• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История изучаемого региона (Китай)

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ИСТОРИИ КИТАЯ ПЕРИОДА 1900-1949 ГГ. От ситуации политико-административного распада, гражданских войн, глубокого социально-политического и культурного кризиса, иностранной агрессии — до восстановления сильной центральной власти, создавшей «Новый Китай» — таков был путь страны в эти четыре десятилетия революций и потрясений. Сквозь перипетии политической борьбы, посреди череды различных по социальной природе и идеологической окраске режимов красной нитью проходит стремление восстановить единство страны, сделать Китай сильным и мощным, стоящим в ряду наиболее передовых держав современного мира. Программа, помимо перечня тем лекций, содержит список вопросов к экзамену, а также список контрольных вопросов, которые могут служить индикатором подготовленности студента к прохождению текущей, промежуточной и итоговой проверки. Часть этих вопросов представляют из себя устойчивые выражения на китайском языке, названия организаций или исторических событий. Студент должен быть в состоянии не только перевести то или иное название или изречение на русский язык, но и объяснить контекст. Другая часть вопросов сформулирована на русском языке и предполагается, что студент сможет продемонстрировать знание конкретных исторических обстоятельств. Наконец, еще одна группа вопросов предполагает выявить способность студента к анализу и сопоставлению различных интерпретаций исторических событий, умение ориентироваться в идейно-политической борьбе, которая связана с объяснением и интерпретацией событий истории. В этом разделе студент должен быть в состоянии предложить как минимум две версии ответа на сформулированный вопрос и сопоставить аргументы в пользу каждой из них.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения данной дисциплины студент должен научиться: Понимать специфику периода первой половины ХХ века и особенно периода Китайской Республики (1912-1949) в новейшей истории Китая, важность этого периода для последующих тенденций развития страны, для современного этапа развития Китая, а также важность для российско-китайских отношений.
  • Представлять основные хронологические деления этого периода на соответствующие разделы и критерии для их выделения.
  • Иметь понимание крупных узловых тем, пронизывающих весь период первой половины ХХ века: революция, реформы, радикальные и умеренные пути; цели и методы в китайской революции; национализм и империализм; модернизация и тради¬ция; внутренняя динамика и внешние факторы; линейный и циклический взгляд на историю; диалектика национального, транснационального и локального.
  • Иметь общее представление об основных мировых центрах изучения истории Китайской Республики, крупных работах, тенденциях в историографии, Интернет-ресурсах, справочных изданиях и мультимедийных средствах.
  • Представлять особенности административно-территориального устройства Китая эпохи Китайской Республики.
  • Владеть информацией о наиболее значимых деятелях истории Китая этого периода.
  • Знать названия наиболее значимых событий, организаций, терминов политической и социальной истории на китайском языке, быть в состоянии объяснить контекст этих терминов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет причины Синьхайской революции. Описывает причины провала парламентской демократии после учреждения республики.
  • Описывает особенности феномена китайского милитаризма 1910-х – 1930-х гг.
  • Объясняет причины распространения радикальных идей в Китае после Первой мировой войны и победы большевизма в России.
  • Называет движущие причины интереса Советской России к поддержке революции в Китае и характер сотрудничества Кремля с Сунь Ятсеном и его партией.
  • Объясняет причины разрыва первого единого фронта в Китае и начала противоборства Гоминьдана и КПК, причин возвышения фигуры Чан Кайши.
  • Демонстрирует владение основными подходами к анализу особенностей развития гоминьдановского режима в Китае.
  • Называет причины японской агрессии в Китае и основные события войны сопротивления Японии.
  • Объясняет феномен китайского коллаборационизма в период Китайской Республики и особенно в период Войны сопротивления.
  • Описывает основные этапы внутрипартийной борьбы за власть в КПК в период господства Гоминьдана.
  • Разбирается в вопросах, связанных с ролью внешних сил в истории Китая этого периода.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Главные темы и «узлы» истории Китая республиканского периода.
    Хроно¬логические рамки периода, членение на разделы. Важнейшие темы в обсуждении периода Китайской Республики: революция, реформы, радикальные и умеренные пути; цели и методы в китайской революции; национализм и империализм; модернизация и традиция; внутренняя динамика и внешние факторы; линейный и циклический взгляд на историю; диалектика национального, транснационального и локального. Основные центры изучения этого периода истории Китая в России и за рубежом.
  • Тема 2. Реформы последних лет Цинской династии.
