Бакалавриат
2020/2021
Медиапрактики, медиаэффекты и исследования аудитории
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Ефанов Александр Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Курс основывается на изучении ряда базовых концепций, формирующих у студентов понимание о феномене медиавоздействия и инспирируемых медиаэффектах, порожденных современной медиаиндустрией: теории социологии медиаэффектов (модель двухступенчатой коммуникации, моральные паники, спираль молчания, наркотизирующая дисфункция массмедиа и усталость сострадать), теории психологии восприятия (медиапрайминг и фрейминг, теория культивации), антропологии медиавосприятия и подходы Cultural Studies к исследованию рецепции (Nationwide, кодирование/декодирование, информационные шумы).
Цель освоения дисциплины
- Развитие представлений относительно конструирования медиапрактик, медиаэффектов и исследования аудитории.
Планируемые результаты обучения
- На теоретическом и эмпирическом уровнях понимает особенности медиапотребления.
- Ориентируется в современных медиапрактиках - разбирается в природе и последствиях.
- Владеет теорией медиаметрии, способен ее применять на эмпирическом уровне.
- Ориентируется в современных медиаэффектах - знает основные концепции и использует их в практике медиаисследований.
- Анализирует проявления медиаинфлюенсинга в современных медиакоммуникациях.
Содержание учебной дисциплины
- Феномен медиапотребленияПонятие "медиапотребление". Особенности медиапотребления в России. Эмпирические исследования медиапотребления.
- Аудитория медиа как объект социологических исследованийПонятие аудитории в социологии медиа. Предпосылки социологического изучения массовых аудиторий медиа. Развитие социологических исследований аудитории медиа.
- Медиапрактики современного российского обществаПонятие "медиапрактики". Разновидности современных медиапрактик.
- Конструирование медиаэффектов современного обществаПредпосылки возникновения медиаэффектов. Особенности медиаманипулирования. Медиаэффекты: эволюция представлений. Систематизация медиаэффектов.
- Медиаинфлюенсинг как феномен современных медиакоммуникацийПредпосылки возникновения медиаинфлюенсинга. От лидеров общественного мнения к инфлюенсерам: концептуализация феномена.
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- Эссе на тему: "Проявления рецепций в современных медиакоммуникациях"
- Исследовательский проект "Моральные паники как особый медиаэффект"
- Посещаемость
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Исследовательский проект "Моральные паники как особый медиаэффект" + 0.2 * Посещаемость + 0.4 * Работа на семинарах + 0.2 * Эссе на тему: "Проявления рецепций в современных медиакоммуникациях"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ефанов А. А. - Социальные последствия медиавоздействия: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-9765-4230-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/143739
- Ефанов А. А. - СОЦИОЛОГИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 124с. - ISBN: 978-5-534-12432-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-mediakultury-i-mediaobrazovaniya-447477
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кирия И.В. История и теория медиа / И.В. Кирия, А.А. Новикова. - Москва : ВШЭ, 2017. - 608 с. - ISBN 978-5-7598-1188-6. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362024/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934
- Фомичева И.Д. - Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 360с. - ISBN: 978–5–7567–0646–8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68847