Бакалавриат
2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Селф-трекинг и медиатизация социальной жизни
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с различными подходами к исследованиям медиатизации общества и культуры. Повсеместное использование медиатехнологий приводит к медиатизации тела, детства, любви, здоровья, семейных отношений, образования, политики, науки, религии, развлечений и т.д. Медиатизация действует на всех уровнях социальной жизни. Ключевые темы данного курса: квантификация телесности (селф-трекинг) в эпоху датаизма; дигитализация повседневных практик и близких отношений; медиатизация сообществ, движений и социальных институтов; антиутопический дискурс цифрового будущего. Главные вопросы: что происходит с человеческим умом и телом в эпоху «глубокой» медиатизации? Как медиатехнологии трансформируют идентичность и различные сегменты социальной и культурной жизни? В каких направлениях исследовать «медиатизированные миры»? Каков образ медиатехнологий и медиатизированного будущего в цифровых антиутопиях?
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представления о процессах медиатизации общества и культуры, включая феномен селф-трекинга.
- Развить навыки исследования медиатизации различных сфер социальной жизни.
- Развить навыки критической рефлексии в отношении процессов медиатизации и попыток их концептуализации.
Планируемые результаты обучения
- Знает ключевые понятия, подходы и направления исследований медиатизации.
- Анализирует селф-трекинг и процессы квантификации идентичности в контексте существующих теорий.
- Применяет различные подходы и методы в изучении медиатизации повседневности.
- Применяет различные концепции и методы в изучении медиатизации социальных институтов.
- Осуществляет критическую рефлексию научных и художественных сценариев медиатизированного будущего.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Медиатизация как исследовательское направлениеПонятие, характеристики и фазы медиатизации. Подходы к изучению медиатизации. Направления изучения медиатизации (медиатизация социальных институтов, сообществ и повседневных практик). Фигуративный подход А. Хеппа и Н. Коулдри.
- Тема 2. Селф-трекинг и квантификация идентичностиСелф-трекинг как практика квантификации «Я» и проявление «датаизма». Мобильные приложения и носимые устройства для селф-трекинга. Исследования дискурсов, практик и стилей селф-трекинга. Социальные контексты селф-трекинга.
- Тема 3. Медиатизация близких отношений и повседневных практикМедиатизация близких отношений (дружеских, семейных, романтических). Роль цифровых медиа в соединении и разобщении. Исследования онлайн-дейтинга, секстинга, гостинга, шерентинга и т.д. Медиатизация еды, досуга, мобильности, путешествий и др.
- Тема 4. Медиатизация сообществ, социальных институтов и движенийИнституциональный подход к исследованиям медиатизации. Датафикация социальной жизни. Медиатизация политики, религии, образования, науки, бизнеса, здравоохранения, городских систем. Медиатизация протестов и социальных движений.
- Тема 5. Медиатизированное будущееМедиатизация и «лучшая жизнь». Риски и угрозы медиатизации. Форсайт-исследования, футурологические сценарии и дорожные карты цифрового будущего. Образ коммуникационных технологий и медиатизированного будущего в (анти)утопиях.
Элементы контроля
- Посещаемость
- Семинары
- Итоговый исследовательский / творческий проект (формат на выбор)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.5 * Итоговый исследовательский / творческий проект (формат на выбор) + 0.1 * Посещаемость + 0.4 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Btihaj Ajana. (2018). Self-Tracking : Empirical and Philosophical Investigations. Palgrave Macmillan.
- Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083
- Stefan Selke. (2016). Lifelogging : Digital Self-tracking and Lifelogging - Between Disruptive Technology and Cultural Transformation. Springer VS.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Евгения Ним. (n.d.). (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации.
- Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Селф-Трекинг Как Практика Квантификации Телесности: Концептуальные Контуры.
- Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Сследуя Медиатизацию Общества: Концепт Медиатизированных Миров.