Магистратура
2020/2021
Цифровые финансы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Корпоративные финансы)
Направление:
38.04.08. Финансы и кредит
Кто читает:
Практико-ориентированные магистерские программы факультета экономических наук
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Силаев Илья Александрович
Прогр. обучения:
Корпоративные финансы
Язык:
английский
Кредиты:
5
Контактные часы:
24
Course Syllabus
Abstract
Важной составляющей программы является разбор кейсов и примеров, преимущественно на современном Российском рынке, для формирования у студентов практических навыков и знаний, актуальных для современного бизнеса. Для успешного овладения материалом дисциплины желательно обладать знаниями базового уровня в следующих областях знаний: Стратегический менеджмент Корпоративные финансы Экономический анализ фирмы Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Прикладные корпоративные финансы; Управление стоимостью компаний; Корпоративное управление.
Learning Objectives
- Формирование у студентов представления о влиянии появления новых технологий на деятельность фирмы в современной экономике, о вызовах и возможностях для современных руководителей в аспектах управления стоимостью компании, привлечения финансирования и изменения бизнес модели компании.
Expected Learning Outcomes
- Знать ключевые драйверы и метрики моделей цифрового бизнеса
- Знать примеры применения технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и блокчейн компаниями в России и за рубежом
- Знать современные способы финансирования компании с использованием цифровых технологий
- Уметь определять ключевые процессы и клиентские пути в цифровых каналах
- Уметь осуществлять анализ и расчет бизнес моделей цифрового бизнеса
- Уметь выявлять основные драйверы и рекомендации по управлению стоимостью цифрового бизнеса
- Иметь навыки формулирования ценностного предложения, определения персон и ключевых клиентских путей для бизнеса в цифровых каналах
- Иметь навыки разработки бизнес модели для цифрового бизнеса, включая расчет ключевых метрик
- Иметь навыки синтеза и презентации угроз и возможностей цифровых технологий для компании в контекстах управления стоимостью и привлечения финансирования
- Иметь навыки анализа применения передовых цифровых технологий российскими и зарубежными компаниями
Course Contents
- Бизнес модель цифрового бизнесаОсновные метрики цифрового бизнеса. Юнит экономика. Понятие воронки продаж. Каналы продвижения. Эффект масштабирования при привлечении клиентов. Пожизненная ценность клиента (LTV - Life Time Value). Способы повышения LTV. Понятие монетизации. Основные типы бизнес моделей цифрового бизнеса. Модель Freemium. Модель on-demand. Модель подписки. Модели прямой и скрытой рекламы. Модели цифрового маркетплейса. P2P модель как частный случай маркетплейса. Примеры цифровых маркетплейсов в России и в мире. Понятие стартапа. Жизненный цикл стартапа. Цифровые стартапы внутри организации. Управление цифровыми стартапами. Сложности управления цифровыми стартапами внутри организаций. Изменение направления (Pivot). Примеры цифровых стартапов внутри организации в России.
- Цифровые экосистемы и трансформация традиционного бизнесаПонятие цифровой экосистемы. Клиентские пути. Понятие ценности для клиента (customer value proposition). Понятие персоны (persona) и пользовательской истории (user story). Цифровые угрозы и возможности для традиционного бизнеса. Примеры влияния технологий на бизнес модель. Цифровая трансформация в контексте управления стоимостью компании. Цифровые экосистемы на примере финансового сектора. Мультипликаторы оценки стоимости цифровых экосистем и традиционных игроков в финансовом секторе. Примеры Российского финансового сектора. Цифровые тенденции финансового сектора в современной экономике. Робоэдвайзинг и ETF. Автоматизированное управление активами. Значение для управления стоимостью компании. Примеры робоэдвайзеров в России и в мире.
- Управление стоимостью цифрового бизнесаФормы финансирования и основные участники рынков капитала финансирования цифровых бизнесов. Раунды финансирования и их специфика. Прямое частное финансирование. Примеры платформ прямого частного финансирования в России. Подходы к оценке стоимости цифровых бизнесов. Специфика расчета ROI и дисконтированных денежных потоков. Ставка дисконтирования. Метод мультипликаторов. Примеры применения метода мультипликаторов для оценки стоимости цифрового бизнеса. Управление стоимостью цифрового бизнеса.
- Большие данные и искусственный интеллектПонятие больших данных. Примеры работы с большими данными в России. Понятие машинного обучения. Машинное обучение в задачах классификации. Кластеризация данных. Принципы работы нейронных сетей. Машинное обучение в бизнесе. Обработка естественного языка (Natural Language Processing) в бизнесе. Роботизация в бизнесе. Искусственный интеллект (AI - Artificial Intelligence) в бизнесе и в обществе. Рекомендательные системы. Возможные траектории развития искусственного интеллекта. Narrow AI. Международные примеры использования машинного обучения и искусственного интеллекта.
- Децентрализация, блокчейн, криптовалютыВведение в технологию блокчейн. Блоки транзакций. Цепочки блоков. Подтверждение транзакций. Проблема «Двойного расходования» (Double Spending). Понятие сложности. Основные типы блокчейн систем. Применения блокчейна в бизнесе. Преимущества и ограничения блокчейна. Криптовалюты. Смарт-контракты. Блокчейн в цепочках поставок. Блокчейн в корпоративном управлении. Децентрализованное автономное управление и попытка реализации (DAO). Применение технологии блокчейн традиционными российскими и зарубежными компаниями. Блокчейн в финансах. Примеры применения блокчейн в России компаниями финансового сектора для оптимизации традиционных услуг. Международные концепции изменения рынка взаиморасчетов компаний с помощью технологии блокчейн. Особенности рынка криптовалют. Типы криптовалют и методы защиты. Подходы к определению фундаментальной стоимости. Пример концепции национальной криптовалюты в России. Initial Coin Offering (ICO) как нерегулируемая форма привлечения капитала. Международный опыт и перспективы ICO. Критика ICO. Примеры применения ICO в России для финансирования традиционного бизнеса.
- Роль CFO в условиях цифровой трансформации бизнесаЦели и задачи аналитической трансформации. Создание экосистемы данных, как основной операционной модели. Элементы аналитической трансформации: от стратегии к организационной модели к данным и инфраструктуре. Smart data и технологическая платформа как ключевые элементы трансформации. Стоимость данных и жизненный цикл продвинутой аналитики. Компетенции CFO в контексте цифровой трансформации бизнеса. Примеры-кейсы компаний, успешно реализовавших аналитическую трансформацию. Составление гипотез причин и возможностей решения на базе аналитики кейса. Пример формулирования технического задания BI аналитику. Проверка правильности гипотезы.
Bibliography
Recommended Core Bibliography
- Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса - М.: Альпина Диджитал, 2019. ISBN: 978-5-9614-2250-4
- Ситуационный финансовый анализ : схемы, задачи, кейсы: учеб. пособие для вузов, Теплова, Т. В., 2006
Recommended Additional Bibliography
- Блейк М., Тиль П. От нуля к единице - М.: Альпина Паблишер, 2019. ISBN: 978-5-961456035.
- Как оценить бизнес по аналогии: Пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов Учебное пособие / Чиркова Е.В., - 4-е изд., исправ. и доп. - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 284 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6584-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002519
- Корпоративные финансы : рук. к изучению курса: учеб. пособие для вузов, Ивашковская, И. В., 2007