Магистратура
2020/2021





Философская и социальная теория современности
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История современного мира)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
История современного мира
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
92
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения курса студенты знакомятся с базовыми философскими и интеллектуальными новациями модерной эпохи, начиная со времени Просвещения и вплоть до современных дебатов о глобализации. Особое внимание уделено социальному измерению философских, научных и культурных идей, включая переосмысление наследия немецкой классической философии, марксизма, консерватизма и других значимых интеллектуальных течений
Цель освоения дисциплины
- Сформировать навыки исследовательской работы с философскими и социологическими текстами, понятийным инструментарием и аргументативными процедурами, специфичными для философии и социальных наук
- Знать методы исторического изучения философии и общества в Новое время в зарубежных странах
- Знать формы проблематизации понятия "модерн" в европейской науке XVIII-XX вв.
- Получить представление о формировании, расцвете, кризисе и распаде идеалистической философии, а также о формах трактовки социального в интеллектуальной культуре Европы первой половины XX в.
Планируемые результаты обучения
- Иметь представление об основных направлениях философии раннего Нового времени
- Владеть принципами понятийно-исторического анализа философских текстов
- Понимать историческое значение идеологии Просвещения для формирования общества современности
- Иметь представление об основных проблемных комплексах философии Просвещения и основных стратегиях критики просветительского мышления
- Знать специфику трансценденталистского и спекулятивного идеалистического типов философствования
- Владеть терминологией и проблематикой немецкого классического идеализма
- Понимать логику формирования спекулятивных философских систем
- Знать теоретические и методологические основания философии как науки
- Понимать основные различия между школами немецкого неокантианства
- Иметь представление о специфике феноменологического метода
- Понимать логику обоснования возможности философии как дескриптивной науки
- Владеть терминологией феноменологической философии
- Знать основные направления и школы феноменологии
- Знать основные проблемы философско-методологической программы логического позитивизма
- Понимать связь неопозитивистской реформы с развитием математики и естествознания
- Владеть основными аргументативными приемами логического анализа языка
- Иметь представление о структурализме и герменевтике, их связи с лингвистикой и феноменологией
- Понимать логику обоснования герменевтической концепции опыта
- Владеть основными инструментами и методами структуралистского анализа
- Уметь применять понятия философской герменевтики к анализу конкретных исследовательских практик в социальных и гуманитарных науках
- Знать о стратегиях развития политической философии
- Понимать логику формирования понятий о власти и богатстве
- Уметь анализировать взаимосвязь методологических презумпций и метафизических оснований философских и социологических концепций
- Понимать спектр значения «традиции» в историко-культурном, этнологическом и социологическом измерениях
- Знать основные аргументы скептиков и критиков «теории прогресса»
- Владеть терминологией споров о секуляризации в европейской мысли ХХ в.
- Знать основные стратегии критики метафизики в послегегелевской европейской мысли
- Понимать логику изменений в соотношении теоретического и практического в рамках этих стратегий
- Знать теоретические и методологические основания неокантианской программы обоснования социологии как науки
- Понимать основные различия между школами социальной мысли
- Знать базовые понятия и основные категории структурного функционализма
- Ориентироваться в основных подходах к определению социальной детерминации знания
- Владеть навыками анализа социально-политического содержания концепций современной социологии
- Хорошо ориентироваться в спорах конца ХХ в. о природе и сущности современности (М. Фуко, Ф. Лаку-Лабарт, Ю. Хабермас)
- Знать основные направления развития социальной теории после 1968 г.
