• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Актуальные проблемы развития городов"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 07.04.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Булиш Константин Богданович, Городничев Антон Валерьевич, Чичагова Мария Николаевна
Прогр. обучения: Управление пространственным развитием городов
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Логическая структура научно-исследовательского семинара (НИС) представлена тремя разделами / частями, одна из которых англоязычная. Англоязычная часть НИСа ставит перед собой задачу развить у студентов навыки чтения и обсуждения англоязычной академической литературы в области урбанистики, а также познакомить слушателей с региональными особенностями проблематики городов. В качестве источников используются актуальные научные тексты, а также тексты из релевантных периодических изданий и видеоматериалы. Вторая часть НИСа направлена на развитие навыков сравнительных исследований городов и применения метода кейс-стади в исследовательских проектах. Занятия данного раздела включают в себя чтение и анализ современных академических текстов по темам городской политики, разбор аналитических отчетов международных организаций, изучающих развитие городов, подготовку студентами небольших исследовательских проектов. Этот раздел НИСа является интегративной частью всего научно-исследовательского семинара. Его основная цель – способствовать выработке и совершенствованию исследовательских навыков студентов посредством знакомства с современными теориями города и городской жизни, а также широким спектром методологий их исследования. Уделяется особое внимание освоению актуальных языков описания, используемых современными городскими исследованиями, а также связи существующих теоретических подходов к изучению города с эмпирическими исследованиями в ходе их операционализации и апробации в форме инструментария исследования. Последний, третий раздел представляет из себя практико-ориентированную часть по решению городских кейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков сравнительных исследований городов
  • Формирование представления о роли политических процессов в городах в системе городского планирования
  • Совершенствование компетенций академической работы с научными источниками, в том числе англоязычными, их анализа и критического осмысления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разрабатывает и реализует проекты сравнительных городских исследований
  • Выявляет проблемы развития городов на современном этапе урбанизации
  • Применяет метод кейс-стади в исследовательских проектах
  • Владеет навыками обсуждения академических текстов и других материалов на английском языке
  • Навык анализа ситуации и принятия взвешенных решений в области городского развития
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сравнительные городские исследования
    Современные городские теории: планетарная урбанизация, городская критическая теория, постколониальные исследования городов, urban land nexus. Вызовы, стоящие перед современными городами. Рейтинги глобальных городов. Стратегии сравнительных исследований, метод кейст-стади.
  • Введение в курс. Эффект Бильбао: успехи и промахи
    На занятии обсуждаются исторические, архитектурные, экономические и культурологические факторы и процессы, повлиявшие на успех создания Музея Гугенхейма в Бильбао, влияние этого проекта на регенерацию города Бильбао. Также рассматриваются примеры попыток повторить успех "эффекта Бильбао" в нескольких европейских городах, анализируются успешные и менее успешные, а также провальные проекты и факторы, повлиявшие на траекторию развития этих проектов.
  • Жилищный кризис, его решения и городская застройка. Кейсы Каира и Берлина.
    На занятии проводится сравнительный анализ феномена острой нехватки доступного жилья в Каире и Берлине. На основе ряда научных статей и публикаций, а также видео интервью рассматриваются различные подходы к решению нехватки доступного жилья: от нелегального и полу-легального строительства многоэтажного жилья в Каире до попыток введения ограничений на рост ренты и выкупа жилья городскими властями у частных инвесторов в Берлине. Рассматриваются влияние этих подходов на динамику городской застройки города и взаимоотношений жители-городские власти.
  • Подходы к развитию городского транспорта, Круитиба и Копенгаген
    На занятии проводится сравнительный анализ организации и долгосрочного развития транспортных систем в Куритебе (Бразилия) и Копенгагене (Дания). На основе анализа отчетов транспортных стратегий, публицистических статей и видеоматериалов подробно рассматриваются политические решения, особенности инфраструктуры и организации систем скоростного автобусного транспорта в Куритибе и вело-инфраструктуры в Копенгагене. Также на семинаре рассматривается как опыт Куритибы и Копенгагена был применен в других городах Южной Америки и Европы.
  • Заключительное занятие. Итоговая аттестация по результатам 1ого (англоязычного) блока научно-исследовательского семинара
    Презентации (мах 10 минут), темы презентаций в рамках проблематики курса.
  • Блок по анализу и решению кейсов
    В заключительном блоке научно-исследовательского семинара студентам предлагается решение серии кейсов и дискуссии по итогам их анализа и презентаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа во II блоке курса
    Оценивается в рамках 2ого блока курса
  • неблокирующий Групповые исследовательские проекты (II блок НИСа)
    Оценивается в рамках II блока курса
  • неблокирующий Финальная презентация по итогам I блока
    входит в 1ый блок курса, проводится на английском языке
  • неблокирующий Групповой проект в III блоке курса
    Оценивается в рамках III блока курса
  • неблокирующий Эссе
    Оценивается в рамках 3его блока курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.068 * Аудиторная работа во II блоке курса + 0.165 * Групповой проект в III блоке курса + 0.272 * Групповые исследовательские проекты (II блок НИСа) + 0.33 * Финальная презентация по итогам I блока + 0.165 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hall, S. (2017). The SAGE Handbook of the 21st Century City. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1619686
  • Hannigan, J. A., & Richards, G. (2017). The SAGE Handbook of New Urban Studies (Vol. 1st). Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1641811

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clark, D. (1996). Urban World/global City. London: Taylor & Francis Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=85390
  • Imbroscio, D. L., & Davies, J. S. (2010). Critical Urban Studies : New Directions. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343793