• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Политическая пропаганда: история и современность

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Кто читает: Институт прикладных политических исследований
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Файб Александр Борисович
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

На курсе «Политическая пропаганда: история и современность» студенты познакомятся с методами и принципами пропаганды в разные исторические эпохи с особым вниманием к XX веку и современности. Помимо прочего, будет рассматриваться использование в пропаганде новых медиа. Тематически курс располагается на пересечении психологии, изучения СМИ, политической истории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование нормативного, аналитического и прикладного понимания политической пропаганды в рамках теории политической коммуникации;
  • Приобретение навыков по созданию современного агитационно-пропагандистского контента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение выявлять и оценивать различные виды пропагандистских технологий в общественно-политической повестке
  • Способность применять современный политический язык в агитационно-пропагандистских кампаниях
  • Освоение технологических инструментов в создании digital-контента для разных типов целевой аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория политической пропаганды. Истоки российской традиции пропаганды
    Религиозно-исторические истоки термина. Технологическая и социально-историческая обусловленность расцвета пропаганды в 1-й половине XX в. Классическая теория пропаганды Г.Лассуэлла.
  • Эмоционально-психологические основы пропаганды
    Теория психологии массового сознания и влияния на общественное мнение и поведение. Классики бихевиоризма и управление массовыми эмоциями.
  • Военная пропаганда
    Мировые войны и расцвет военной пропаганды. Массовая информация в условиях военного конфликта. Патриотическая агитация и мобилизация населения.
  • Технологии пропаганды через юмор и социальную сатиру
    Метод насмешки и политической коммуникации. Трансляция убеждений при помощи развлекательных технологий.
  • Пропагандистская риторика конфликта идеологий: СССР vs США
    Образовательная пропаганда. Анализ идеологизированного дискурса. Канонизация образа жизни через противопоставление и антагонизм.
  • Политическая риторика и политический текст
    Инструменты анализа политической риторики. Семантика, стилистика, художественные и риторические приемы в политическом языке.
  • Пропаганда джихадизма и механизмы ее распространения
    Организационная структура и векторы пропаганды «Исламского государства» - *террористической организации, запрещенной на территории Российской Федерации.
  • Развитие пропаганды и агитации в США: поляризация, цифровизация и «культурная война»
    Эволюция идеологического дискурса США. Причины и особенности поляризации американского общественного сознания. Динамика института СМИ и мейнстримовой прессы в США.
  • Digital-пропаганда и трансформация новых медиа
    Медиум и пропаганда. Переход от традиционных к новым медиа. Официальная пропаганда и вопросы легитимности политических режимов.
  • Применение агитационно-пропагандистского контента: эволюция традиционных инструментов и новые технологии
    Воркшоп «Создание современного политического контента в digital».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Обсуждение кейсов и анализ источников
  • неблокирующий Итоговый проект. Презентация по итогам воркшопа на семинарских занятиях
    Проект создается и презентуется в ходе прикладного воркшопа (2 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.45 * Активность на семинарах + 0.55 * Итоговый проект. Презентация по итогам воркшопа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Propaganda, Bernays, E., 2005
  • Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2007
  • Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: "коммуникация убеждения" и мобилизационн..., , 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cold-War Propaganda in the 1950s, Rawnsley, G.D., 1999
  • Noam Chomsky. (2015). Propaganda and the Public Mind : Interviews by David Barsamian. London: Pluto Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057637
  • Smith, Bruce Lannes, and Harold D. Lasswell. Propaganda, Communication and Public Opinion, Princeton University Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4071105.
  • The Cold War and the United States Information Agency : American propaganda and public diplomacy, 1945-1989, Cull, N. J., 2008
  • Woolley, S., & Howard, P. N. (2019). Computational Propaganda : Political Parties, Politicians, and Political Manipulation on Social Media. New York, NY, United States of America: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1904409