Бакалавриат
2020/2021
Проектный семинар "Лидерство и управление командой"
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Вершинина Ольга Игоревна,
Осипова Александра Сергеевна,
Рыкина Мария Николаевна,
Филонович Сергей Ростиславович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
На семинаре студенты познакомятся с современными концепциями лидерства и подходами к командообразованию. В том числе, будут рассмотрены идеи и методы, еще не попавшие на страницы учебников. Цель семинара - научить студентов правильно выбирать модель команды и стиль лидерства при планировании и воплощении реальных проектов. Результатом семинара должна стать разработка проекта формирования команды для реализации конкретного социального проекта, предложенного самими студентами.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Проектный семинар “Лидерство и командообразование”» является подготовка студентов к организационно-управленческой, аналитической деятельности в качестве руководителей младшего уровня, способных решать задачи по: • Разработке модели лидерства; • Развитию лидерских характеристик; • Формированию команды; • Управлению командой; • Реализации командного проекта.
Планируемые результаты обучения
- Понимание смысла назначение лидерства для современной организации
- Знание моделей распределенного лидерства
- Освоение командных ролей в соответствии с моделью М. Белбина
- Знание командных ролей с соответствии с моделью И. Адизес
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Смысл лидерстваСовременный подход к лидерству предполагает, что лидером не обязательно нужно родиться, лидером можно стать. При этом, однако, возникает вопрос: зачем становиться лидером. Диапазон возможных ответов весьма широк: от желания потешить свое тщеславие до осознания ответственности за реализацию важной и полезной идеи. В рамках данной темы обсуждаются этические проблемы лидерства.
- Тема 2. Индустрия лидерстваЦель темы – сформировать у студентов представление об индустрии лидерства: масштабах исследований, расходах на программы развития лидерства, проблемах практики лидерства и парадоксах, связанных с моделями и теориями лидерства. Работа с текстом Пфеффера – отличная возможность попрактиковать критическое мышление.
- Тема 3. Модель распределенного лидерстваСуществует широко распространенное заблуждение, что в команде может быть только один постоянный лидер. Концепция распределенного лидерства (shared leadership) противостоит этому заблуждению. Распределенное лидерство в литературе представлено двояко: (1) как возможность одновременного сосуществования нескольких лидеров в команде и (2) как передача лидерства от одного члена команды к другому в рамках перехода от одного этапа проекта к другому. Цель семинара – рассмотреть условия реализации обоих видов распределенного лидерства и смоделировать его при выполнении упражнения.
- Тема 4. Освоение метода управления полярностямиСочетание индивидуальное работы и командной деятельности – сложная задача, не имеющая однозначного решения. Она относится к разряду управления полярностями, на что обратили внимание несколько исследователей менеджмента независимо друг от друга и практически одновременно. Этот метод полезен для решения широкого круга управленческих задач.
- Тема 5. Модель БелбинаМодель ролевой структуры команды Мередита Белбина отлично подходит для построения проектных команд. Студентам полезно в деталях познакомиться с особенностями ролей, описанных Белбиным, определить предпочтительные для них роли и понять, как они могут развивать навыки принятия на себя ролей, к которым у них склонности. Иными словами, с помощью этой модели их можно подвести к идее об идеальном командном игроке и партнерстве с непохожими людьми.
- Тема 6. Модель АдизесаМодель PAEI Адизеса хорошо подходит для описания команд менеджеров, осуществляющих регулярное управление организациями. Ее главная идея – взаимодополняемость членов команды и значение навыка работы с непохожими на тебя людьми. Применение этой модели требует исключительной честности по отношению к самому себе, высокой эмпатии и уважения к партнеру по команде
- Тема 7. Модель teamingТрадиционно команда рассматривается как малая группа (7±2 человека). В современных условиях для решения глобальных проблем и реализации сложных проектов приходится координировать деятельность сотен, а иногда и тысяч людей. Для описания таких процессов гарвардский профессор Эми Эдмондсон предложила концепцию teaming. Цель темы: обсудить условия реализации концепции и рассмотреть реальные примеры ее воплощения.
Элементы контроля
- домашние задания в форме командной презентации и/или отчета по лидерству и командообразованию
- активная работа на семинарском занятии
- отчет по итоговому проекту. Групповой проект по лидерству и управлению командой
- защита итогового проекта
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * активная работа на семинарском занятии + 0.2 * домашние задания в форме командной презентации и/или отчета по лидерству и командообразованию + 0.2 * защита итогового проекта + 0.4 * отчет по итоговому проекту. Групповой проект по лидерству и управлению командой
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- М.Бауэр - Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961442168 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Д. Пфеффер - Лидерство без вранья: Почему не стоит верить историям успеха - Альпина Паблишер - 2018 - ISBN: 9785961409017 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/16901