Магистратура
2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Демографические вопросы развития городов
Статус:
Курс адаптационный (Управление пространственным развитием городов)
Направление:
07.04.04. Градостроительство
Кто читает:
Кафедра демографии
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Управление пространственным развитием городов
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Демографические вопросы развития городов» является специализированной демографической дисциплиной для студентов образовательной программы «Управление пространственным развитием городов». Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, особенностях протекания демографических процессов в городском населении. В ходе освоения курса студенты будут знать проблематику современных исследований демографии городов в России и других странах и имеющихся теоретических подходов к их объяснению. Иметь представление о сложной системе территориальной организации и самоорганизации общества, о пространственной «привязке» социально-демографических явлений и процессов, а также овладеют необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации в городских поселениях.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Демографические вопросы развития городов» являются: • формирование представления о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, особенностях протекания демографических процессов в городском населении; • введение в проблематику современных исследований демографии городов в России и других странах и имеющихся теоретических подходов к их объяснению; • формирование представлений о сложной системе территориальной организации и самоорганизации общества, о пространственной «привязке» социально-демографических явлений и процессов; • овладение необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации в городских поселениях.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные источники статистических данных о населении.
- Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований и ведомственной информацией.
- Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в городах, регионах и стране, а также в целом в мире.
- Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и эффективность мер по минимизации возникающих негативных эффектов.
- Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
- Демонстрирует понимание теории эпидемиологического перехода и исторической эволюции смертности, особенностей российской модели смертности, различия в смертности городского и сельского населения.
- Знает основные показатели, характеризующие рождаемость и брачность населения, правильно их интерпретирует.
- Демонстрирует понимание теории второго демографического перехода и исторической эволюции рождаемости и брачности, а также их современные тенденции развития.
- Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
- Анализирует роль демографических сдвигов в росте численности городского населения.
- Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
- Знает основные показатели, характеризующие международную миграцию населения, проблемы сопоставления статистики разных стран.
- Имеет представления о притягивающих и выталкивающих факторах миграции и ее роли в формировании населения городов, влиянии на ее рынок труда.
- Знает основные показатели, характеризующие внутреннюю миграцию населения в России и проблемы статистики внутренней миграции.
- Демонстрирует понимание масштабов и структурных особенностей внутренней миграции.
- Оценивает роль основных центров притяжения внутренних мигрантов в России.
- Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
- Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения.
- Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Источники данных о населении.Изучение городов с точки зрения демографии. Демографические процессы, демографические структуры, демографическое поведение. Система данных о населении. Переписи населения в России и зарубежных странах. Текущий учет демографических событий и миграции. Административные источники данных о населении. Понятие о регистрах населения. Выборочные социально-демографические обследования (микропереписи населения России 1985, 1994, 2015 гг., DHS, GGS, CAP, WFS, RLMS).
- Анализ поло-возрастной структуры. Старение населения.Первичное, вторичное и третичное соотношение полов. Причины и последствия деформации полового состава. Факторы изменений возрастной структуры. Влияние возрастно-половой структуры на демографические процессы. Демографические волны и их демографические и социально- экономические последствия. Старость и демографическое старение. Последствия демографического старения и адаптация городов к старению населения.
- Смертность. Эпидемиологический переход.Система показателей смертности. Причины смерти и международная классификация болезней. Смертность и здоровье, самоохранительное поведение. Историческая эволюция смертности. Различия в смертности между мужчинами и женщинами, городским и сельским населением. Теория эпидемиологического перехода. Современные тенденции смертности.
- Особенности рождаемости и брачности городского населения.Репродуктивное поведение городского населения. Тенденции рождаемости в городах. Концепция Второго демографического перехода. Контрацептивная революция. Формирование брачной структуры населения. Брачность, разводимость, овдовение. Повторные браки, регистрируемые и нерегистрируемые браки. Исторические типы брачности. Современные тенденции брачности.
- Воспроизводство населения. Демографический переход.Воспроизводство населения и демографический рост. Показатели воспроизводства. Режим и тип воспроизводства. Демографический переход и демографическая революция. Стадии демографического перехода. Демографический взрыв. Глобальные демографические проблемы. Рост городского населения.
