Бакалавриат
2020/2021
Поведение потребителей
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Березка Светлана Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Понимание особенностей потребительского поведения создает основу для долгосрочного и успешного функционирования компании на рынке в условиях клиентоориентированности и необходимости дифференцировать предложение компании на рынке, создавая продукты, отвечающие потребностям и предпочтениям целевых клиентов. Знание потребителя, факторов влияющих на его поведение, в том числе психологической основы принятия решений (мотивации, особенностей восприятия, памяти, эмоций), процесса принятия решений (т.е. построение предпочтений) и роли социального влияния, позволяет создать и сформировать в восприятии целевых аудиторий желаемый образ, который будет актуален как в настоящем времени, так и в долгосрочной перспективе развития бизнеса, позволяя добиться высокой степени лояльности и узнаваемости в конкурентной среде. Курс включает цикл гостевых лекций от компаний, специализирующихся на исследовании потребителя (Нейротренд, Nielsen, Romir). Освоение дисциплины «Поведение потребителей» обеспечит понимание того, как потребители принимают решения и почему ведут себя определенным образом — что их мотивирует и привлекает внимание, как формируется их восприятие и что влияет на их лояльность. В ходе выполнения группового проекта на основе задач, предложенной компаниями-партнерами, формируются практические навыки анализа поведения потребителей и применения моделей поведения потребителей для принятия маркетинговых и управленческих решений.
Цель освоения дисциплины
- изучение теоретических основ поведения потребителей, подходов к его пониманию и исследованию
- формирование навыков изучения поведения потребителей для использования для решения управленческих и маркетинговых задач
Планируемые результаты обучения
- Знает основные подходы к пониманию поведения потребителей и динамику их развития
- Понимает фундаментальные принципы поведения потребителей
- Знает основные типы и теории потребностей потребителей
- Знает основные типы решений потребителя
- Знает, что такое лояльность потребителя
- Знает, как соотносятся потребительская лояльность и удовлетворенность
- Знает теорию поколений, роль демографических характеристик и географического фактора в поведении потребителей
- Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет закономерности изменения социально-экономических показателей
- Знает психологические аспекты поведения потребителей
- Знает принципы теории перспектив
- Знает особенности потребительского восприятия
- Знает суть основных этапов традиционной модели принятия решения потребителем и модели, формирующейся в условиях цифровой экономики
- Знает роли участников процесса принятия решения и их значение для принятия маркетинговых решений
- Определяет особенности процесса принятия решения потребителем
- Знает принципы теории подталкивания
- Анализирует поведение потребителей экономических благ и формирование спроса
- Знает, какую роль в поведении потребителей играют индивидуальные детерминанты поведения потребителей и факторы внешней среды
- Понимает роль неопределенности в поведении потребителя и как это необходимо учитывать при принятии управленческих и маркетинговых решений
- Может охарактеризовать роль неопределенности в процессе принятия решения потребителем
- Знает современные методы исследования потребителей
- Понимает возможности использования социологических, нейрофизиологических, психологических методов для понимания поведения потребителя
- Выбирает инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной задачей, анализирует результаты расчетов и обосновывает полученные выводы
- Определяет особенности модели принятия решения потребителем для планирования взаимодействия
- Осуществляет сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач
- Понимает этические вопросы использования нейрофизиологических методов исследования потребителя.
- Знает этические принципы потребительских исследований и использования информации о потребителях
Содержание учебной дисциплины
- Введение в поведение потребителей: развитие подходов к пониманию поведения потребителейФундаментальные принципы поведения потребителей. Потребности потребителей. Знания потребителей. Ценность для потребителя. Воспринимаемая ценность. Типы потребительских решений. Удовлетворенность и лояльность.
- Социально-демографические аспекты поведения потребителейСоциально-демографические аспекты поведения потребителей. Роль демографических характеристик в поведении потребителей. Возрастные характеристики. Теория поколений. Когортный анализ. Концепция стиля жизни. Географический фактор.
- Психология поведения потребителейМотивация. Особенности восприятия. Память. Эмоции. Ценности. Чувства потребителей как часть потребительского опыта. Установки и намерения потребителей. Теория перспектив. Эффект владения.
- Процесс принятия решения потребителемТрадиционная модель принятия решения потребителем: осознание потребности, поиск информации, предпокупочная оценка, покупка, потребление, оценка после покупки, освобождение. Трансформация модели принятия решений в условиях цифровой экономики. Роли в процессе принятия решения. Типы процесса принятия решения. Теория подталкивания.
- Индивидуальные детерминанты поведения потребителей и факторы внешней средыСтепень вовлеченности и располагаемые ресурсы. Ресурсы времени и когнитивные ресурсы. Социокультурное влияние. Ценности, нормы, приоритеты. Влияние семьи и домохозяйства. Влияние группы и влияние личности. Роль неопределенности: эвристические методы и ошибки.
