• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Анализ фильма

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Павлов Александр Владимирович, Сафронов Эдуард Евгеньевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Кинокритика далеко не всегда предполагает настоящий анализ фильма. В обычных журналистских рецензиях могут содержаться элементы анализа, хотя, как правило, этот жанр как таковой уязвим с точки зрения киноведческой работы. Анализ фильма – уникальная техника, которой в действительности не так-то просто овладеть. Курс ориентирован на практическую работу. В его рамках будут рассмотрены различные кейсы – исключительно авторские техники аналитической работы с конкретными фильмами (Гельмут Корте, Ричард Дайер, Мишель Шион, Дана Полан и т.д.), предполагающие объемное высказывание, а не короткие реплики. После разбора нескольких кейсов (книги упоминаемых авторов, посвященные конкретным фильмам), студенты смогут попробовать применить этот (авторский) аналитический аппарат к другим жанровым фильмам. В качестве отправной точки для работы с эмпирическим материалом будут выбраны относительно «свежие» или классические жанровые фильмы – «Чужой» (анализ Роджера Лакхерста), «Бегущий по лезвию» (анализ Александра Филиппова), «Семь» (анализ Ричарда Дайера), «Криминальное чтиво» (анализ Даны Полана), «С широко закрытыми глазами» (анализ Мишеля Шиона). Кроме того, эти авторские подходы будут сравнены с иными подходами, чтобы студенты смогли увидеть «конфликт интерпретаций» и уделять в своей работе более пристальное внимание аргументации. Иной эмпирический материал для анализа будет выбран совместно со студентами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение знаниями об авторских теоретических и практико-методологических подходах к анализу фильма.
  • Развитие способностей к применению изученных оптик на практике в собственных аналитических текстах о кино.
  • Приобретение навыков аналитической и исследовательской работы для написания собственных аналитических текстов.
  • Развитие навыков самостоятельного и критического мышления, способностей к грамотному выстраиванию аргументации, к публичной и письменной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и применяет основные теоретические и практико-методологические подходы к анализу фильма (психоанализ, гендерный подход, прочтение «идеологического послания» фильма, системный киноанализ, пост-теория и др.).
  • Знает основные жанры и дифференцирует их, понимает жанровые конвенции.
  • Использует жанр фильма как инструмент анализа.
  • Знает историю зарождения и развития культового кино, описывает особенности феномена культового кино.
  • Применяет релевантные аналитические оптики при анализе культовых фильмов.
  • Знает специфику римейка, сиквела/легаси-сиквела, приквела, франшизы, адаптации.
  • Анализирует фильм в контексте его кинематографической «вселенной».
  • Понимает особенности жанров, вселенных, стилистики и тематики фильмов; анализирует их.
  • Знает, как в фильме «Бегущий по лезвию» работают пространство, идеология и социология.
  • Рассматривает «Бегущий по лезвию» как культовый фильм.
  • Анализирует «Бегущий по лезвию 2049» как легаси-сиквел каноничного культового фильма.
  • Сравнивает прочтение фильма Дэвидом Харви и Скотом Бьюкатманом.
  • Знает основные тексты, посвященные анализу фильмов Стэнли Кубрика и Дэвида Линча, знает и дифференцирует аналитические инструменты, используемые авторами текстов при анализе.
  • Сравнивает анализы фильмов разных авторов (Ф. Джеймисон, С. Жижек, М. Шион, Дж. Нэрмор и др.).
  • Знает основные тексты, посвященные анализу фильмов Дэвида Кроненберга, Квентина Тарантино и Кристофера Нолана, знает и дифференцирует аналитические инструменты, примененные авторами текстов в анализе фильмов.
  • Сравнивает анализы разных авторов (Р. Вуд, Д. Тригг, Ф. Джеймисон, Д. Полан, Т. МакГован, С. Жижек и др.).
  • Знает основные тексты, посвященные анализу фильмов «Зловещие мертвецы», «Мизери», «Шоугелз» рассматривает фильм «Зловещие мертвецы» как теорию, понимает логику адаптаций на примере «Мизери»; понимает, почему «Шоугелз» может быть описан как хороший фильм.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в анализ фильма: теория и методология.
    Теоретические подходы к анализу фильма. Психоанализ (Лора Малви, Тод МакГован, Славой Жижек). Гендерный подход к анализу фильма (Кэрол Кловер). Прочтение «идеологического послания» фильма (Фредрик Джеймисон). Спекулятивный реализм Лавкрафта (Грэм Харман). Практико-методологические подходы к анализу фильма. Системный киноанализ (Гельмут Корте). Пост-теория (Дэвид Бордуэлл).
  • Определение жанра фильма как инструмент анализа.
    Жанровые конвенции. Константные и неконстантные жанры. Смерть и возрождение жанров: (нео)нуар, (спагетти)вестерн. Телесные жанры (Линда Уильямс): хоррор, комедия, порнография. Популярность научной фантастики. «Дорожное кино» как жанр. Блокбастеры вчера и сегодня.
  • Культовое кино.
    Появление и развитие культового кино: полночное кино, эксплуатационное кино, молодежное кино 1980-х. Категории: weird и quirky. Репрезентация насилия. Культовое кино и медиа.
  • «Вторая жизнь» фильма.
    Римейк, сиквел/легаси-сиквел, приквел, франшиза. Вторая жизнь культурного явления в фильме: адаптации (графические романы, книги, пьесы, видео игры).
  • Автор: теория и практика.
    Жанры. Вселенные. Стилистика. Тематика. Примеры: Дэвид Линч, Стенли Кубрик, Дэвид Кроненберг, Квентин Тарантино, Кристофер Нолан.
  • Case study. «Бегущий по лезвию».
    Пространство, идеология и социология. Наследие культового кино. «Бегущий по лезвию» в популярной культуре. Адаптация (Дик). «Бегущий по лезвию 2049» — легаси-сиквел культовой классики.
  • Case study. Кубрик и Линч.
    Историзм в «Сиянии» (Фредрик Джеймисон). Мишель Шион о картине «С широко закрытыми глазами». Прочтения творчества Кубрика Джеймсом Нэрмором («Заводной апельсин», «2001: Космическая одиссея», «Барри Линдон»). Чума фантазий в «Шоссе в никуда» (Славой Жижек). Дэвид Фостер Уоллес как зритель Дэвида Линча. Постмодернизм в «Синем бархате» (Фредрик Джеймисон).
  • Case study. Кроненберг, Тарантино и Нолан.
    Телесность в «Выводке» (Робин Вуд) и «Мухе» (Дилан Тригг). Конспирология в «Видеодроме» (Фредрик Джеймисон). «Бешеная»: оригинал и повторение. «Криминальное чтиво» как постмодерн (Дана Полан). Исключительный героизм «Темного рыцаря» (Тод МакГован).
  • Case study. «Зловещие мертвецы», «Мизери», «Шоугелз».
    «Зловещие мертвецы» как (пост)теория (Джеффри Уайнсток). «Шоугелз» как хорошее (а не) «плохое кино» (Иэн Хантер). Повествование в различных медиа: «Мизери» как литература (Стивен Кинг) и как фильм (Питер Дрекслер).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Промежуточная работа (эссе)
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Промежуточная работа (эссе) + 0.5 * Работа на семинарах + 0.25 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bateman, J. A., & Schmidt, K.-H. (2012). Multimodal Film Analysis : How Films Mean. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • McGowan, T. (2007). Real Gaze, The : Film Theory After Lacan. SUNY Press.