• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Медиапрактики, медиаэффекты и исследования аудитории

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс основывается на изучении ряда базовых концепций, формирующих у студентов понимание о феномене медиавоздействия и инспирируемых медиаэффектах, порожденных современной медиаиндустрией: теории социологии медиаэффектов (модель двухступенчатой коммуникации, моральные паники, спираль молчания, наркотизирующая дисфункция массмедиа и усталость сострадать), теории психологии восприятия (медиапрайминг и фрейминг, теория культивации), антропологии медиавосприятия и подходы Cultural Studies к исследованию рецепции (Nationwide, кодирование/декодирование, информационные шумы).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие представлений относительно конструирования медиапрактик, медиаэффектов и исследования аудитории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • На теоретическом и эмпирическом уровнях понимает особенности медиапотребления.
  • Ориентируется в современных медиапрактиках - разбирается в природе и последствиях.
  • Владеет теорией медиаметрии, способен ее применять на эмпирическом уровне.
  • Ориентируется в современных медиаэффектах - знает основные концепции и использует их в практике медиаисследований.
  • Анализирует проявления медиаинфлюенсинга в современных медиакоммуникациях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Феномен медиапотребления
    Понятие "медиапотребление". Особенности медиапотребления в России. Эмпирические исследования медиапотребления.
  • Аудитория медиа как объект социологических исследований
    Понятие аудитории в социологии медиа. Предпосылки социологического изучения массовых аудиторий медиа. Развитие социологических исследований аудитории медиа.
  • Медиапрактики современного российского общества
    Понятие "медиапрактики". Разновидности современных медиапрактик.
  • Конструирование медиаэффектов современного общества
    Предпосылки возникновения медиаэффектов. Особенности медиаманипулирования. Медиаэффекты: эволюция представлений. Систематизация медиаэффектов.
  • Медиаинфлюенсинг как феномен современных медиакоммуникаций
    Предпосылки возникновения медиаинфлюенсинга. От лидеров общественного мнения к инфлюенсерам: концептуализация феномена.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе на тему: "Проявления рецепций в современных медиакоммуникациях"
  • неблокирующий Исследовательский проект "Моральные паники как особый медиаэффект"
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Исследовательский проект "Моральные паники как особый медиаэффект" + 0.2 * Посещаемость + 0.4 * Работа на семинарах + 0.2 * Эссе на тему: "Проявления рецепций в современных медиакоммуникациях"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ефанов А. А. - Социальные последствия медиавоздействия: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-9765-4230-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/143739
  • Ефанов А. А. - СОЦИОЛОГИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 124с. - ISBN: 978-5-534-12432-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-mediakultury-i-mediaobrazovaniya-447477

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кирия И.В. История и теория медиа / И.В. Кирия, А.А. Новикова. - Москва : ВШЭ, 2017. - 608 с. - ISBN 978-5-7598-1188-6. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362024/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934
  • Фомичева И.Д. - Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 360с. - ISBN: 978–5–7567–0646–8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68847