• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Япония)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к дисциплинам вариативной профильной части профессионального цикла (к дисциплинам по выбору для специализации «Общество и культура стран Востока»). Дисциплина ставит своей основной целью ознакомить учащихся с ходом формирования и содержанием основных религиозных верований и мировоззренческих системи Японии, также наделить навыками анализа факторов, процессов и тенденций, определяющих специфику религии и философии в Японии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление учащихся с результатами современных востоковедных и междисциплинарных исследований, связанных с проблематикой религиозных и философских учений Японии, а также взаимодействия России и стран Запада со странами Азии и Африки в области религии, философской и общественно-политической мысли.
  • Изучение традиционной японской системы верований (синтоизм).
  • Знакомство с ходом формирования и содержанием японского варианта дальневосточных мировоззренческих систем (буддизма, конфуцианства).
  • Понимание степени влияния дальневосточных мировоззренческих систем на современное состояние японского общества
  • Приобретение учащимися опыта научно-гуманитарной экспертизы социальных проектов, планов и программ развития, связанных с сотрудничеством со странами Азии и Африки (представителями стран Азии и Африки) в области религиозной деятельности, в сфере культуры и гуманитарных наук.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает и оценивает внешние и внутренние факторы, обусловливавшие особенности развития религиозно-философских учений в Японии
  • Распознает общие принципы и закономерности развития религиозных и философских традиций Японии
  • Имеет навык последовательного анализа исторических и культурных факторов, процессов и тенденций, определяющих специфику религии и философии в Японии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ранний синтоизм
    Первые упоминание Японии в китайских исторических хрониках. Похожие шаманистские и анималистские практики в Северо-Восточной Азии. Национальная особенности Японии – сильного чувства регионализма. Определение термина ками – объекта поклонения в синтоистских культах - у Мотоори Норинага. Разнообразные культы раннего С., их схождение воедино, объединение со временем. Модификации С. (первоначально - разношерстный набор слабооформленных культов) от философских и религиозных концепций ханьского конфуцианства, эзотерического буддизма, нео-конфуцианства и, наконец, христианства. Старейший центр С. в святилище Идзумо на побережье Японского моря, «напротив» Корейского полуострова, откуда в Японию приходила цивилизация с континента. Святилища Касима и Катори в бассейне реки Тонэ на севере страны. Синтоистский фольклор, записанный в «Кодзики» и «Нихон сёки», представляет собой позднейшие компиляции. Элементы китайской космогонии: термины инь и ян (парность мужских/женских божеств), влияние китайские классических трудов; создание мира/Японии - Идзанаги-Идзанами, рождение богов. Аматэрасу оомиками (солнце), ее внук Ниниги-но микото, Сусаноо-но Микото; ранние герои - легенды о Ямато Такэру. Противостояние кланов Мононобэ и Сога.
  • Тема 2. Буддизм эпохи Нара
    Социальные и исторические предпосылки распространения Б. в Японии. «Приход» Б. в Японию из Кореи; прибытие ученых корейских монахов. Борьба со сторонниками синтоизма (Сога–Накатоми). Причины успехов новой религии. Нарский Б. (6 школ): учения Санрон, Дзёдзицу, Куся, Хоссо, Рицу, Кэгон. Важнейшие сутры. Император Сёму; императрица Сётоку.
  • Тема 3. Принц Сётоку и его «Конституция». Конфуцианство.
    Кризис в Японии в конце VI в. Деятельность принца Сётоку; указ о поддержке буддизма. Комментарии к «Лотосовой сутре», «Юймагё», «Сёмангё». Введение «Рангов 12 шапок». «Уложение из 17 статей»; конфуцианская модель в реорганизации государства. Содержание основных статей «Уложения». Принятая Сётоку конфуцианская идеология правления противоречит буддийскому учению. Учение о вселенной как гармоничном целом. Науки Неба, Земли и Человека: астрология, геомантия и искусство «избегать бедствия»; теория 5 элементов. Концепция императорской власти («тэнноизм»).