- Исследования потребителяРоль исследований потребителя в деятельности компании. Современные методы исследования потребителей. Возможности использования социологических, нейрофизиологических, психологических методов для понимания поведения потребителя. Поведенческие эксперименты в исследовании потребителя. Определение мотиваций, ценностей и потребностей потребителя. Определение особенностей модели принятия решения потребителем для планирования взаимодействия. Возможности исследования потребителя для принятия управленческих и маркетинговых решений.
- Этические аспекты изучения поведения потребителейИспользование информации о потребителях. Персональные данные. Этика потребительских исследований. Кодекс ESOMAR. Этические вопросы использования нейрофизиологических методов исследования потребителя.
Элементы контроля
- Письменная экзаменационная работаСостоит из закрытых вопросов с мультивыбором (одна или несколько позиций), вопросов на сопоставление вариантов, а также открытых вопросов на знание терминов, определений, концепций и умение их применять.
- Проект
- Информационный материал
- Тесты и задания на занятиях
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Информационный материал + 0.4 * Письменная экзаменационная работа + 0.3 * Проект + 0.1 * Тесты и задания на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Amos Tversky, & Daniel Kahneman. (1992). Advances in Prospect Theory: Cumulative Representation of Uncertainty. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5929DF64
- Malhotra, N. K. (2017). Marketing Research. [N.p.]: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1531280
- Panwar, D., Anand, S., Ali, F., & Singal, K. (2019). Consumer Decision Making Process Models and their Applications to Market Strategy. International Management Review, 15(1), 36–44. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=135847331
- PLASSMANN, H., VENKATRAMAN, V., HUETTEL, S., & YOON, C. (2015). Consumer Neuroscience: Applications, Challenges, and Possible Solutions. Journal of Marketing Research (JMR), 52(4), 427–435. https://doi.org/10.1509/jmr.14.0048
- Sheth, J. N. (1977). Demographics in consumer behavior. Journal of Business Research, (2), 129. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.jbrese.v5y1977i2p129.138
- Solomon, M. R. (2016). Consumer Behaviour : A European Perspective. [N.p.]: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419690
- Thaler, R. H. . (DE-588)124552080, (DE-576)168627329. (2009). Nudge : improving decisions about health, wealth and happiness / Richard H. Thaler and Cass R. Sunstein. London [u.a.]: Penguin Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.306469715
- Thaler, R. H., & Sunstein, C. R. (2009). Nudge : Improving Decisions About Health, Wealth, and Happiness (Vol. Rev. and expanded ed). New York: Penguin Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1116782
- Thomas, A. R., Pop, N. A., Iorga, A. M., & Ducu, C. (2017). Ethics and Neuromarketing : Implications for Market Research and Business Practice. Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1302195
- ZOËGA RAMSØY, T. (2019). Building a Foundation for Neuromarketing And Consumer Neuroscience Research: How Researchers Can Apply Academic Rigor To the Neuroscientific Study of Advertising Effects. Journal of Advertising Research, 59(3), 281–294. https://doi.org/10.2501/JAR-2019-034
- Неделько Анастасия Юрьевна. (n.d.). Возможности И Ограничения Использования Методов Нейромаркетинга. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fvozmozhnosti-i-ogranicheniya-ispolzovaniya-metodov-neyromarketinga
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ashman, R., Solomon, M. R., & Wolny, J. (2015). An old model for a new age: Consumer decision making in participatory digital culture. Journal of Customer Behaviour, 14(2), 127–146. https://doi.org/10.1362/147539215X14373846805743
- Eric J. Arnould, & Craig J. Thompson. (2005). Consumer Culture Theory (CCT): Twenty Years of Research. Journal of Consumer Research, (4), 868. https://doi.org/10.1086/426626
- Hackett, P. (2019). Quantitative Research Methods in Consumer Psychology : Contemporary and Data Driven Approaches. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1853813
- Hultén, B. (2015). Sensory Marketing : Theoretical and Empirical Grounds (Vol. First edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1079392
- Ramsøy, T. Z., Skov, M., Macoveanu, J., Siebner, H. R., & Fosgaard, T. R. (2015). Empathy as a neuropsychological heuristic in social decision-making. Social Neuroscience, 10(2), 179–191. https://doi.org/10.1080/17470919.2014.965341
- Russell W. Belk. (2017). Qualitative Consumer Research. Emerald Publishing Limited.
- Sutherland, M., & Blackwell EBL (Online service). (2008). Advertising and the Mind of the Consumer : What Works, What Doesn’t, and Why (Vol. Rev. 3rd international ed). Crows Nest, NSW: Allen & Unwin. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=301121
- Thaler, R. H. (2017). From Cashews to Nudges: The Evolution of Behavioral Economics. Nobel Prize in Economics Documents. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.ris.nobelp.2017.003
- Thomas Zoëga Ramsøy, Noela Michael, & Ian Michael. (2019). A Consumer Neuroscience Study of Conscious and Subconscious Destination Preference. Scientific Reports, (1), 1. https://doi.org/10.1038/s41598-019-51567-1
- Young, B. M. (2018). Consumer Psychology : A Life Span Developmental Approach. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1844468