инструмент рефлексии в поп-арте Повтор как механизм конструирования кинематографического времени (Муратова, Кесьлевский, Бунюэль и др.) Повтор и видеоигры
Элементы контроля
- Письменное задание по теме 1
- Письменное задание по теме 2
- Письменное задание по теме 3
- Письменное задание по теме 4
- Письменное задание по теме 5
- Письменное задание по теме 6
- Письменное задание по теме 7
- Письменное задание по теме 8
- Письменное задание по теме 9
- Творческое задание
- Коллоквиум
- Активность на семинарах
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * Коллоквиум + 0.15 * Письменное задание по теме 1 + 0.15 * Письменное задание по теме 2 + 0.15 * Письменное задание по теме 3 + 0.15 * Письменное задание по теме 4 + 0.15 * Письменное задание по теме 5
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Активность на семинарах + 0.15 * Письменное задание по теме 6 + 0.15 * Письменное задание по теме 7 + 0.15 * Письменное задание по теме 8 + 0.15 * Письменное задание по теме 9 + 0.2 * Творческое задание