Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Неструктурные характеристики в синтаксисе"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящён влиянию на синтаксическую структуру и поведение языковых единиц факторов, которые не описываются стандартной структурой составляющих или зависимостей. К ним относятся длина и синтаксическая сложность составляющих, порядок их расположения, тенденция к совпадению грамматических форм, не описывающаяся стандартными понятиями управления и согласования. В некоторых случаях данные характеристики влияют на частотность тех или иных вариантов структуры, а в некоторых даже приводят к неграмматичности некоторых вариантов. Курс предполагает работу с корпусным материалом и опрос носителей языков, которые студенты знают или исследовали в ходе полевой работы.
Цель освоения дисциплины
- Получить представление о методах описания синтаксических характеристик, не сводящихся к стандартной структуре составляющих и свойствам фразовых категорий.
- Получить опыт практического рассмотрения и описания примеров, где релевантны порядок слов, длина составляющих и др.
- Усовершенствовать навыки сопоставления исследовательских подходов.
Планируемые результаты обучения
- Студенты освежают знания о необходимых для описания синтаксической структуры единицах, понятиях и свойствах.
- Представление о наборе неструктурных характеристик и их релевантности.
- Представление о роли длины и противопоставлений однословных и неоднословных составляющих в синтаксисе различных языков.
- Умение анализировать конструкции с совпадающими формами и другими характеристиками в матричной и вложенной клаузе с точки зрения стандартных понятий управления и согласования и с точки зрения подходов Т. Гивона ("иерархия связанности") и др.
- Понимание различий параметров длины и синтаксической сложности и релевантности каждого из них.
- Знание подходов к описанию порядка слов - как грамматического явления и как параметра варьирования, связанного с длиной, типом составляющих и др.
- Понимание роли интонации и паузы для синтаксической приемлемости
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Структурные характеристики - повтор понятия.Обсуждаются структурные характеристики (набор типов составляющих, их положение в дереве, проницаемость границ для перемещений.
- Типы неструктурных характеристик.В рассмотрение вводится несколько характеристик, не входящих в синтаксическую структуру: порядок слов, пауза / мена интонации, совпадение форм, длина и синтаксический вес составляющей.
- Длина как фактор приемлемости и выбора варианта конструкцииОбсуждается роль длины в устройстве синтаксических единиц. Рассматривается теория Дж. Хокинза, объясняющая порядок слов и составляющих исходя из их "тяжести". Показывается связь длины и противопоставления именных и сентенциальных актантов.
- Длина и тяжесть составляющейОбсуждается соотношение двух похожих, но различных факторов: длины и тяжести составляющей. Показывается, что для некоторых случаев (например. при соотношении инфинитивных и финитных зависимых) более значима тяжесть, а для других (в частности, в конструкциях с предикативами и другими неглагольными предикатами) - длина.
- Совпадение форм: его соотношение с основными структурными характеристикамиРассматриваются конструкции (русские конструкции с морфосинтаксическим дублированием, конструкции с сериализацией), где действует требование на идентичность форм. Показано, что такого рода требования находятся между структурными и неструктурными характеристиками: они, с одной стороны, не укладываются в схему стандартного управления и согласования, а с другой, входят в ряд синтаксических моделей полипредикации наряду с более стандартными.
- Роль интонации и паузыРассматриваются случаи, когда пауза и / или смена интонации делает возможными модели, запрещённые или сомнительные без неё. Обсуждается причина влияния интонация - она состоит в том, что некоторые типы зависимых слабее, чем другие, связаны с вершиной, а пауза ещё больше ослабляет эту связь и, соответственно, селективные требования вершины.
- Порядок словОбсуждается порядок слов в конфигурационных и неконфигурационных языках и его связь со структурными и с неструктурными характеристиками. Рассматриваются подходы Дж. Хокинза, Х. Дисселя и К. Шмидтке-Боде.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Устный экзамен или эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Understanding morphology, Haspelmath, M., 2013
- Введение в общий синтаксис : учебник, Тестелец, Я. Г., 2001
- Общая фонетика : учебник для вузов, Кодзасов, С. В., 2001
- Теоретические проблемы русского синтаксиса : взаимодействие грамматики и словаря, Апресян, Ю. Д., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- A grammar of spoken English discourse : the intonation of increments, O'Grady, G., 2012
- Assessing grammar, Purpura, J.E., 2004
- Case, argument structure, and word order, Miyagawa, S., 2012
- Cross-linguistic variation and efficiency, Hawkins, J. A., 2014
- English grammar. Vol.1: ., Givon, T., 1993
- English grammar. Vol.2: ., Givon, T., 1993
- Explaining syntax : representations, structures, and computation, Culicover, P. W., 2013
- Grammar and complexity : language at the intersection of competence and performance, Culicover, P. W., 2013
- Non-transformational syntax : formal and explicit models of grammar, , 2011
- The syntax of Russian, Bailyn, J. F., 2014
- Variation in the input : studies in the acquisition of word order, , 2010
- Word order, Song, J. J., 2012
- Динамические модели в семантике лексики, Падучева, Е. В., 2004
- Порядок слов в русском языке, Сиротинина, О. Б., 2013
- Современная американская фонология, Кодзасов, С. В., 2004