    Китай и державы в пост-боксерский период. Воздействие «Боксерского протокола» на финансовое положение страны. Русско-японская война и ее влияние на Китай. Преобразования бюрократической службы, выработка законодательства, распространение образования, упорядочение финансов, модернизация армии, создание полицейской службы и проч.
  • Тема 3. Деятельность Сунь Ятсена и Объединенного союза. Синьхайская революция.
    Судьба и личность Сунь Ятсена как «первого китайского политика современного типа». Создание Объединенного союза в Токио. Конфликты в среде руководителей революционных организаций, их причины. Движение защиты прав (осо¬бенно в Сычуани). Собы-тия в Ухани. Учанское восстание (10 октября 1911 г.) как первый эпизод революции. Воз-вращение Сунь Ятсена в Китай (25 декабря 1911 г.). Провозглашение Китайской Республики и назначение Временным президентом Сунь Ятсена (1 января 1912 г.). Переговоры Севера и Юга. Отречение Цинской династии (12 февраля). Назначение президентом Юань Шикая (15 февраля). Принятие Конституции Китайской Республики (март 1912 г.).
  • Тема 4. Юань Шикай и первые годы Китайской Республики.
    Карьера Юань Шикая в императорской армии. Переговоры Севера и Юга (Тан Шаои — У Тинфан). Отставка Сунь Ятсена. Политика Юаня как Президента Китайской Республики. Выборы в парламент. Образование партии Гоминьдан в августе 1912 г. на заседании в Пекине в здании гильдии предпринимателей из Хугуана. Дело Сун Цзяожэня. «Вторая революция». В январе 1914 г. Юань распускает парламент и вскоре принимает диктатор-ские полномочия. Китай и Первая мировая война. Попытка Юаня стать императором. Восстание ген. Цай Э в Юньнани. Общекитайское движение в защиту республики. Отказ Юаня от восстановления монархии 22 марта. Смерть Юань Шикая в июне 1916 г.
  • Тема 5. Эпоха милитаристов и феномен китайского милитаризма.
    Этимология слова «милитарист». Юань Шикай как «отец» китайского милитаризма. Конфликт между Ли Юаньхуном и Дуань Цижуем по вопросу о вступлении в мировую войну был началом милитаристских конфликтов. Выступление ген. Чжан Сюня (1 июля 1917 г. попытка реставрации Пу И). Создание Сунь Ятсеном Военного правительства КР в Гуанчжоу (сентябрь 1917 г.). В мае 1918 г. Сунь Ятсен покидает Гуанчжоу и переезжает в Шанхай. Основные распри и войны милитаристских режимов.
  • Тема 6. Движение за новую культуру.
    Движение за новую культуру как результат социального и культурного вакуума вслед за крушением монархии. Лозунг распространения разговорного языка 白话文объединял многих деятелей движения. Демократия и наука — основные идолы движения за новую культуру. Атака на конфуцианство как силу, бывшую синонимом китайской традиции и застойных социальных форм. Журнал «Циннянь», переименованный в сентябре 1916 г. в «Синь циннянь». Главные идейные течения этого движения: этатизм, индивидуализм, прагматизм, социализм, анархизм, марксизм, традиционализм и т.д. Многие сторонники новой культуры выступали за равноправие женщин. Движение за новую культуру и Сунь Ятсен.
  • Тема 7. Движение 4 мая 1919 г.
    Обсуждение восточно-азиатских проблем на мирной конференции в Париже. Проблема отмены прав экстерриториальности, Вопрос о германских владениях в Шаньдуне. Позиция Японии. Позиция Англии, Франции и США. События 4 мая 1919 г. Историческое значение «движения 4 мая». Идейная борьба вокруг «наследования» «движения 4 мая».
  • Тема 8. Проникновение марксизма-ленинизма в Китай, образование КПК.
    Первые сведения о марксизме в Китае (до событий 1917 г. в России). Победа большевиков в России превращает вопрос о марксизме из академического в практический. Внешнеполитические заявления деятелей Советской России и их воздействие на Китай. Декларации (1-ая и 2-ая) Льва Карахана. Деятельность Коминтерна на китайском направлении. Первые коммунистические организации китайцев на территории Советской России. Ян Минчжай и др. Появление коммунистических кружков в Китае. Организационная и финансовая помощь Коминтерна. 1-й съезд КПК в Шанхае. Историческое значение образования КПК. Дискуссия о причинах быстрого распространения левых и коммунистических идей среди китайской интеллигенции.
