Бакалавриат
2020/2021
Технологии подбора персонала
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Вечерин Александр Викторович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
В условиях рыночной экономики конкурентные преимущества организации обеспечиваются как производственными технологическими факторами, так и качеством работы с людьми работающими в организации. Начальным этапом работы с персоналом в организации является подбор и оценка сотрудников исходя из миссии, целей и организзационных задач компании. В рамках данного курса рассмотрены проблемы: экономической оценки эффективности подбора персонала, классический (ЗУН) и компетентносный подходы к построению системы подбора персонала, этапы разработки модели компетенций, валидность и надежность методов оценки персонала, виды интервью в оценке персонала (биографическое, компетентностное, ситуационное, панельное), принципы разработки тестов для оценки персонала, деловые и ролевые игры как метод экспертной оценки персонала, стандарты центра оценки персонала, правовые и этические нормы подбора и оценки персонала.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с основными целями, методами и этапами подбора персонала;
- Формирование представления о роли подбора персонала в управлении организацией.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает основные задачи в подборе персонала
- Студент знает основные этапы подбора персонала.
- Студент знает основные подходы к формированию модели компетенций
- Студент знает основные особенности проведения интервью с кандидатом на вакантную должность
- Студент знает основные особенности использования тестов в подборе персонала
- Студент знает основные положения российского трудового законодательства регламентирующие подбор персонала
- Студент знает основные способы оценки стоимости подбора персонала
- Студент знает основные способы автоматизации подбора персонала
Содержание учебной дисциплины
- Экономические и организационные предпосылки подбора персоналаОсновные задачи в подборе персонала. Экономическая целесообразность подбора персонала в зависимости от задач хозяйствующего субъекта.
- Общая характеристика этапов подбора персонала. Модели: ЗУН, компетенций.Планирование системы подбора персонала как часть общего планирования работы организации. Планирование целей оценки персонала. Выбор субъекта и предмета оценивания. Планирование методов оценки. Интеграция результатов оценки в систему управления организацией.
- Подходы к формированию модели компетенцийЦели и методы анализа деятельности (Job Analysis). Специальные техники анализа деятельности: Job Element Method, Critical Incidents Technique, Position Analysis Questionnaire, Functional Job Analysis, Comparing the Different Job Analysis Techniques. O*NET. Аналитическое профессиографирование. Экспертные заключения. Метод критических инцидентов Фланагана.
- Методы оценки кандидата: интервьюВозможности и ограничения интервью в ситуации подбора персонала. Особенности телефонного интервью. Очное собеседование кандидата. Библиографическое, компетентностное, ситуационное, панельное виды интервью при приеме на работу.
- Методы оценки кандидата: тестированиеТестирование персонала при приеме на работу. Личностные тесты и тесты способностей. Ситуационные тесты. Виды валидности тестов: содержательная, конструктная, критериальная, прогностическая.
- Правовые нормы в подборе персоналаОсновные положения трудового законодательства России регламентирующие подбор персонала. Оценка правовых и финансовых рисков в ситуации нарушения трудового законодательства. Запрет дискриминации при заключении трудового договора. Испытание при приеме на работу.
- Оценка стоимости подбора персоналаПоказатели оценки эффективности подбора. Факторы, влияющие на стоимость подбора. Оценка спроса и предложения на рынке труда. Алгоритм создания работающей вакансии. Инструменты для контроля и управления стоимостью подбора
- Инструменты автоматизации процесса подбора персоналаATS/CRM для подбора, обзор существующих систем. Закон 152-ФЗ и работа с персональными данных кандидатов. Выгоды и оценка ROI использования. Проект выбора и внедрения: как формировать требования и выбирать, основные ошибки при выборе, как интегрировать в работу. Чат-боты, аудиботы как элементы автоматизации в подборе. Кейсы применения в компаниях разных сегментов.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.4 * Итоговый тест + 0.3 * Работа на занятии + 0.3 * Рецензии на статьи
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Boon, A. (2018). The Job Interview. [Japan]: HALICO. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1847466
- BOS, J. (2013). Sky-High Recruiting Efficiency? Reach for the Cloud. Workforce Management, 92(6), 43.
- Fister Gale, S. (2015). The New Recruits in E-Recruiting. Workforce, 94(5), 44.
- Grineva Valentina N, & Sidorenko Viktoriya V. (2012). The relationship between the labor potential of the company and staff competencies. The Problems of Economy, 3, 108.
- Hotho, J., Minbaeva, D., Muratbekova-Touron, M., & Rabbiosi, L. (2020). Coping with Favoritism in Recruitment and Selection: A Communal Perspective. Journal of Business Ethics, 165(4), 659–679. https://doi.org/10.1007/s10551-018-4094-9
- Matarazzo, J. D., & Wiens, A. N. (2017). The Interview : Research on Its Anatomy and Structure. Routledge.
- Ondina ROSOIU, & Cristian POPESCU. (2016). E-recruiting Platforms: Features that Influence the Efficiency of Online Recruitment Systems. Informatică Economică, 20(2), 46–55. https://doi.org/10.12948/issn14531305/20.2.2016.05
- Sabina Misoch. (2019). Qualitative Interviews: Vol. 2., erweiterte und aktualisierte Auflage. De Gruyter Oldenbourg.
- Sehrawat, A., & Sehrawat, K. (2017). Psychological Measurement: Critical Analysis of Psychological Testing in Personnel Selection. Global Journal of Enterprise Information System, 9(3), 82–88. https://doi.org/10.18311/gjeis/2017/16031
- Stephen Amos. (2020). Successful Recruitment : How to Recruit the Right People For Your Business. Business Expert Press.
- Stone, M., & Nowell, M. (2006). Recruiting CRM specialists. Journal of Database Marketing & Customer Strategy Management, 13(4), 271–281. https://doi.org/10.1057/palgrave.dbm.3240305
- Taylor, L. (2019). Developing staff competencies for data protection compliance: What next? Information & Records Management Society Bulletin, 208, 38–41.
- Thomson, G. A., & Gommer, L. (2018). The Development of Technical Staff Competencies via International Exchange.
- Weekes, S. (2010). Puffing CRM at the heart of recruiting. Recruiter, 32–34.
- Williams, L. (2018). Ultimate Interview : Master the Art of Interview Success with 100s of Typical, Unusual and Industry-specific Questions and Answers: Vol. Fifth edition. Kogan Page.
- Zahra Jafari, & Mohamad Hamed Khanmohamadi. (2016). Relationship between talent management strategy efficiency with attracting, recruiting and developing human resources (case study: Iranian offshore oil company). Problems and Perspectives in Management, 14(3), 388–395. https://doi.org/10.21511/ppm.14(3-si).2016.12
- Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс, Ф., 1999
- Фалько, С. Г., & Яценко, В. В. (2019). Архитектура Компетенций Персонала Высокотехнологичных Предприятий. Vestnik of Astrakhan State Technical University Series: Economics, 1, 29–39. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2019-1-29-39
Рекомендуемая дополнительная литература
- С.Иванова - Как найти своих людей: Искусство подбора и оценки персонала для руководителя - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961429336 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/25