Содержание учебной дисциплины
- Формирование философии Нового времениКризис гуманистических ценностей Возрождения. Скептицизм Монтеня. Развитие естественных наук и потребность в методологической рефлексии. Проблема метода как центральная проблема новоевропейской философии. Рационалистическая и эмпирическая программы обоснования научной методологии. Успехи и проблемы эмпирического исследования природы в естествознании 16-17 вв. Проект «великого восстановления наук» Ф. Бэкона. Учение Ф. Бэкона об «идолах». Правильная и неправильная индукция. Принципы истинной индукции в трактате Бэкона «Новый Органон». Обоснование Бэконом экспериментального подхода к исследованию природы. Технократическая утопия Бэкона «Новая Атлантида». Принципы рационалистического метода Декарта. Методическое сомнение и несомненность «когито». Четыре правила метода. Обоснование Декартом дуализма субстанций. Психофизический параллелизм Декарта
- Философия западноевропейского ПросвещенияИсторико-культурные особенности феномена Просвещения. Истоки энциклопедизма. Основные задачи энциклопедической обработки знания: популяризация, систематизация, соединение с практикой. Философия как средство энциклопедического синтеза. Принципы просветительского понимания природы. Механистический материализм. Корпускулярная теория материи. Деистическая и атеистическая версии материализма. Детерминизм Гольбаха. Проблема сущности и происхождения жизни. Элементы эволюционизма в натурфилософии Дидро. Принципы просветительского понимания человека. «Человек-машина» Ж.О. Ламетри. Понятие воспитания как центральный концепт просветительской антропологии. Парадоксы воспитания в педагогических сочинениях Дидро и Руссо. Утилитаристская этика просветителей. Понятие интереса в философии Гельвеция
- Немецкая классическая философияОсновные задачи критической философии И. Канта. Понятия априори и апостериори, аналитического и синтетического. Чувственность, рассудок и разум, их соотношение. Различение Кантом «вещи в себе» и «явления». Учение Канта о пространстве и времени как априорных формах чувственности. Основные принципы практической философии Канта. Смысл кантовского категорического императива. Переосмысление трансцендентальной философии Канта в творчестве Фихте и Шеллинга. Диалектика самосознания в философии Фихте. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм в философии Шеллинга. Философия Гегеля как итоговая система немецкой классической философии. Принципы гегелевского метода: тождество исторического и логического, идея развития, движение от абстрактного к конкретному. Учение Гегеля об объективном духе. Гегелевская философия истории
- Неокантианство и феноменологияМарбургская школа. Понятие о трансцендентальном методе в трудах Г. Когена и П. Наторпа. Конструирование предмета познания. Философия символических форм Э. Кассирера. Баденская школа. Науки о природе и науки о культуре. Границы естественнонаучного образования понятий у Риккерта. Номотетический и идиографический методы. Понятие ценности и метод "отнесения к ценности". Ранний и поздний Гуссерль. Проблема антипсихологизма. Эйдетическая редукция и базовые понятия феноменологии. Гуссерль и Декарт. Проблематика «жизненного мира»
- Логический позитивизм и философия Л. ВитгенштейнаНаучное познание и развитие логики. Основные понятия логического учения Г. Фреге: значение и смысл, логическая функция, истинностное значение. Логический атомизм Рассела. Критика метафизики. Проблематизация понятия факта. "Логико-философский трактат" Л. Витгенштейна. Мир и язык. Логическая структура языка. Язык как “картина” реальности. Учение о границах выражения. "Бессмысленность" предложений философии и логики. Этический смысл учения о "сказанном" и "показанном". Понятие "мистического" в философии Витгенштейна. Логико-философская программа Венского кружка. “Протокольные предложения” Р. Карнапа и “базисные предложения” М. Шлика. Фальсификационизм К. Поппера. Введение ограничений на верификацию и фальсификацию предложений. Формирование “исторической философии науки” (Т. Кун, И. Лакатос)
- Структурализм и герменевтикаПроблематизация знаковой реальности. Понятие структуры в лингвистике Ф. де Соссюра. Синхрония и диахрония. Структура и история. Антропологический структурализм К. Леви-Стросса. Понятие текста и дискурса в работах Р. Барта. Археология знания М. Фуко. Смерть автора и смерть субъекта. Истоки философской герменевтики. Объяснение и понимание в герменевтике В. Дильтея. "Истина и метод" Х.-Г. Гадамера. Понятие герменевтического круга. Понимание и предпонимание. Исторический горизонт понимания. Герменевтическое значение временного отстояния. Язык как универсальная среда герменевтического опыта. Интерпретация и понимание в философии П. Рикера. «Конфликт интерпретаций» как важнейшая составляющая герменевтического опыта. Методологическое и социальное значение герменевтики
- Развитие знания об обществе в домодерном социумеПроблематика позднего рождения социологии. Учения об общественном устройстве в античности и Средневековье. Споры об источниках социальной власти и авторитета. Проблематика социальной иерархии: богатство, власть, честь. М. Мосс и К. Поланьи о специфике архаичной экономики. Проблематика дара и дарения. Платон и Аристотель о типах общественного устройства. Августин и Фома Аквинский о природе общества. Неевропейская социальная философия. Возрождение и дебаты о природе власти у Макиавелли и Гвичардини. Споры об обществе в новоевропейской философской мысли как «предыстория» социологии?
