Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Политология)
Направление:
41.03.04. Политология
Кто читает:
Институт прикладных политических исследований
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Иванов Евгений Александрович,
Лютикова Алина Павловна,
Мальцев Артем Михайлович,
Помигуев Илья Александрович,
Толкачев Дмитрий Сергеевич,
Юрескул Егор Анатольевич
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Курс можно условно поделить на 4 части (блока). Первая часть посвящена формированию компетенций в области теорий и направлений социально-политического исследования, постановке собственного исследования в актуальный научный контекст. Вторая часть посвящена обучению основам формулирования и разработки исследовательского дизайна (как теоретического, так и прикладного характера). Третья часть знакомит студентов с применением конкретных методологических направлений и методов исследования на примере качественных методов исследования. Четвёртая часть посвящена непосредственной работе с курсовым исследовательским проектом. В 4 блоке студенты применяют знания, полученные в ходе трёх блоков, к своим собственным курсовым работам.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» (2 курс) является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. Научно-исследовательский семинар призван: • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности; • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы; • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.
Планируемые результаты обучения
- Умеет описать тип научного исследования в академических терминах
- Умеет сформулировать цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория по своему исследовательскому полю
- Умеет написать обзор состояния проблемы (обзор литературы)
- Умеет написать введение курсовой работы как research proposal
- Умеет провести полный цикл качественного исследование по одному из методов
- Умеет вычленить в прочитанном исследовании цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория, результат
- Умеет устно представить результат своего исследования
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Наука как особый вид человеческой деятельности1.1. Понятие науки. Нормальная наука 1.2. Паранаука и псевдонаука 1.3. Особенности социальных наук 1.4. Основные задачи научных исследований
- Тема 2. Особенности развития науки и научного знания2.1. Структура научных революций Т. Куна 2.2. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос) 2.3. Социология науки Р. Мертона
- Тема 3. Научное знание как результат научной деятельности3.1. Понятие и функции научного знания 3.2. Критерии истинности научного знания. Обоснованность научного знания 3.3. Формы научного знания 3.4. Накопление научных знаний 3.5. Знания о политике: как получить и где применить?
- Тема 4. Научные исследования4.1. Понятие научного и аналитического исследования 4.2. Принципы научных исследований 4.3. Виды научных исследований 4.3. Результаты научных исследований
- Тема 5. Политология как самостоятельная научная дисциплина2.1. Предмет политической науки 2.2. Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук 2.3. Формирование и институционализация политической науки
- Тема 6. Уровни научного познания в политической науке6.1 «Лестница абстракции» по Дж. Сартори 6.2. Парадигмы и методологии в политической науке 6.3. Теории и методы в политической науке
- Тема 7. Позитивистский подход в политической науке7.1. Позитивизм как направление в методологии политической науки 7.2. Бихевиорализм и постбихевиорализм. Научная революция в политологии по Д. Истону 7.3. Критика позитивизма и бихевиорализма
- Тема 8. Конструктивистский подход в политической науке8.1. Особенности конструктивистского подхода 8.2. Конструктивизм в политологии 8.3. Критика конструктивизма
- Тема 9. Организация научной деятельности9.1. Научное, экспертное, эпистемическое сообщества 9.2. Формы организации ученых в научном сообществе 9.3. Управление и оценка результатов научной деятельности
- Тема 10. Представление результатов научной деятельности10.1. Научные издания: понятие и виды 10.2. Признание результатов научной деятельности в профессиональном сообществе 10.3. Формы признания научных заслуг
- Тема 11. Постановка и обоснование исследовательской проблемыИсследовательская проблема как недостаток знания и исследовательская ниша.
- Тема 12. Исследовательский вопрос и предмет исследованияВиды исследовательских вопросов. Соотношение предмета и объекта исследования. Роль предмета исследования в исследовательском дизайне.
