• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Введение в экономическую теорию

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс адаптационный (Управление и экономика здравоохранения)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Управление и экономика здравоохранения
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Введение в экономическую теорию» посвящена изучению основных понятий и концепций современной микро- и макроэкономики, а также базовых инструментов анализа. Студенты, изучившие дисциплину, ознакомятся с наиболее важными моделями и теориями – такими, как теория потребительского поведения, теория фирмы, модели совершенной и несовершенной конкуренции, особенностями функционирования рынков факторов производства и понятие «провалов» рынка. По результатам освоения дисциплины студенты смогут применять основные инструменты микро- и макроэкономического анализа к решениям потребителей и фирм, а также на рынках труда и капитала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Введение в экономическую теория» является: • формирование целостной системы базовых знаний в основных областях экономической науки; • подготовка и адаптация студентов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует влияние альтернативных затрат; строит кривую производственных возможностей
  • Обладает пониманием микроэкономической логики, стоящей за убывающим характером индивидуальной кривой спроса для большинства благ; способен объяснять потенциального причины положительного наклона индивидуальной кривой спроса; понимает логику работы рыночного механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения.
  • определяет величину индивидуального и рыночного спроса и предложения; анализирует их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант; вычисляет ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения
  • понимает преимущества и ограничения рынков с точки зрения достижения максимально эффективного распределения ресурсов; умеет объяснять существо проблемы принципала-агента, знает со-держание понятий «скрытый тип» и «скрытое действие»; осознает разницу между частными и общественными благами и способен объяснять виды и причины возникновения внешних эффектов, а также основных способов минимизации их негативного влияния на
  • в модели кругооборота определяет изъятия и инъекции, на основе макроэкономических тождеств исчисляет номинальные и реальные макроэкономические показатели
  • Рассчитывает показатели экономического роста; сравнивает монетарные и фискальные инструменты стабилизационной политики и анализирует последствия их применения на реальном статистическом материале. на основе модели AD-AS определяет равновесные показатели с учетом шоков спроса и предложения
  • знаком с системой мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем; методами поддержание эффективности экономики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и метод экономической теории. Основные экономические проблемы.
    Предмет и методы анализа. Микро- и макроэкономика как составные части экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика. Основные экономические проблемы.
  • Эффективность и обмен. Спрос и предложение. Равновесие.
    Рыночный спрос. Построение кривой рыночного спроса. Изменение объема спроса в результате изменения цены. Неценовые детерминанты спроса. Нормальные и инфериорные блага. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие блага. Сдвиги кривой спроса при изменении неценовых детерминант. Понятие эластичности. Коэффициент эластичности спроса на товар по цене этого товара. Эластичный и неэластичный спрос и выручка продавцов. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Рыночное предложение. Детерминанты предложения. Коэффициент ценовой эла-стичности предложения. Частичное равновесие на совершенно конкурентном рынке в краткосрочном перио-де. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное коли-чество. Выигрыш потребителей, выигрыш производителей и общественное благосостоя-ние. Эффективность совершенно конкурентного рынка. Потери в общественном благосостоянии при государственном регулировании рынка. Ценовой «потолок» и ценовой «пол».
  • Рынки с совершенной и несовершенной конкуренцией
    Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Основные признаки рынка чистой монополии. Барьеры для входа в отрасль. Поня-тие естественной монополии. Понятие монопольной власти. Потери в общественном благосостоянии при существовании монополии. Государ-ственная политика в отношении монополий. Естественные монополии. Рынки монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Основные признаки олигополии.
  • Провалы рынка. Государственное регулирование рынка.
    Отрицательные внешние эффекты. Пример: издержки для общества от загрязнения окружающей среды. Положительные внешние эффекты. Пример: выгоды для общества от образования. Роль государства в интернализации внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. Чистое общественное благо. Свойства общественных благ: неконкурентность и неисключаемость в потреблении. Проблема «безбилетника». Роль государства в предоставлении общественных благ.
  • Основные макроэкономические показатели.
    Предмет и методы анализа. Микро- и макроэкономика как составные части экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика. Основные макро-экономические проблемы: долгосрочный экономический рост, деловые циклы, безработица, инфляция, воздействие международной торговли и заимствований на состояние экономики отдельных стран. Значимость макроэкономической теории при выработке эффективной экономической политики. Различие критериев кратко- и долгосрочного периодов в микро- и макроэкономике. Роль ожиданий экономических агентов. Агрегирование. Модель круговых потоков как отражение взаимодействия макроэкономических субъектов на агрегированных рынках. Измерение результатов экономической деятельности. ВВП и другие показатели дохода и продукта. Номинальный и реальный ВВП. Индексы изменения цен и инфляция. Номинальные и реальные показатели. Измерение безработицы. Понятие полной занятости ресурсов.
  • Экономический рост. Макроэкономическая нестабильность Модель AD-AS.
    Производство и экономический рост. Фундаментальные факторы, определяющие уровень жизни в долгосрочном периоде. Государственная политика стимулирования экономического роста. Население и рабочая сила, занятые и безработные. Понятие полной занятости. Естествен-ный уровень безработицы. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний. Основные типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Экономические последствия безработицы и закон Оукена. Государственная политика борьбы с безработицей. Инфляция и ее измерение. Причины и издержки инфляции. Ожидаемая и непрогнозируемая инфляция. Инфляция и ставки процента. Эффект Фишера. Анализ экономического цикла. Модель совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Изменения в равновесии, вызванные шоками совокупного спроса, шоками совокупного предложения.
  • Макроэкономическая политика.
    Государство и его роль в экономике. Государственный бюджет. Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды. Бюджетный дефицит и бюджетный излишек. Способы финансирования бюджетного дефицита (эмиссионное и долговое) и их последствия. Эффект вытеснения. Государственный долг. Фискальная политика, ее цели и инструменты. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Деньги и их функции денег. Центральный Банк и коммерческие банки. Предложе-ние денег. Процесс создания денег коммерческими банками: кредитная мультипликация. Денежная база и модель денежного мультипликатора. Уравнение количественной теории денег. Равновесие на денежном рынке. Колебания ставки процента и денежной массы. Цели и инструменты кредитно-денежной политики Центрального Банка. Кредитно-денежная политика и ее влияние на экономику. Механизм денежной трансмиссии, проблемы и осложнения при проведении кредитно-денежной политики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в дистанционном формате . Элемент контроля проводится на платформе Socrative при синхронном подключении видеоконференции в приложении ZOOM, в соответствии с графиком размещенным на сайте Студент обязуется не передавать реквизиты доступа к своей учетной записи в системе Socrative третьим лицам. Студент обязан обеспечить необходимые условия для работы приложения ZOOM: достаточный уровень освещенности; низкий уровень шума; отсутствие помех передаче видео и аудио сигнала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Студент обязан явиться на Элемент контроля в указанное в расписании время и подключиться к видеоконференции в приложении ZOOM Во время проведения контрольной работы студент обязан: • не покидать зону видимости веб-камерой во время тестирования. • сконцентрироваться на выполнении заданий на экране компьютера, не сосредотачивая взгляд на длительное время на посторонних предметах вне зоны видимости веб-камеры.
  • неблокирующий самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * аудиторная работа + 0.2 * самостоятельная работа + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник, Бланшар, О., 2010
  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2000
  • Принципы экономикс, Мэнкью, Н. Г., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Макроэкономика : европейский текст: учебник для вузов, Бурда, М., 1998
  • Основы экономикс, Кругман, П., 2012
  • Сборник заданий по макроэкономике : для студентов вузов и учащихся 10-11 кл. (углубленный уровень), Ким, И. А., 2014