  • Тема 4. Эзотеризм
    Миссии в Китай, кэнтоси, поездки монахов. Деятельность Сайтё. Учение Тяньтай. Тесные отношения с двором, объявление Сайтё монастыря «центром охранения страны». Отношение Сайтё с Кукаем и к эзотерическому буддизму. Организаторский вклад Сайтё в буддизм. Посольство в Китай 804 г. Тантризм в Китае: патриархи Шубхакарасимха, Ваджрабодхи, Амогхаваджра, Хуэй-го. Учение Сингон, эзотеризм ― экзотеризм; Три Таинства; становление Буд-дой в настоящем теле. Деятельность Кукая – религиозная и общественная.
  • Тема 5. Амидаизм
    Эсхатология. Социальные беспорядки конца эпохи Хэйан. Способ избежать страданий на рокудо (карма, которую можно отменить). Куя - популяризатор будд. Чистой Земли путем группового пения нэмбуцу. Гэнсин – автор «Одзёёсю» 往生要集 («Собрание основ о перерождении в Чис-той Земле»), описание ужасов 6 путей и адов. Рёнин - основатель школы «Юдзу нэмбуцу» (когда происходит «смешивание» всех практикующих). Хонэн - основатель школы Дзёдо (отказ от положения хонгаку, отрицание более сложного Пути Святых, т.к. человечество слишком для этого дегенерировало). Иппэн - основатель подшколы Дзи (произнесение имени Амида уничтожает все дуалистические разделения); «танцующее нэмбуцу» в манере Куя. Синран, жизнь и деятельность. Вера ― условие перерождения в Чистой Земле; корень веры ― в сострадании Амида, проявляющемся в сознании людей. Нэмбуцу ― внешнее проявление этого внутреннего осознания. «Таннисё» («Избранные записи скорбящего об отступничестве») Юйэн–бо. Особенности сознания средневекового японца.
  • Тема 6. Нитирэн и его школа
    Нитирэн, жизнь и деятельность. Ключ ко всему ― «Сутра Лотоса»; Три Тела Будды в ней едины и неразделимы. В отличие от Синрана подчеркивал важность собственных усилий. Резкая и прямая критика японских правителей. Труд «Каймоку сё». Его школа ― смесь старого и нового буддизма (последнего больше). Магнетичность личности.
  • Тема 7. Дзэн-буддизм
    Дхьяна ― интегральная часть и хинаянских, и махаянских систем; Чань ― много школ; группы вокруг учителя. Передача учения: Будда на Вершине Коршунов; Бодхидхарма (28 патриарх) принес в Китай. Отвержение всех письменных источников и авторитетов; отказ от передачи словами; ударение на моральной стороне, а не интеллект. достижениях; внимание к индивидуальному учителю, воплощению Истины. Учение о воздаянии или наказании в следующей жизни (карма) в дзэн отходит на второй план, а на первый выдвигается идея «отсутствия Я» (муга無我). Расцвет коанов ― при Сун (появились при Тан). «Биянь–лу» («Записи Голубой Скалы»), «Умэньгуан» («Застава без ворот»). Всего около 1700. «Постигни коан и избегнешь 30 ударов пал-кой». Жизнь и деятельность Эйсая. «Кодзэн гококурон» («Распространение дзэн и защита страны»): дзэн ― традиция Сайтё, а монастырская дисциплина призвана укрепить Тэндай. «Кисса ёдзёки» («Записки о потреблении чая и заботе о здоровье»). Ситуация в Японии в начале XIII в. Жизнь и деятельность Догэна. Ученику предлагалась тема медитации; следовало постичь интуитивно, оставив обыденное, разделяющее мышление, особенно ― во время сидения (дзадзэн). Принцип не–ожидания Просветления и не–работы над постижением коана во время медитации. Особенность школы Цаодун (Сото) ― прямое вхождение в Дхарму Недеяния; вера в изначальную просветленность; подтверждение просветленности. «Пости-гать дзэн ― сбрасывать тело и сознание». Практика и Просветление ― единое целое. Посмертная вовлеченность Догэна в массовые верования. Дарума–сю - утвердилась как независимая школа после возвращения учеников Дайнити Но-нина из Китая в 1189. «Хонтё косодэн». Соперничество между Эйсаем и Нонином. Критика Д.–сю со стороны Эйсая и Догэна: 1) линии передачи, 2) «квиетизм» учения, отрицание как практики, так и дисциплины. «Кодзэн гококурон»: Д.–сю есть типичный случай приверженности ложным взгля-дам на пустоту, что ведет к отрицанию практики и морали.