- Тема 13. Степень разработанности проблемы и обзор литературы.Исследовательская ниша. Грамотное структурирование обзора литературы. Обзор литературы как аналитическая работа.
- Тема 14. Цель, задачи и гипотезы исследования.Грамотная формулировка цели, задач и гипотез исследования. Популярные ошибки в формулировках.
- Тема 15. Методология исследования.Отличия между методологией, методами и методиками.
- Тема 16. Количественные методы в научном исследовании."Garbage in, garbage out". Понятие статистической и содержательной значимости, p-hacking. Проблемы искаженных выборок и переобучения моделей.
- Тема 17. Качественные методы в научном исследовании.Качественные методы исследования. Исследовательские подходы. Типы исследовательских вопросов. Сбор и анализ данных. Интервью. Методы анализа текста Валидность, надёжность, этика. Микс-методы. Типы смешанных исследований. Квир-теории и методологии. Значение качественного исследования для государственной политики: фреймы, дискурсы, нарративы.
- Тема 18. Практические рекомендации по написанию текста курсовой работы и публичной защите.Типичные ошибки при написании текста исследования. Структура презентации для защиты.
Элементы контроля
- Устный разбор статьи 1
- Устный разбор статьи 2
- Рецензия на обзор литературы однокурсника
- Обзор литературы для своей курсовой работыОбзор литературы на 20 источников по своей теме курсовой работы.
- Устная презентация статьи
- Домашняя работа - Введение к курсовой работе
- Презентация исследовательского проекта
- Предзащита курсовой работы
- Устный разбор статьи 1
- Устный разбор статьи 2
- Рецензия на обзор литературы однокурсника
- Обзор литературы для своей курсовой работы
- Устная презентация статьи
- Домашняя работа - Введение к курсовой работе
- Презентация исследовательского проекта
- Предзащита курсовой работы
- Эссе в 1 модулеЭссе должно представлять собой аргументированное мнение, подкрепленное знаниями об особенностях развития современных социо-гуманитарных наук. Объем работы - 5-10 тыс. знаков. Работа должна быть структурирована, иметь традиционную для творческих работ композицию (введение, основная часть, заключение). Содержание работы зависит от автора, может затрагивать отдельные аспекты развития наук / конкретной науки, ее роли в обществе, влиянии на человеческую жизнь. Приветствуется приведение примеров практического применения результатов исследований в социально-гуманитарных науках.
- Работа на семинарах в 1 модулеУчастие в обсуждениях, ответы на вопросы преподавателя.
- Работа на семинарах во 2 модулеУчастие в обсуждениях и ответы на вопросы.
- Работа на семинарах в 3 модулеУчастие в обсуждениях методологических особенностей конкретных исследований. Собственные мнения студентов по поводу методологических проблем современной науки.
- Домашнее задание 2.1 - поиск ошибок в дизайне ВКР.Необходимо указать на ошибки в дизайне защищенной ВКР и предложить варианты их исправления.
- Домашнее задание 2.2 - пробный дизайн исследования
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.05 * Домашнее задание 2.1 - поиск ошибок в дизайне ВКР. + 0.1 * Домашнее задание 2.2 - пробный дизайн исследования + 0.05 * Обзор литературы для своей курсовой работы + 0.25 * Предзащита курсовой работы + 0.15 * Работа на семинарах в 1 модуле + 0.25 * Работа на семинарах в 3 модуле + 0.05 * Работа на семинарах во 2 модуле + 0.1 * Эссе в 1 модуле
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- King, G. (DE-588)135604311, (DE-576)166299405. (1994). Designing social inquiry : scientific inference in qualitative research / Gary King; Robert O. Keohane; Sidney Verba. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.039730549
- Kothari, C. R. (2004). Research Methodology : Methods & Techniques (Vol. 2nd rev. ed). New Delhi: New Age International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=277465
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hegde, D. S. (2015). Essays on Research Methodology. New Delhi: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1001250
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000