• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Digital Memory: что происходит с памятью в цифровую эпоху?

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Digital Memory — актуальный концепт, с помощью которого описывают трансформации технологий и практик припоминания, случившиеся благодаря все нарастающему влиянию цифровых технологий на повседневную и профессиональную жизнь человека. Исследование цифровой памяти – как практики создания артефактов, взаимодействия с ПО и организации социальных действий с учетом цифровых технологий документации и свидетельствования – позволяет анализировать актуальные частные и коллективные социокультурные реалии, замечая следы прошлого в настоящем. Подобная аналитика позволяет более качественно подходить к пониманию методов реактуализации прошлого и конструирования настоящего, аккуратно ставить вопрос о природе «факта», «конструкта», «фейка», а также обогащает опыт исследований и расследований (в том числе, журналистских) и добавляет большей рефлексивности во взаимодействии с цифровыми инструментами, сервисами и платформами. Эта дисциплина будет полезна всем, кто самостоятельно занимается сторителлингом, интересуется инструментами медийного и цифрового конструирования повседневности, а также влияния цифровых интерфейсов на антропологические и социальные практики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с предметной областью Digital Memory Studies.
  • Освоение ключевых аналитических методов и кейсов, позволяющих студентам изучать методы медийного сторителлинга для конструирования картин настоящего и прошлого, а также применять подобные методы в своей журналистской деятельности.
  • Изучение способов конструирования индивидуальных и коллективных воспоминаний и припоминаний как элементов социальных практик; владение этими способами полезно для лучшего понимания методов «сборки» повестки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомится с ключевыми исследованиями из предметных областей и определяет связь между субдисциплинарными полями, а также ключевые объекты/предметы изысканий.
  • Анализирует индивидуальные и коллективные практики, технологии использования медиа (в т.ч. СМИ) для конструирования артефактов памяти.
  • Изучает основные характеристики цифровой среды (как смешанной реальности, платформенного пространства) в контексте норм и эксцессов работы с индивидуальной и коллективной памятью.
  • Работает с платформами, сервисами, форматами конструирования коллективного опыта/переживания прошлого и его реактуализации в настоящем.
  • Изучает ключевые практики спонтанного и организованного припоминания (в формате проспективной и ретроспективной памяти), которые производятся с использованием цифровых технологий и конструируют повестку.
  • Анализирует ключевые для Digital Memory Studies кейсы, а также пополняет их архив, сообразуясь с целью возможного использования этих кейсов в журналистской/публицистической деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Memory Studies и Media Studies
    Позиции ключевых исследователей, обозначивших имплицитную связь субдисциплин: Э. Дюркгейм, В. Беньямин, П. Нора, Н. Луман, А. Ассман, Э. Хокинс и т.д. Определение ключевых понятий и их «проблематичности». Споры о специфике «коллективной памяти» и «медиатизации» (кейсы). Public History как другая смежная область на стыке содержания Memory Studies и Media Studies.
  • Медиатизация памяти
    Медиа как пространство конструирования повестки и картины реальности. Концепции «влияния» медиа на представления о «реальности» (от Лассуэлла и Липпмана до Мановича и Фуллера). Анализ практик конструирования ретроспективной и проспективной коллективной памяти (кейсы).
  • Память и цифровые технологии: определяя предметное поле
    Концепции и способы определения «цифрового пространства». Смешанная реальность и data-driven объекты как реальность концепции Б. Браттона («The Stack»). «Цифровой след» как простейший концепт, объединяющий феномены припоминания и пользовательского опыта. Цифровые инструменты производства следов памяти (кейсы).
  • Цифровая память: форматы
    Опыт конструирования цифровой памяти: исторические наблюдения. От симуляции к медиамиксу. От ремедиации к memobilia. Кейсы использования цифровых инструментов (сервисов, платформ, форматов) для конструирования архивов и свидетельств.
  • Цифровая память: практики
    Connectivity как залог множественного свидетельствования. Онлайн общественные кампании (#metoo, etc.) как репрезентация работы цифровых инструментов. Работа коллективной памяти в пространстве социальных сетей и блогинговых пространств (кейсы Дудя, Лапенко).
  • Кейсы: архивы и свидетели
    Практики переосмысления «архива» как категории опыта в контексте цифровых технологий. Анализ журналистских кейсов (в логике networked journalism), работающих над конструированием кейсов цифровой памяти. Процедуры фактчекинга и искусственный характер повестки (кейс deep fake, etc.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    текст не более 2 тыс. слов; краткое изложение подходов ключевых авторов направления Digital Memory Studies (возможно по желанию выбрать авторов из полей Media/Memory Studies) с последующей устной презентацией проведенной работы; конкретные требования представляются студентам заранее в письменном виде (в том числе, оговаривается срок удаленного предоставления работы, а также срок, определяемый на подготовку такого задания — не менее 1 недели);
  • неблокирующий Презентация
    совокупность презентаций в формате печи-кучи (вариант питчинга), проводится в аудитории, 80 минут + обсуждение выступлений 40 минут; прочие критерии представляются студентам заранее в письменной форме.
  • неблокирующий Эссе
    формат письменного case study; объем 3 тыс. слов; минимум 10 пунктов научной литературы (монографии, коллективные монографии, статьи) и необходимое количество источников (контент проекта, сделанного с оглядкой на Digital Memory проблематику, релевантные интервью, отчеты); прочие критерии представляются студентам заранее в письменной форме (в том числе, оговаривается срок предоставления работы, а также срок, определяемый на подготовку такого задания — не менее 2 недель); работа сдается удаленно – присылается на почту преподавателю;
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Презентация + 0.3 * Реферат + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Язык новых медиа, Манович, Л., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мельникова Екатерина. (n.d.). Алейда Ассман. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с. ISBN 978-5-4448-0146-8. Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 223 с. ISBN 978-5-4448-0516-9. Алейда Ассман. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. Пер. С нем. Б. Хлебникова; пер. Английских цитат Д. Тимофеева. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 272 с. ISBN 978-5-4448-0648-7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2faleyda-assman-dlinnaya-ten-proshlogo-memorialnaya-kultura-i-istoricheskaya-politika-per-s-nem-borisa-hlebnikova-m-novoe-literaturnoe