  • Тема 8. Нео-конфуцианцы
    Конфуцианство не имело миссионеров; в VI–VII вв. буддийский монахи служили «передатчиками» ― невольно, подобно христианским миссионерам, привнесшим западную медицину. Нео–конфуцианская ортодоксия ― творение как ученых, так и спонсорство государства; она получила возможность развития, отсутствовавшую во времена социальных беспорядков. Фудзивара Сэйка -как восстановить мир и стабильность в стране. Он избегал метафизических вопросов, указывая на общие этические принципы. Хаяси Радзан - 1) фундаментальный рационализм, 2) антропоцентризм; 3) историзм, 4) этноцентризм, 5) конфуцианская экономическая мысль традиционно аграрная, враждебна развитию торговли. Ямадзаки Ансай -сформулировал новую систему учения Синтоизма ― упрощенное этическое учение, сведенное к формуле «преданность внутри, праведность снаружи». «Преданность» ― конфуцианская почтительность. Почтительность и служение синтоистским богам. Соединил синтоистские легенды о творении с китайской космогонией, а синтоистский пантеон ― с метафизическими принципами нео–конфуцианства. Школа Мито - лояльность легитимному императорскому дому. Каибара Эккэн - принес конфуцианскую этику в дома обычных японцев. Школа Ван Янмина -Накаэ Тодзю. Кумадзава Бандзан -необходимо адаптировать принципы к конкретному времени, месту и обстоятельствам, встающими перед государственным деятелем. Ямага Соко - превращение самурайства из чисто воинского сословия в класс политических и интеллектуальных руководителей. Ито Дзинсай. Огю Сорай. Муро Кюсо.
  • Тема 9. Возрождение синтоизма.
    Угроза утраты национальной независимости; новые правители видели в лице императора естественный центр сплочения нации. Задача: оживить религиозный престиж императора. Аидзава Сэйсисай, «Новые предложения». Указ о возвращении к системе единства религиозного ритуала и управления государственными делами; процесс притеснения других религиозных направлений. Подтверждение запрета христианства. Главный удар – на буддизм. Слабость синтоистской догматики. Выделение синто из числа других религий в качестве государственного обряда. Формально, не будучи религией, занял главенствующее положение. Конституция 1889 – свобода вероисповедания «в пределах, не нарушающих мир и порядок». Все религиозные организации поставлены под правительственный контроль. Руководители религиозных групп назначались. Кокутай – основное начало государственной власти. «Уникальная (японская) национальная сущность». Положена в основу системы школьного образования и идеологической обработки населения. 30 октября 18980 рескрипт об образовании – канон государственного синто. Добродетели – в основном конфуцианские этические принципы. Рост милитаристских и шовинистических настроений. Концепция абсолютного превосходства Японии, ее священная миссия в отношении других стран – руководить ими. Цель синто как государственного обряда – укрепить престиж императора. Гэнсисай (3 января) в честь сошествия Ниниги. Кигэнсэцу (11 февраля) – основание японского государства императором Дзимму. Мэйдзи дзингу завершили в ноябре 1920. Ноги, Того. Ясукуни дзиндзя. Тезис об особой миссии Японии и «священной войне».
  • Тема 10. Христианство; католики и православие.
    Маттео Риччи и его роль в распротстранении христианства в Китае. Франциск Ксавье, приход христианства в Японию; методы проникновения. Луиш Фроиш и его подробный дневник «История Японии». Восстание в Симабара (1637–1638), Амакуса Сиро. Запрет христианства; причины. Деятельность Св. Николая (Иван Дмитриевич Касаткин) в Японии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Письменная работа (в виде презентации)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Письменная работа (в виде презентации) + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История религий Японии IX - XII вв., Трубникова, Н. Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Боги, святилища, обряды Японии : энциклопедия синто, Бачурин, А. С., 2010
  • Конфуцианство и его распространение в Японии, Радуль-Затуловский, Я. Б., 2011