Бакалавриат
2020/2021
Внутренние коммуникации
Статус:
Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Солодухин Олег Юрьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Внутренние коммуникации являются одной из наиболее динамично развивающихся управленческих дисциплин. По сути именно специалисты по внутренним коммуникациям способны выполнять функцию агента изменений в компании. Программа «Внутренние коммуникации» готовит таких специалистов, ориентирующихся в методах формирования корпоративной культуры и инструментах внутренних коммуникаций. Курс построен таким образом, что большая его часть читается специалистами-практиками, руководителями управлений внутренних коммуникаций крупнейших российских и западных компаний. С помощью данных специалистов разрабатываются деловые игры и проектные задания. Таким образом, студенты приобщаются к реальному опыту профессионалов внутренних коммуникаций и знакомятся с самыми актуальными направлениями профессии.
Цель освоения дисциплины
- Формирование целостного представления о связях с общественностью с важнейшей целевой аудиторией компании - с ее персоналом; а также знакомство с системой внутренних корпоративных коммуникаций, их ролью и местом в жизни современных компаний. Освоение курса поможет студентам понять, как связаны внутренние коммуникации с корпоративной культурой, какие цели и задачи приходится решать отделу внутрикорпоративных коммуникаций компании.
Планируемые результаты обучения
- Обладает общими представлениями о том, что такое организация, этапах и стадиях её развития, типичных формах структуры организации и её ценностях.
- Обладает общими представлениями о том, что такое внутренние целевые аудитории, их типы и сегменты, кто такие лидеры общественного мнения и «амбассадоры» организации
- Обладает представлением о видах, каналах и уровнях внутренней коммуникации в организации, их месте в деятельности организации, понимает ято такое нематериальная мотивация и функции обратной связи во внутрикорпоративной коммуникации.
- Четкое понимание функций внутренних коммуникаций в организации, того, что такое «корпоративная культура», идентификация сотрудников, «прозрачность организации».
- Формирование представлений о структуре коммуникационного процесса внутри организации, ознакомление и формирование представлений о методах используемых при анализе коммуникационного процесса.
- Закрепление представлений и формирование навыков коммуникационного аудита. Формирование представлений о типичных трудностях внутрикорпоративных коммуникаций.
- Формирование и закрепление представлений о месте внутрикорпоративных коммуникаций в системе коммуникаций организации, их цели и задачах.
- Формирование представлений о методах исследований, позволяющих выявить медиа предпочтения аудитории и о формах и методах использования их в выстраивании внутрикорпоративных коммуникациях.
- Формирование представлений о внутрикорпоративной этике, её отличиях от локальных нормативных актов.
- Сформированы представления о процессах информирования во внутрикорпоративной среде, знание основных методов и приемов регулирования информационных потоков.
- Формирование представлений и навыков поддержания внутрикорпоративной культуры и традиций.
- Сформированы представления о процессах информирования во внутрикорпоративной среде, знание основных методов и приемов регулирования информационных потоков
- Сформированы представления о том, что такое корпоративная социальная ответственность, формах и методах ее претворения в жизнь.
- Формирование представлений о формах и методах нормативного оформления существенных аспектов организации внутрикорпоративных коммуникаций.
- Закрепление представлений и навыков, полученных за предыдущий период обучения. Формирование представлений о темпах их реализации.
- Формирование представлений о коммуникационных кризисах и способах их преодоления.
- Формирование представлений о критериях и методах оценки эффективности внутренних коммуникаций.
- Формирование представлений об основных подходах к бюджетированию работы по внутрикорпоративным коммуникациям.
- Умение аргументированно и со знанием предмета формулировать свои представления о перспективах развития внутренних коммуникаций в современном мире.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение.Содержание, цели и задачи курса. Интегрирующая функция связей с общественностью в системе внутренних коммуникаций организации. Этапы жизненного цикла организации и жизненного цикла ценностей организации. Организационная структура коллектива организации.
