Магистратура
2020/2021




Общая патопсихология
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 2, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Клиническая и специальная психология; Основы психологического консультирования. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Квалификационная практика; Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у учащихся представление о психиатрии как медицинской области знания, занимающейся изучением этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диаг-ностики и лечения психических болезней.
- Сформировать у студентов навыки комплексного психологического и психопато-логического анализа нарушений психики.
- Ознакомить учащихся с основными этапами развития психиатрии в медицинском, психологическом и социальном аспектах.
- Cформировать у учащихся представление о выделяемых психопатологией симптомах и синдромах;
Планируемые результаты обучения
- Знать основные понятия в психиатрии, методы оценки в психиатрии, оценочные шкалы их плюсы и минусы. Систему организации пси-хиатрической по мощи в России.
- Умение сравнивать основ-ные классификации психи-ческих расстройств. Пони-мать принципы их построе-ния. Знать начальные при-знаки проявления шизоф-рении.
- Знать основные симптомы депрессии, уметь выявлять их в ходе беседы. Понимать принцип коморбидности психических расстройств
- Умение анализировать ос-новные положения концеп-ций суицидального риска, выделять общность и раз-личия.
- Знать и уметь применять основные принципы по-строения беседы с клиен-тами имеющими психиче-ские нарушения.
- Знать основные проявления острой интоксикации (ал-когольной, наркотической, вызванной в следствии употребления галлюцино-генов)
- Знать основные определе-ния и проявления рас-стройств сексуального спектра. Уметь строить и гипотезы о причинах их возникновения и стратеги-ях их консультирования
- Знать явные и скрытые проявления эпилепсии, стратегии психотерапевти-ческой работы
- Знать современные кон-цепции расстройств аути-стического спектра, умст-венной отсталости, эмо-циональных расстройств и расстройств поведения
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общие вопросы психиат-рии.Организация психи-атрической службы в РоссииОсновные понятия, причины психических заболеваний. Эпидемиология и распространённость психических расстройств. Подходы и методы, используемые в психиатрии (феноменологический, описательный, психодинамический подход, кли-нический метод в психиатрии), кванитифицированные методы оценки в психиатрии, оценочные шкалы.Специализированная психиатрическая служба: диспансерный, ста-ционарный раздел. Психиатрическая помощь в общемедицинской практике. Обеспе-чения контроля качества психиатрической помощи. Стигматизация и дестигматизация в психиатрии. Лабораторные и инструментальные методы диагностики в психиатрии.
- Тема 2. Современные классификации психи-ческих расстройств (МКБ-11).Расстройства шизофренического спектра.Современные классификации болезни МКБ-10, DSM-IV-TR и МКБ-11, DSM-V. Психические нарушения и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.Что такое шизофрения. Основные проявления, распространённость. Как развивается шизофрения: биологические факторы и факторы окружающей среды. Описание основных симптомов в начале заболевания и в фазе развернутой клинической картины. Динамика и прогноз, рецидив. Особенности ши-зофрении в подростковом возрасте. Психотерапия и медикаментозное лечение. Кон-такт с семьей и информирование относительно заболевания.
- Тема 3. Расстройства аффективного спектра (депрессивные, невроти-ческие расстройства, расстройства личности)Что такое депрессия, виды (эндогенная, психогенная). Расстройство адаптации, депрессивный эпизод, биполярное и рекуррентное депрессивное расстройство. Особенности развития и динамики депрессивного состояния в зависимости от ведущего аффекта, личностных особенностей. Основные принципы терапии и пси-хотерапии депрессивных состояний. Особенности депрессии в подростковом возрасте. Психотерапия и медикаментозное лечение. Контакт с семьей и информирование отно-сительно заболевания. Тревожно-фобическое, обсессивно-компульсивное расстрой-ство, расстройства личности этиология, патогенез, диагностика основные принципы терапии и психотерапии.
- Тема 4. Основы клини-ческой суицидологииОсновные понятия, современные теории развития суицидального поведения, самоповреждающее поведение, вопросы диагностики, основные принципы построения кризисной психологической помощи.
- Тема 5. Практическое занятие, направленное на диагностику и основ-ные принципы построе-ния беседы лиц с раз-личными психическими нарушениями.Вопросы, которые должен прояснить психолог для оценки степени тяжести психического состояния. Разбор примера: критерии и параметры кризисного состояния. Суицидальный риск. Построение рабочей гипотезы. Возможная стратегия консультирования.
- Тема 6. Психические расстройства и рас-стройства поведения связанные с употребле-нием психоактивных веществПсихические нарушения вызванные употреблением алкоголя (острые, хронические). Психические нарушения вызванные употреблением опиатов, каннабиоидов, седативных средств, кокаина, галлюциногенов. Построение рабочей гипотезы. Возможная стратегия консультирования.
- Тема 7. Расстройства сексуального предпоч-тения, расстройства по-ловой идентификации.Знание основных определений и проявления расстройств сексуального спектра. Уметь строить и гипотезы о причинах их возникновения и стратегиях их кон-сультирования.
- Тема 8.Психические рас-стройства при эпилеп-сииЗнание явных и скрытых проявления эпилепсии, этиологии, диагностики, проявлений эпилепсии в детском возрасте, стратегии психотерапевтической
- Тема 9. Расстройства психологического (пси-хического) развитияЗнать современные концепции расстройств аутистического спектра, умственной отсталости, эмоциональных расстройств и расстройств поведения.
Элементы контроля
- Участие в дискуссии. Тема 1.Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
- Участие в разборе кли-нического случая. Тема 2Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ве-домость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических за-нятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
- Участие в разборе клинического случая Тема 3Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ве-домость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических за-нятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
- Анализ видеофрагмен-та фильма «Пациенты» (Intreatment) Тема 4Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
- Прослушивание и анализ записей с телефона доверия. Тема 5Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
- Участие в разборе кли-нического случая. Тема 6Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
- Участие в разборе клинического случая. Тема 7Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
- Просмотр и обсужде-ние фильма «Кон-троль» Тема 8Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
- Участие в разборе кли-нического случая. Тема 9Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в форме письменной самостоятельной работы – анализ предложенного кейса (Оэкзамен).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Анализ видеофрагмен-та фильма «Пациенты» (Intreatment) Тема 4 + 0.1 * Прослушивание и анализ записей с телефона доверия. Тема 5 + 0.1 * Просмотр и обсужде-ние фильма «Кон-троль» Тема 8 + 0.1 * Участие в дискуссии. Тема 1. + 0.1 * Участие в разборе кли-нического случая. Тема 2 + 0.1 * Участие в разборе кли-нического случая. Тема 6 + 0.1 * Участие в разборе кли-нического случая. Тема 9 + 0.1 * Участие в разборе клинического случая Тема 3 + 0.1 * Участие в разборе клинического случая. Тема 7 + 0.1 * Экзамен