  • Тема 9. Движущие мотивы советской политики в Китае и поворот Сунь Ятсена к сотрудничеству с Советской Россией. Соглашение 1924 г. с Пекинским правительством.
    Коминтерн и мировая революция в после-октябрьский период. Установка Ульянова (Ленина) на союзы коммунистов в отсталых странах с политическими организациями национальной буржуазии в целях совместной борьбы с «империализмом». Противоречия между потребностями мировой революции и задачами советской дипломатии. Переписка деятелей советского правительства с Сунь Ятсеном. Первые посланцы Кремля в гостях у Сунь Ятсена. Коммюнике Сунь Ятсена — А. Йоффе в Шанхае (январь 1923 г.). Поездка Чан Кайши в СССР (25 августа-29 ноября 1923 г.). Прибытие в Кантон М.М. Бородина. 1-й Конгресс Гоминьдана (январь 1924 г.). Создание Академии Вампу (Хуанпу). Поездка Сунь Ятсена на Север. Провозглашение Национального правительства Китайской республики 1 июля 1925 г.
  • Тема 10. Революционная база на Юге Китая, Национальная революция и Северный поход.
    12 марта 1925 г. — смерть Сунь Ятсена. Проблема завещания Сунь Ятсена. Авторы текстов завещания. Проблема лидерства в Гоминьдане. Убийство Ляо Чжункая. 2-й конгресс ГМД. Инцидент с канонеркой «Сунь Ятсен» (20 марта 1926 г.) и его значение для единого фронта ГМД и КПК и для решения вопроса о лидерстве в ГМД. Возвышение фигуры Чан Кайши.
  • Тема 11. Раскол единого фронта ГМД и КПК и образование Национального правительства во главе с Чан Кайши. Эпоха «белого террора» в Китае.
    Крестьянское движение, развернутое активистами КПК в районе Хунань-Хубэй. Мао Цзэдун впервые обращает внимание на важность аграрного вопроса, проводит обследование крестьянского движения в Хунани. 1-е восстание рабочих в Шанхае (октябрь 1926 г.). Создание Национального правительства в Ухани (1 января 1927 г.). Противостояние Ухани и Нанчана (ставка главнокомандующего НРА Чан Кайши). Раскол в руководстве ГМД. Формирование Уханьского центра и Наньчанского центра. События в Нанкине 24 марта 1927 г. События 12 апреля 1927 г. в Шанхае. Осуждение переворота Уханьским Гоминьданом. Начало «белого террора» в городах Восточного Китая. Образование Национального правительства со столицей в г. Нанкин (18 апреля 1927 г.). Позиция Уханьского Гоминьдана. Размежевание Уханьского Гоминьдана с КПК (15 июля 1927 г.). Объединение основных гоминьдановских группировок под лозунгами спасения страны. Борьба Чан Кайши за укрепление своего положения в партии и правительстве.
  • Тема 12. Нанкинское десятилетие. Основные достижения и неудачи нанкинского Гоминьдана.
    Особенности становления гоминьдановской партии-государства в нанкинский период. Проблема власти центра и провинций в условиях незавершенного процесса объединения страны. Постепенная атрофия правительства и особенно партии. Ведущие фигуры и группировки внутри ГМД, условность терминов «левые»-«правые». Анти-чанкайшистские и про-чанкайшистские группировки. Полунезависимые военно-бюрократические режимы на Севере и Юге. Политика ГМД в области экономики, финансов, внешней и внутренней торговли, прогресс в деле укрепления экономической самостоятельности страны. Создание современной финансовой системы. Отмена лицзиня. Вопрос о пере-смотре неравноправных договоров и соглашений. Конфликт на КВЖД (1929 г.). Рабочий и профсоюзный вопрос. Феномен «бюрократического капитализма». Политика по отношению к деревне. Мероприятия по урегулированию земельного вопроса. Законодательство о земле (Земельный закон 1930 г.).
  • Тема 13. КПК в годы движения под лозунгом «советов».
