• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Неструктурные характеристики в синтаксисе"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён влиянию на синтаксическую структуру и поведение языковых единиц факторов, которые не описываются стандартной структурой составляющих или зависимостей. К ним относятся длина и синтаксическая сложность составляющих, порядок их расположения, тенденция к совпадению грамматических форм, не описывающаяся стандартными понятиями управления и согласования. В некоторых случаях данные характеристики влияют на частотность тех или иных вариантов структуры, а в некоторых даже приводят к неграмматичности некоторых вариантов. Курс предполагает работу с корпусным материалом и опрос носителей языков, которые студенты знают или исследовали в ходе полевой работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить представление о методах описания синтаксических характеристик, не сводящихся к стандартной структуре составляющих и свойствам фразовых категорий.
  • Получить опыт практического рассмотрения и описания примеров, где релевантны порядок слов, длина составляющих и др.
  • Усовершенствовать навыки сопоставления исследовательских подходов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты освежают знания о необходимых для описания синтаксической структуры единицах, понятиях и свойствах.
  • Представление о наборе неструктурных характеристик и их релевантности.
  • Представление о роли длины и противопоставлений однословных и неоднословных составляющих в синтаксисе различных языков.
  • Умение анализировать конструкции с совпадающими формами и другими характеристиками в матричной и вложенной клаузе с точки зрения стандартных понятий управления и согласования и с точки зрения подходов Т. Гивона ("иерархия связанности") и др.
  • Понимание различий параметров длины и синтаксической сложности и релевантности каждого из них.
  • Знание подходов к описанию порядка слов - как грамматического явления и как параметра варьирования, связанного с длиной, типом составляющих и др.
  • Понимание роли интонации и паузы для синтаксической приемлемости
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Структурные характеристики - повтор понятия.
    Обсуждаются структурные характеристики (набор типов составляющих, их положение в дереве, проницаемость границ для перемещений.
  • Типы неструктурных характеристик.
    В рассмотрение вводится несколько характеристик, не входящих в синтаксическую структуру: порядок слов, пауза / мена интонации, совпадение форм, длина и синтаксический вес составляющей.
  • Длина как фактор приемлемости и выбора варианта конструкции
    Обсуждается роль длины в устройстве синтаксических единиц. Рассматривается теория Дж. Хокинза, объясняющая порядок слов и составляющих исходя из их "тяжести". Показывается связь длины и противопоставления именных и сентенциальных актантов.
  • Длина и тяжесть составляющей
    Обсуждается соотношение двух похожих, но различных факторов: длины и тяжести составляющей. Показывается, что для некоторых случаев (например. при соотношении инфинитивных и финитных зависимых) более значима тяжесть, а для других (в частности, в конструкциях с предикативами и другими неглагольными предикатами) - длина.
  • Совпадение форм: его соотношение с основными структурными характеристиками
    Рассматриваются конструкции (русские конструкции с морфосинтаксическим дублированием, конструкции с сериализацией), где действует требование на идентичность форм. Показано, что такого рода требования находятся между структурными и неструктурными характеристиками: они, с одной стороны, не укладываются в схему стандартного управления и согласования, а с другой, входят в ряд синтаксических моделей полипредикации наряду с более стандартными.
  • Роль интонации и паузы
    Рассматриваются случаи, когда пауза и / или смена интонации делает возможными модели, запрещённые или сомнительные без неё. Обсуждается причина влияния интонация - она состоит в том, что некоторые типы зависимых слабее, чем другие, связаны с вершиной, а пауза ещё больше ослабляет эту связь и, соответственно, селективные требования вершины.
  • Порядок слов
    Обсуждается порядок слов в конфигурационных и неконфигурационных языках и его связь со структурными и с неструктурными характеристиками. Рассматриваются подходы Дж. Хокинза, Х. Дисселя и К. Шмидтке-Боде.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Устный экзамен или эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Устный экзамен или эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Understanding morphology, Haspelmath, M., 2013
  • Введение в общий синтаксис : учебник, Тестелец, Я. Г., 2001
  • Общая фонетика : учебник для вузов, Кодзасов, С. В., 2001
  • Теоретические проблемы русского синтаксиса : взаимодействие грамматики и словаря, Апресян, Ю. Д., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A grammar of spoken English discourse : the intonation of increments, O'Grady, G., 2012
  • Assessing grammar, Purpura, J.E., 2004
  • Case, argument structure, and word order, Miyagawa, S., 2012
  • Cross-linguistic variation and efficiency, Hawkins, J. A., 2014
  • English grammar. Vol.1: ., Givon, T., 1993
  • English grammar. Vol.2: ., Givon, T., 1993
  • Explaining syntax : representations, structures, and computation, Culicover, P. W., 2013
  • Grammar and complexity : language at the intersection of competence and performance, Culicover, P. W., 2013
  • Non-transformational syntax : formal and explicit models of grammar, , 2011
  • The syntax of Russian, Bailyn, J. F., 2014
  • Variation in the input : studies in the acquisition of word order, , 2010
  • Word order, Song, J. J., 2012
  • Динамические модели в семантике лексики, Падучева, Е. В., 2004
  • Порядок слов в русском языке, Сиротинина, О. Б., 2013
  • Современная американская фонология, Кодзасов, С. В., 2004