Магистратура
2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Профессиональное развитие психолога
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс адаптационный (Позитивная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Фам Анна Хунговна
Прогр. обучения:
Позитивная психология
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для сопровождения и всесторонней поддержки будущего специалиста-психолога в выборе и реализации его индивидуальной траектории профессионального развития. В процессе занятий происходит углубленное знакомство с различными направлениями деятельности профессионального психолога и анализ личностных особенностей специалистов разных профилей, знакомство с этическими принципами психологической работы, обучение навыкам психогигиены и профилактики эмоционального выгорания. Отдельное внимание уделяется самопознанию: исследованию собственной мотивации, анализу ожиданий, страхов, образа профессии и себя как психолога (включая анализ своих сильных сторон и зон роста), возможных препятствий на пути к поставленной цели. Все это служит цели повышения осознанности, рефлексивности и ответственности молодого специалиста, усиления профессиональной идентичности и мотивации, а также позволяет лучше почувствовать коллегиальное поле и выработать свой индивидуальный стиль работы. В зависимости от рассматриваемых тем и задач, предусмотрены различные учебные форматы: групповая дискуссия, доклады, написание индивидуальных творческих работ (эссе), проведение полуструктурированных интервью, группы самопознания и интерактивные форматы, позволяющие студентам тренироваться в получении и предоставлении экологичной обратной связи другим членам группы, и др.
Цель освоения дисциплины
- Адаптировать студентов к обучению в рамках магистратуры по позитивной психологии: обеспечить психологическую и информационную поддержку на начальных этапах обучения, оказать помощь в разработке индивидуальной траектории профессионального и личностного развития будущего специалиста.
- Познакомить с рядом современных психотехнических методов и методик, включая инструменты практической работы позитивного психолога.
- Создать условия для развития личностного потенциала и отработки «мягких» навыков студентов образовательной программы (4К: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление).
- Создать предпосылки для формирования внутренней учебной и профессиональной мотивации (автономия, компетентность, чувство связанности с другими), а также развития профессионального самосознания (осознания себя как части общего коллегиального поля) и создания целостного и реалистичного образа осваиваемой специальности и себя как будущего специалиста.
- Создать условия для психологической и идейной «сонастройки» участников образовательного процесса.
Планируемые результаты обучения
- Воспринимает себя как часть общего коллегиального поля.
- Имеет полное и комплексное представление о профессии психолога и возможностях профессиональной реализации.
- Умеет конструктивно обрабатывать обратную связь о себе/своей работе и экологично давать обратную связь другому; настроен на диалогическую позицию в отношениях с преподавателями, студентами, коллегами (в т.ч. при возникновении проблем и решении сложных вопросов).
- Имеет комплексное и реалистичное представление о своих компетенциях, личностных ресурсах и зонах роста в профессиональной сфере, а также конкретных способах достижения своих профессиональных целей.
- Знает особенности своего индивидуального стиля работы, конкурентные преимущества, ограничивающие факторы и способы их устранения/компенсации.
Содержание учебной дисциплины
- Знакомство и обсуждение ожиданий от магистерской программы.Встреча с академическим руководителем магистерской программы. Знакомство. Сбор ожиданий от обучения. Ответы на вопросы студентов. Обзор целей курса, выработка правил взаимодействия.
- Деятельность профессионального психолога как поле возможностей. Самоопределение специалиста.Упражнение «Точка настоящего момента». Реконструкция индивидуальных смыслов обучения в магистратуре. Формирование списка вопросов интервью про профессиональный путь психолога.
- Этические аспекты работы психолога.Обратная связь высокого качества (Э. Минделл). Развитие чувствительности к обратной связи как ресурса личности. Вопросы власти и ответственности и профилактика «спасательской» позиции профессионального психолога. Этические принципы психологической работы.
- Образ профессии и образ себя в профессии. Компетенции, вызовы, зоны роста.Метанавыки психолога. Упражнение «Мои метанавыки». Доклады о психологах-ролевых моделях. Упражнение «Высокий сон, или Исследование моей мечты». Упражнение «Репертуарные решетки Дж. Келли» для анализа образа себя как профессионала. Упражнение «Образ профессии». Исследование своих сильных сторон и зон роста, имплицитных установок и ограничивающих факторов. Упражнение «Рефрейминг».
- Личностное развитие специалиста. Психогигиена и профилактика эмоционального выгорания.Мотивация профессионального психолога. Поиск своего индивидуального профессионального стиля. Упражнение «Музыкально-академическая синестезия». Презентация результатов интервью с современными отечественными и зарубежными психологами.
Элементы контроля
- ПосещаемостьПрисутствие на занятиях отмечается в текущей ведомости.
- АктивностьАктивность на каждой сдвоенной учебной паре отмечается в текущей ведомости.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гройсман А.Л., Иконникова А.Н - Общая психопрофилактика и психогигиена творческого труда - ООО "Когито-центр" - 2006 - 160с. - ISBN: 5-89353-206-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109159
- Нестерова А. А., Суслова Т. Ф. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 356с. - ISBN: 978-5-9916-8758-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-psihologa-433216
- Под общ. ред. Минаевой Н.С. - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 121с. - ISBN: 978-5-534-07822-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/aktualnye-problemy-teorii-i-praktiki-sovremennoy-psihologii-441504
- Протанская Е. С., Семенова С. В., Ходаковская О. В. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 233с. - ISBN: 978-5-534-00360-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-psihologa-433215
Рекомендуемая дополнительная литература
- Абдурасулов, Т. (2011). «Я-Концепция» И Профессиональное Самоопределение Личности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4935782D
- ОСИН, Е. Н., & ЛЕОНТЬЕВ, Д. А. (2017). Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики. Organizational Psychology / Organizacionnaâ Psihologiâ, 7(2), 30–51. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=123945127