    Наньчанское восстание. Восстания «осеннего урожая». Кантонская коммуна под руководством Чжан Тайлэя. 6-ой съезд КПК в Москве. Опыт Цзинганшани. Ван Цзо и Юань Вэньцай. Формирование тактики партизанской войны Мао Цзэдуном («Враг наступает — мы отступаем» и т.д.). Аграрная революция. Мировой экономический кризис. Борьба в руководстве КПК по вопросу о путях дальнейшего развития революции. «Линия Ли Лисаня». Футяньские события (1930-1931 гг.). Дело Гу Шуньчжана. Арест и казнь «китайского Сталина» Сян Чжунфа. Поражение сил КПК в Шанхае и др. крупных городах, перемещение центра коммунистической революции из городов в деревню. Развитие Цен-трального советского района со столицей в г. Жуйцзинь. «Карательные походы» правительственных армий. «Великий поход» китайской Красной армии. Совещание в Цзуньи (7-8 января 1935 г.). Противоборство с Чжан Готао. Совещание в Ваяобао. Стабилизация сил Китайской красной армии в Северном Китае.
  • Тема 14. Мукденский инцидент и усиление агрессии Японии.
    Усиление антидемократических и милитаристских тенденция во внутренней политике Японии. Интронизация Хирохито裕仁(декабрь 1928 г.). Кабинет Танака Гиити и его роль в отношениях Китая и Японии, отправка войск в Шаньдун. «Меморандум Танака». При-чины активизации планов по захвату Маньчжурии в конце 20-х гг. Экономическое присутствие японцев в Маньчжурии. Убийство Чжан Цзолиня (4 июня 1928 г.). Провокация на железной дороге к северу от Мукдена («Инцидент у Лютяогоу»). Эскалация военных действий под предлогом «самообороны» частями Квантунской армии. Бомбардировка Цзиньчжоу. Позиция Нанкина. Позиция Лиги наций. Доихара Кэндзи организует бегство Пу И из Тяньцзиня. Агрессия в Шанхае (начало 1932 г.). Провозглашение Маньчжоу-го 1 марта 1932 г. Миссия лорда Литтона. Доктрина госсекретаря Стимсона. Характеристика социально-политического развития Маньчжоу-го и политики конструирования новой идентичности в современной американской историографии. Путч 15 мая 1932 г. в Токио. 1 янв. 1933. г. японцы спровоцировали инцидент у Шаньхайгуаня, продолжив потом агрессию на территорию внутри Великой китайской стены. Вторжение японцев в пров. Жэхэ и Чахар.
  • Тема 15. Китайская деревня и власть в 20-30-е гг.
    Характеристика уровня социально-экономического развития деревни. Социальная структура. Формы землевладения. Абсолютизация значимости проблем землевладения в марксистской историографии. Дискуссии о характере и количественных параметрах «помещичьего» землевладения. Проблемы поземельного налогообложения. Структура деревенского «политического пространства». Композиция элит и их трансформация. «Государственное становление» и деревня. Уездный ямынь (衙门) как социально-политический феномен. Развитие сети местных административных органов на суб-уездном уровне. Си-шаньская система «люй-линь». Проблема системы «баоцзя». Организация отрядов туаньлянь. Традиция социального протеста и неорганизованного насилия против организованного (государством) насилия. «Классовая», «милленаристская», «локально-политическая», «горизонтальная», «вертикальная» теории крестьянский восстаний. Проблема сельского бандитизма.
  • Тема 16. Тайные общества в китайской революции.
    Сунь Ятсен и тайные общества Китая и зарубежной китайской диаспоры. Цинбан и хунбан. «Модернизация» традиционных тайных обществ, трансформация в направлении криминальных синдикатов и сообществ. Ду Юэшэн и Цинбан в Шанхае. Чан Кайши и Цинбан. Тайные общества и КПК. Общества Красных пик. Общество Гэлаохуй.
  • Тема 17. Движение «за новую жизнь» (1934-1937).
    Начало движения — 19 февраля 1934 г., объявлена Чан Кайши в г. Нанчане. Кампания ставила целью пропагандировать конфуцианские ценности и моральное возрождение, а также использовать военные принципы для придания китайскому обществу большей организованности и порядка. Движение скаутов в Китае. Вопрос о степени эффективности кампании «за новую жизнь».
  • Тема 18. Культура и интеллектуальная жизнь Китая до начала антияпонской войны.
    Распад традиционного социального порядка в Китае и появление китайской «интеллигенции». Появление в последние годы Цинского периода течений «национальной сущности» и «национального характера». Термин гоцуй (国粹), его значение. Крупные идей-но-политические дискуссии, вызванные движением за новую культуру и движением 4 мая: дискуссия о культурах Китая и Запада中西文化論戰、дискуссия о старой и новой литера¬туре新舊文學論戰、дискуссия о «вопросах и измах» 問題與主義論戰、дискуссия о национальной истории國故論戰、дискуссия о науке и метафизике科學與玄學論戰、дискуссия о социальной истории Китая社會史論戰.