- Тема 2. Внутренние целевые аудитории, их таргетирование.Таргетирование и сегментация внутренних целевых аудиторий. СМИ как «внутренняя» целевая аудитория. Выявление и сегментирование целевой аудитории. Неформальные ЛОМы организации. Амбассадоры организации (амбассадоры корпоративного бренда).
- Тема 3. Коммуникация в организации. Внутренние коммуникации в виртуальном коллективе.Виды, каналы и уровни коммуникаций в организации. Роль и сущность внутренних коммуникаций организации. Системы нематериальной мотивации сотрудников и обратной связи.
- Тема 4. Функции внутренних коммуникацийСоздание прозрачности, поддержка идентификации сотрудников с компанией и содействие передаче знаний (своевременное и полное информирование сотрудников, создание и поддержка устойчивой корпоративной культуры, внедрение и поддержка ценностей компании, развитие горизонтальных связей между сотрудниками, поддержка культуры изменений, развитие бренда работодателя, увеличение показателя вовлеченности персонала, выявление и нейтрализация внутренних факторов негативного воздействия на развитие бизнеса, проведение мероприятий в рамках режима кризисных коммуникаций, получение обратной связи от сотрудников). Роль коммуникаций в HR-функциях (найм, отбор, адаптация, мотивация, управление знаниями).
- Тема 5. Анализ внутрикорпоративных коммуникаций.Структура коммуникационного процесса на внутреннем уровне коммуникаций в организации. Сбор, подбор и изучение содержательной информации: открытые, закрытые источники, слухи, отзывы. Анализ информации методом 360°: медиа-аналитика, информационный аудит, коммуникационный аудит и анализ отношений компании с внешними и внутренними ЦА.
- Тема 6. Анализ внутрикорпоративных коммуникаций.Методы коммуникационного аудита. Коммуникационные барьеры. Критерии оценки эффективности внутренних коммуникаций: текучесть кадров, удовлетворенность трудом и рабочие показатели. Мифы и риски внутренних коммуникаций. Формулирование проблем: состояние и прогнозы внутренних коммуникаций организации.
- Тема 7. Стратегия развития внутренних коммуникаций.Цель и задачи внутренней коммуникации. Принципы построения внутренних коммуникаций. Стратегия внутренних коммуникаций как составная часть коммуникационной стратегии организации, бизнес-стратегии организации.
- Тема 8. Планирование внутренних коммуникаций.Определение критериев эффективности внутренних коммуникаций. Исследования внутренних коммуникаций. Применение методов социологических исследований и медиаисследований. Мониторинги СМИ и социальных сетей; качественные и количественные исследования аудитории СМИ; получение информации о контактах аудитории со СМИ. Работа с социальными медиа: изучение пользовательской аудитории и изучение контента.
- Тема 9. Общие правила и табу в корпоративной культуре.Требования к созданию правил и стандартов. Формирование внутрикорпоративной этики.
- Тема 10. Каналы и инструменты внутренних коммуникаций.Организация процесса информирования и информационного обмена. Каналы информирования. Каналы коммуникации в организации: медийные, немедийные, межличностные. Формальные и неформальные коммуникации. Управление слухами. Регулирование информационных потоков. Вертикальные коммуникации: управление обратной связью. Горизонтальные коммуникации. Правила корпоративного общения в информационных каналах.
- Тема 11. Каналы и инструменты внутренних коммуникаций.Корпоративное интернет-пространство: информационное наполнение и сопровождение. Функции корпоративного веб-портала: база данных необходимых документов, контактов; размещение и реализация инициатив сотрудников; использование корпоративного интернет-ресурса для обучения (размещение учебных материалов, в т. ч. и уч. материалов сотрудников, проведение виртуальных сессий, тематические чаты и форумы); помощь в работе с клиентами.
- Тема 12. Каналы и инструменты внутренних коммуникаций.Внутренние СМИ и контент для внутренних коммуникаций. Ключевые сообщения. Принципы формирования новостей. Методы работы с инфоповодом.
- Тема 13. Каналы и инструменты внутренних коммуникаций.Место и значение корпоративных традиций. Организация и проведение корпоративных мероприятий. Внутрикорпоративные награждения и знаки отличия.
