Магистратура
2020/2021
Функциональные модели в естественном языке
Статус:
Курс обязательный (Цифровые методы в гуманитарных науках)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Ляшевская Ольга Николаевна
Прогр. обучения:
Цифровые методы в гуманитарных науках
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Функциональные модели в естественном языке» подробно знакомит студентов с исследованиями в области функциональной и когнитивной лингвистики. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: a. «Формальное представление естественного языка»; b. «Компьютерная лингвистика»; c. «Проектно-исследовательский семинар»; d. «Проекты».
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются: 1. Ознакомление с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики; 2. Формирование представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных; 3. Углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека; 4. Изучение актуальных подходов к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка; 5. Формирование представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем.
Планируемые результаты обучения
- Знают основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики.
- Владеют понятиями и методами лингвистической прагматики.
- Имеют представления о возможностях функционального и когнитивного подходов в описании жестовых языков и сопровождающей жестикуляции.
- Умеют строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств.
- Выявляют в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу. Отличают метафорические сдвиги от прямых значений.
- Имеют представления о методах и основных понятиях социолингвистики. Владеют основными методами анализа социолингвистической вариативности.
- Знают актуальные подходы к описанию механизмов усвоения языка.
Содержание учебной дисциплины
- Введение.Функциональная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Методы функциональной лингвистики. Функции языка. Функциональный подход в лингвистике. Когнитивный подход к описанию языка: история возникновения и понятийный аппарат. Язык и другие когнитивные системы, лингвистическое отображение пространства.
- Прагматика.Компоненты высказывания: ассерция, следствие, конвенциональная импликатура, конверсациональная импликатура. Речевой акт и его участники. Место и роль говорящего и слушающего. Оценка важности: гипотезы говорящего относительно знаний слушающего. Постулаты Грайса, теория речевых актов. Теория референции.
- Жестовая лингвистика.Жестовые языки в сопоставлении со звучащими. Сопровождающая жестикуляция.
- ЭкспрессивыКорпусные методы исследования экспрессивной лексики и экспрессивных конструкций
- Метафора и метонимия. Блендинг.Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Источник и мишень метафоры: наложение областей. Типология метафоры и лексическая типология.
- Социолингвистика.Лингвистическая вариативность, связанная с социальными макропеременными, переменными, релевантными для социальной группы, и индивидуальными особенностями персоны.
- Усвоение языка.Критика универсальной грамматики Хомского: усвоение языка как часть когнитивных и социально- коммуникативных навыков ребенка. Intention-reading, pattern-finding, entrenchment, grammaticalization. Usage-based model: усвоение слов, ранних синтаксических конструкций и более сложных единиц.
Элементы контроля
- домашние работыПолучение оценки за обсуждение на семинаре предполагает посещение занятий; чтение литературы, рекомендованной к занятию; участие в обсуждении прочитанного; ответы на предоставленные преподавателем вопросы по литературе; составление собственных вопросов для обсуждения на занятии по прочитанной литературе.
- доклад на коллоквиумеПрезентация предполагает 20 мин. презентацию статьи по одной из тем курса. Презентация должна содержать изложение основных идей статьи, конструктивную критику статьи, вопросы для обсуждения с аудиторией. Презентация может быть подготовлена индивидуально или в парах (в последнем случае, статья должна быть большего объёма и/или содержать несколько экспериментов/анализов). Поскольку обсуждение домашних заданий и презентаций на семинарах невозможно повторить, элементы текущего контроля не пересдаются.
- экзаменЭкзамен представляет собой обсуждение подготовленного заранее индивидуального письменного проекта. Проект предполагает написание 4—6 страничных тезисов (например, в формате конференции CogSci).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * доклад на коллоквиуме + 0.25 * домашние работы + 0.5 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461
Рекомендуемая дополнительная литература
- Evans, V. Cognitive Linguistics: An Introduction / Vyvyan Evans, Melanie Green. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. – 830 p. – ISBN 9780748618323. – Текст: электронный // DB Proquest Ebook Central (ebrary) [сайт]. - URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-