  • Тема 19. Сианьский инцидент и формирование второго единого фронта ГМД и КПК.
    Подоплека Сианьского инцидента — треугольник КПК—ГМД—японцы. Чжан Сюэлян за несколько месяцев до этого вступил в переговоры с КПК. Cобытия 12 декабря 1936 г. Чжан Сюэлян полагал свое выступление действием в рамках древней традиции «принуждения к миру» — 兵谏. Реакция на события в Нанкине и Москве. Мирное разрешение инцидента. 25 декабря Чан Кайши был освобожден. Переговоры между ГМД и КПК (с апреля 1937 г.) о прекращении гражданской войны. В ходе переговоров были достигнуты неофициальные договоренности о реорганизации советов в органы демократической власти, Красной армии — в часть НРА, о «трех народных принципах» Сунь Ятсена как основе сотрудничества.
  • Тема 20. События у моста Марко Поло и начало полномасштабной войны с Японией.
    7 июля 1937 г. — важная дата новейшей истории Китая. Инцидент, спровоцированный японскими военными у моста Марко Поло, его подоплека. Захват японцами Пекина и Тяньцзиня к концу июля. 7 августа Чан Кайши со своими советниками принимает стратегическое решение о ведении тотальной войны сопротивления. «Шанхайская мясорубка». Захват Шанхая в августе 1937 г. С сентября японцы начинают операцию по захвату Нанкина. Национальное правительство переезжает в Ухань. К 13 декабря 1937 г. японцы завершили захват Нанкина. «Нанкинская резня». Сражение за Сюйчжоу. Взрыв дамб на р. Хуанхэ гоминьдановскими войсками в июне 1938 г., наводнение, изменение рекой своего русла. Захват японцами Ухани в октябре 1938 г. Поздней осенью 1938 г. завершилась первая, самая активная фаза японо-китайской войны. В ноябре 1938 г. японский премьер Фумимаро Коноэ публикует заявление о «новом порядке в Восточной Азии». Поляризация мнений в руководстве ГМД по вопросу о перспективах войны.
  • Тема 21. Чунцинский Гоминьдан.
    Положение в Сычуани до начала антияпонской войны. Причины, предопределившие вы-бор Чунцина столицей. Эвакуация промышленных предприятий, государственных органов и учебных заведений в провинции Юго-Запада. Прибытие туда миллионов беженцев. Стабилизация фронта Войны сопротивления. Установка японцев на внутреннюю дезинтеграцию чунцинского режима. Меры по экономической блокаде. Бомбардировки. Меры правительства Чан Кайши по обеспечению военных усилий и выживаемости режима. Новая уездная система (1939 г.) и реформа режима взимания поземельного налога. Официально санкционированная контрабанда с оккупированных территорий. Нарастание конфликтности между ГМД и КПК. Инцидент с Новой 4-й армией в южном Аньхое (январь 1941 г.). Начало войны на Тихом океане — 7 декабря 1941 г. Интенсификация военного и проч. сотрудничества с США. «Летающие тигры» К. Чэннолта. Кампания в Индии. Международное положение Китая. Отмена союзниками «неравноправных договоров». Визит Сун Мэйлин в США в 1943 г. Участие представителей Китая в подготовке к учреждению ООН. Отношения Дж. Стилуэлла и Чан Кайши. Кампания «Итиго» (一號作戰, досл. «операция номер один») с апреля по декабрь 1944 г.
  • Тема 22. Марионеточное правительство Ван Цзинвэя.
    Политика японцев по созданию марионеточных правительств («управлять Китаем с помощью китайцев»). Биография Ван Цзинвэя — главного «национального предателя» эпохи Китайской Республики. Путь от лидера революции к коллаборационизму. Ван Цзинвэй: предатель или неудавшийся герой? Создание 30 марта 1940 г. марионеточного правительства «истинного Гоминьдана» в Нанкине. Режим Ван Цзинвэя продолжает использовать гоминьдановскую атрибутику, флаг, и т.д. Правительство разместилось в здании бывшего Экзаменационного юаня. Ведущие фигуры администрации Ван Цзинвэя — Чэнь Гунбо, Чжоу Фохай, Чжу Миньи и др. Социально-экономическая политика режима Ван Цзинвэя. Создание армии и полиции, борьба с антияпонским партизанским движением (清乡). Попытка проведения массовых компаний по идеологической обработке и воспитанию граждан 国民新生活运动.