- Тема 14. Креативное наполнение и инструментарий реализации.Работа на коммуникационных уровнях компании. Инструменты привлечения и вовлечения ЦА. Нативная реклама и спецпроекты. Мультимедиа. Мероприятия как инструмент внутренних коммуникаций. Классификация мероприятий. Мотивация амбассадоров: образовательные и развлекательные мероприятия.
- Тема 15. Практика КСО. Принципы КСО. Модели КСО. Формы КСО.Спонсорство, благотворительность, меценатство, филантропия, социальное партнерство, волонтерство. Корпоративное волонтерство: стейкхолдеры и мотивация заинтересованных сторон. Принципы реализации корпоративного волонтерства. Организационные аспекты корпоративного волонтерства: нормативная база; система управления; интеграция волонтерского опыта; управление рисками.
- Тема 16. Стандартизация внутренних коммуникаций.Регламенты, процедуры, положения. Корпоративный кодекс: структура документа, обязательные и «второстепенные» пункты.
- Тема 17. Сроки и этапы реализации стратегии развития внутренних коммуникаций.
- Тема 18. Кризисные внутренние коммуникации.Изменения в компании: реструктуризация, смена владельцев, слияния и поглощения. Работа с сотрудниками во время внедрения изменений. Управление изменениями в компании: создание среды, способствующей изменениям в компании; этапы внедрения изменений в компании.
- Тема 19. Кризисные внутренние коммуникации.Изменение внешней среды по отношению к компании. Ответ на внешние вызовы. Корпоративная солидарность. Работа с сотрудниками во время внешних вызовов.
- Тема 20. Управление конфликтами средствами внутренних коммуникаций.Причины конфликтов. Оптимальные способы разрешения конфликтов. Особенности поведения в конфликтных ситуациях.
- Тема 21. Оценка эффективности системы внутренних коммуникаций.Основные критерии оценки эффективности системы внутренних коммуникаций. Уровень информированности сотрудников (по результатам исследования). Сокращение типовых запросов. Упрощение формирования проектных групп и команд, рост эффективности внутренних проектов компании. Повышение уровня лояльности и вовлеченности.
- Тема 22. Вопросы бюджетирования внутренних коммуникаций.Планирование бюджета внутренних коммуникаций. Циклы бюджетирования и долгосрочное планирование проектов по внутренним коммуникациям. Методы управления бюджетом. Управление сроками и отражение цен и смет в договорах. Управление крупными проектами по внутренним коммуникациям с разными подрядчиками. Контроль бюджета на внутренние коммуникации и корпоративные мероприятия.
- Тема 23. Значение внутренних коммуникаций в жизни организации.Новые вызовы: построение внутренних коммуникаций в условиях работы on-line.
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме.
- Аналитическая работаВ качестве аналитической работы будут предлагаться написание письменных рефератов по темам учебной программы, основанные на новейших российских и зарубежных публикациях.
- Оценка за активность на семинарских занятияхСеминары будут строиться на основе докладов, подготовленных студентами по темам текущего занятия.
- Домашнее задание
- Групповая работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.1 * Аналитическая работа + 0.1 * Групповая работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.1 * Оценка за активность на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Виханский, О. С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 656 с. - ISBN 978-5-16-104996-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/988768
- Воронин М., Кабицкая Д., Тихонова Н. - HR-квест. Как сделать сотрудников адвокатами бренда - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 224с. - ISBN: 978-5-91657-897-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62311
- Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Ерёмина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 454 с. — (Серия «Зарубежный учебник»). - ISBN 978-5-238-00603-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028605
Рекомендуемая дополнительная литература
- Д.Демин - Корпоративная культура: Десять самых распространенных заблуждений - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961425871 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/268
- Деловые коммуникации: Уч.пос./Кривокора Е. И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 190 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-004277-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/518602
- Организационная культура компании: Учеб. пособие / Т.О. Соломанидина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003946-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/213130