- Миграция населения. Международная миграция.Определения миграции. Типология миграционных процессов. Статистика и измерение миграции, проблемы международных сопоставлений. Основные источники статистической информации о миграции населения. Притягивающие и выталкивающие факторы миграции. Международная миграция как фактор формирования населения городов. Тенденции международной миграции. Теория миграционного перехода. Миграция и рынок труда, нелегальная миграция.
- Внутренняя миграция. Региональные особенности миграционных процессов в России.Отличия внутренней миграции от международной. Масштабы и структурные характеристики внутренней миграции в России. Проблемы статистики внутренней миграции. Миграция как фактор динамики населения регионов России. Основные центры притяжения внутренних мигрантов в России. Миграция и урбанизация. Миграция и иные формы пространственной мобильности в Московском столичном регионе.
- Демографические прогнозы. Демографическая и миграционная политика.Население мира: тенденции, особенности, дифференциация стран по основным демографическим параметрам, урбанизации. Задачи и типы прогнозов населения. Обзор методов построения прогнозов населения. Цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики. Опыт проведения демографической политики.
Элементы контроля
- Мини-контрольные работы на семинарахДля текущего контроля усвоения материала каждый семинар проводятся мини-контрольные работы (продолжительностью около 10 минут), групповые тематические дискуссии, решение демографических задач и т.п. Мини-контрольные на семинарах выполняются в присутствии преподавателя, студентам предлагается дать короткие ответы на поставленные вопросы. Тематика предстоящей мини-контрольной работы и тематической дискуссии в обязательном порядке оговаривается на предыдущем семинаре (задается домашнее задание по чтению и анализу демографического текста). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов во время написания мини-тестов запрещается.
- Домашнее письменное заданиеВ письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными, научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Объем работы с рисунками и таблицами – не более 8 страниц, 12 кеглем, интервал полуторный (около 1,5-2 тысяч слов). Оформление письменной работы предполагает наличие титульного листа, плана, структурированного в соответствии с планом текста работы, выводов, списка литературы (не менее 8 источников, оформленных в соответствии с общепринятыми требованиями). Примерная тематика индивидуальной письменной работы (уточняется между 1-й и 2-й лекцией. Выбор конкретного города для проведения анализа демографической ситуации (темы письменной работы) согласуется с преподавателем, ведущим семинар в группе, не позднее 2-го семинарского занятия). В письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными (база данных показателей муниципальных образований, база данных переписей населения 2002 и 2010, микропереписи населения 2015, международными базами данных), научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Используя полученные знания в области демографии, а также в социологии и экономической теории, предлагается: - проанализировать демографическую ситуацию в определенном городе России; - проанализировать специфику изменений отдельных демографических процессов, структур и поведения; - проследить влияние демографических процессов на социальное или экономическое развитие городов и наоборот.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме в параллельном режиме – студенты пишут работу в аудитории, находящиеся на самоизоляции пишут работу в онлайн-режиме одновременно, задания идентичные демонстрационному варианту. Онлайн часть экзамена проводится на платформе LMS и Zoom. К экзамену в онлайн-формате необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: иметь видеокамеру, микрофон, стабильный интернет, позволяющий участвовать в видеконференции на платформе Zoom. Для участия в экзамене в онлайн-формате студент обязан: включить видеокамеру, переименоваться согласно своим реальным ФИО. Во время экзамена студентам запрещено: покидать рабочее место, списывать из материалов лекций и иных источников, переговариваться и переписываться с другими студентами и посторонними. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться обычными непрограммируемыми калькуляторами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена в онлайн-формате считается нарушение связи до 10 минут с последующим подключением к видеоконференции. Долговременным нарушением связи во время экзамена в онлайн-формате считается нарушение связи свыше 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.25 * Домашнее письменное задание + 0.35 * Мини-контрольные работы на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
- Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
- Демография: Учебник / Медков В.М., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009282-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550150
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анохин А. А., Житин Д. В. - ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ДЕМОГРАФИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-534-03724-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/geografiya-naseleniya-s-osnovami-demografii-433267
- Рыбаковский Л. Л. - МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 480с. - ISBN: 978-5-534-11727-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/migraciya-naseleniya-446023