  • Тема 23. КПК в период антияпонской войны. Яньань.
    Стратегия и тактика КПК в условиях второго единого фронта. Отказ от радикальной аграрной политики. Участие в деятельности широкого спектра политических организаций патриотической направленности. Быстрый рост контролируемых КПК районов в условиях японской агрессии. Контролировали территории с населением в 100 млн. чел к 1940 г. Вопрос о тактике партизанской войны. Развитие событий в Особом районе со столицей в Яньани. «Яньаньский стиль». Кампания против китайских троцкистов (1937-1941 гг.). «Кампания по исправлению стиля» (1942-1943 гг.). Ван Мин в Яньани. Укрепление единоличной власти Мао Цзэдуна в партии. Террор и репрессии против инакомыслящих. В Янани появляется Цзян Цин. Вопрос о вкладе КПК в сопротивление японской агрессии. Миссия «Дикси».
  • Тема 24. Гражданская война в Китае и победа КПК.
    Роль Маньчжурии в укреплении позиций НОА. Гражданская война, уже шедшая в разных районах страны, разгорелась в полную силу с лета 1946 г. Основные сражения гражданской войны. Военные действия в Маньчжурии, в Северном Китае, в других регионах. Лето 1947 г. — перелом в гражданской войне. Ляошэньская, Хуайхайская и Пекин-Тяньцзиньская операции. Конституция 1947 г. Противоречия Чан Кайши с гуансийцами. В январе 1949 г. Чан Кайши уходит в отставку, вместо него действующим президентом назначается Ли Цзунжэнь. 10 декабря 1949 г. войска КПК осаждает Чэнду — последний оплот ГМД на материке.
  • Тема 25. Итоги республиканского периода. Причины поражения Гоминьдана и победы КПК.
    Оценки важности республиканского периода в истории Китая. 1) масштаб перемен пре-восходит любой другой период аналогичной длительности в истории Китая; 2) в этот период произошло крушение монархии и становление республиканского строя; 3) этот период стал временем развития важнейших институтов, ассоциирующихся с процессом модернизации; 4) это был период, если рассуждать в категориях «подъема — упадка», когда «упадок» китайской цивилизации достиг наиболее интенсивной точки и начался обратный процесс «подъема»; 5) в этот период страна испытала подряд три революции: Синьхайскую революцию 1911 г., Национальную революцию 1925-1927 гг., коммунистическую революцию 1949 г. Достижения и неудачи главных лидеров Китая республиканского периода.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары (выступление по теме семинара, подготовка докладов)
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме на платформе ZOOM, ссылка https://zoom.us/. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка указанной платформы. Для участия в устном экзамене студент обязан: указать полное имя (имя, фамилия) при подключении в ZOOM, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена запрещено: выключать камеру и микрофон, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 1 минуту и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * контрольная работа + 0.15 * Посещаемость + 0.35 * Семинары (выступление по теме семинара, подготовка докладов) + 0.35 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рябченко, Н. (2013). История Китая в xx веке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DFE7085B

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильев Л.С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. I 6-е изд. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 722с. - ISBN: 978-5-9916-2713-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-i-387497
  • ВКП(б), Коминтерн и Китай. Т.4, Ч.1: ВКП(б), Коминтерн и Советское движение в Китае. 1931-1937, , 2003
  • ВКП(б), Коминтерн и Китай. Т.4, Ч.2: ВКП(б), Коминтерн и Советское движение в Китае. 1931-1937, , 2003
  • История Китая : Учебник, , 2007
  • Китай: история в лицах и событиях, Титов, А. С., 1991
  • Китайские синкретические религии в ХХ веке, Тертицкий, К. М., 2000
  • Краткая история Синьхайской революции, 1911 - 1913 : учеб. пособие, Белов, Е. А., 2001
  • Мао Цзэдун, Панцов, А. В., 2012
  • Особый район Китая, 1942-1945, Владимиров, П. П., 1973
  • Первая половина моей жизни : воспоминания Пу И - последнего императора Китая, Пу И, 1968
  • Социальная структура Китая : ХIХ - первая половина ХХ в., Акатова, Т. Н., 1990