- Понятие традиции как антитезы и необходимого элемента современности. Теория секуляризацииСпоры об «оборотной стороне прогресса» с конца 18 в.: Э. Берк, Гаман, де Местр. Церковь и консерватизм в 19 в. с позиции рождающейся социальной теории. Понятие «расколдования мира» и оценка этого процесса у М. Вебера и его современников. Проблематика секуляризации в социальной мысли 20 в.: К. Левитт, К. Шмитт. Э. Фёгелин, Х. Арендт. Х. Блюменберг и его трактовка феномена «Нового времени» и его связи с секуляризацией. Понятие практики и ценностей в социальной теории позднего Модерна
- Рождение социологии во второй половине ХIХ в. Конт и МарксПонятие классического и неклассического типа философии. Основные альтернативы метафизике: антропология, философия жизни, позитивизм. Рождение социологического подхода. Критика гегелевской философии в работах Л. Фейербаха. Теория религиозного отчуждения и антропологическая интерпретация христианства в трактате «Сущность христианства». Переосмысление фейербахианства в ранних сочинениях К. Маркса. Понятие практики и концепция предметной деятельности в учении Маркса. Маркс об отчуждении труда. Философия истории в работах Маркса. Позитивизм в философии 19 в. Учение О. Конта о трех стадиях развития знания. Идеал позитивной науки и систематизирующая роль философии. Ле Пле, Г. Спенсер и альтернативные органицистские подходы в социологии. Идея географического фактора развития (И. Мечников)
- Вебер и ДюркгеймСтановление социологии как академической дисциплины. Новое устройство европейского общества и дискуссии о природе социального. Биографический путь М. Вебера: право, история, религия. Вебер и неокантианство. Протестантская этика на рубеже 19 и 20 веков. Проблематика современной демократии и Вебер как политический аналитик. «Шозизм» Э. Дюркгейма и споры о методах конца 19 в. Социология Дюркгейма в контексте политического и идейного развития Третьей республики во Франции. Школа Э. Дюркгейма: Хальбвакс и Мосс. Понятие социального института и социальной формы. Специфика социологии Г. Зиммеля
- Парсонс, Мертон и социология знанияНаследие структурного функционализма Т. Парсонса и развитие теории модернизации. Р. Мертон и проблематика «среднего уровня» в социальных исследованиях. Мертон и развитие социологии науки от 1930-х к 1980-м гг. Социология знания К. Манхейма и ее философские истоки: наследие В. Дильтея. «Свободно парящая интеллигенция» и ее социально-политическая роль в разных странах. Диалектика идеологии и утопии глазами социальной теории. Политические импликации социологии и социальной философии после Второй мировой войны. Специфика междисциплинарного подхода социальных теоретиков - синтез микро- и макроуровней анализа общественного развития
- Поздний Модерн и постмодерн. Наследие Ю. Хабермаса и П. БурдьеМ. Фуко и его место в европейской и американской мысли второй половины 20 в. Социоанализ П. Бурдье и его связи с историками школы «Анналов» и антропологами. Понятие символических рынков, капиталов и полей культурного производства. Ю. Хабермас и наследие марксистской традиции. «Жизненный мир» и давление социальных систем. Феномен Франкфуртской школы и характеристики новых течений в социальной теории. Б. Латур и материальный поворот. Специфика междисциплинарного подхода в социальных науках
Элементы контроля
- реферат
- активность на семинарах
- тест
- экзамен в конце 2-го модуля
- экзамен в конце 4-го модуля
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * активность на семинарах + 0.3 * тест + 0.4 * экзамен в конце 2-го модуля
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * активность на семинарах + 0.3 * реферат + 0.4 * экзамен в конце 4-го модуля
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
- Современные социологические теории, Ритцер, Дж., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Habermas, J. (2007). The Philosophical Discourse of Modernity : Twelve Lectures. Cambridge, Mass: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1100677
- Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01592-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028491
- Грядовой, Д.И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 471 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02232-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028492
- Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
- Избранное. Т.1: Философия культуры, Зиммель, Г., 1996
- Избранное. Т.2: Созерцание жизни, Зиммель, Г., 1996
- История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2011
- История философии. Кн.2: Средние века. Возрождение. Новое время : учебник для вузов, Грядовой, Д. И., 2009
- Классическое наследие, Савельева, И. М., 2010
- Критика политической философии : избранные эссе, Капустин, Б. Г., 2010
- Люди в темные времена, Арендт, Х., 2003
- Филиппов, А. (2009). Прикладная Социология Пространства. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743654
- Философия Лейбница на фоне эпохи, Петрушенко, Л. А., 2009
- Шмитт, К. (2011). Понятие политического. Социология Власти, (8). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15456240