Магистратура
2020/2021
Психология бизнеса
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психология в бизнесе)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Психология в бизнесе
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данной дисциплины предусмотрено обучение подходам в психологии бизнеса, способам, которые используют психологи для решения различных практических задач, связанных с пониманием психологической природы бизнеса, с учетом различных аспектов человеческого фактора в организации.
Цель освоения дисциплины
- - теоретические - дать представление о современной отрасли психологии – «Психологии бизнеса»; - практические – сформировать навыки применение психологических знаний для решения практических задач в бизнесе; - профориентационные – оказание помощи в профессиональном самоопределении психологов, планирующих работу в бизнесе. Для достижения указанной цели предусмотрено обучение подходам в психологии бизнеса, способам, которые используют психологи для решения различных практических задач, связанных с пониманием психологической природы бизнеса, с учетом различных аспектов человеческого фактора в организации.
Планируемые результаты обучения
- Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, подготовить доклады.
- Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, принять активное участие в деловой игре.
- Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, принять активное участие в дискуссии о социальной ответственности в бизнесе.
- Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, знать возможности и ограничения психологических подходов к решению проблем в бизнесе, уметь применять техники воздействия для решения задач в бизнесе
- Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, знать и уметь пользоваться методиками исследования самоопределения и идентичности, владеть интерпретацией основных методов применительно к проблемам в бизнесе.
- Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, знать и уметь пользоваться технологиями принятия решений в бизнесе, выявлять и помогать избегать ошибки.
- Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Психология бизнеса как новое направление в психологической наукеПонятие бизнеса. Психологические аспекты бизнеса. Методы исследования бизнеса. Метод метафор в практике бизнес-психолога. Основные исследовательские области, специфика сложившихся подходов в психологическом исследовании бизнеса.
- Тема 2. Субъекты бизнеса. Психологический анализ деятельности субъектов бизнесаОсновные участники бизнеса (социологический и социально-экономический анализ). Социальные роли в жизненном пути бизнесмена: предприниматель, менеджер, инвестор, лидер. Особенности деятельности и личности бизнесмена на каждой ролевой позиции. Особенности мотивации, целеполагания бизнесмена. Личностные характеристики субъектов бизнеса. Собственник и наёмный менеджер в бизнесе: проблемы, пути решения. Сопоставление бизнеса с другими видами деятельности. Психологическая и функциональная структура профессиональной деятельности бизнесмена. Стимулы и мотивы деятельности. Виды мотивов профессиональной деятельности. Цели и программы деятельности. Планирование, виды планов. Контроль и самоконтроль регуляции деятельности. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности бизнесмена. Особенности делового взаимодействия в бизнесе. Проблема партнёрства и конкуренции в бизнесе. Роль доверия в бизнесе и организации.
- Тема 3. Бизнес как социальный институтОсобенности бизнеса как социального института. Основные признаки бизнеса как социального института. Уровень развития бизнеса как социального института. Функция бизнеса как социального института. Этика и социальная ответственность бизнеса. Этика бизнеса. Структура этики бизнеса. Корпоративная этика. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и направления развития.
- Тема 4. Психологическое сопровождение бизнесаОсновные направления работы психолога в бизнесе. Работа психолога в сфере проблематики проблем бизнеса как части рынка, социума. Выявление факторов организационного функционирования и развития. Консультационная, коучинговая поддержка субъектам бизнеса. Основные принципы работы психолога в бизнесе. Особенности применения методов исследования и воздействия для решения практических задач бизнеса.
- Тема 5. Самоопределение личности в бизнесеИдентичность и самоопределение личности в бизнесе: теоретический анализ. Основные теоретические подходы к анализу самоопределения личности. Идентичность и самоопределение. Анализ подходов к изучению самоопределения человека в бизнесе. Проблема формирования социальной и профессиональной идентичности субъектов бизнеса. Идентичность в организации. Организационная идентификация как фактор успешного функционирования организации. Типология самоопределения личности в бизнесе. Профессиональное становление и развитие личности в бизнесе. Основные психологические проблемы вхождения личности в бизнес. Проблема адаптации. Критерии и этапы профессионального становления личности в бизнесе. Факторы профессионального становления субъектов бизнеса. Кризисы профессионального развития. Профессиональные деформации субъектов бизнеса. Психология успеха и успешной деятельности в бизнесе. Основные показатели успешной деятельности бизнесмена, критерии успеха в бизнесе. Качества личности, способствующие успеху. Барьеры на пути роста профессионального мастерства бизнесмена. Мотивация достижения как фактор успешности в бизнесе. Концепция самоэффективности. Личностные концепции достижения успеха, базирующиеся на жизненной философии: Г.Селье, П. Вайнцванг, Н. Хилл и др.
- Тема 6. Психология принятия решений в бизнесеОсобенности процесса принятия решений в бизнесе. Роль процесса принятия решений в управленческой и предпринимательской деятельности. Сложность, динамичность, неопределённость среды принятия решения в бизнесе. Условия неопределенности, риска и определенности. Основные этапы принятия решений. Нормативная и дескриптивная модели принятия решения. Психологическое сопровождение принятия решения на каждом из этапов. Последствия решений: принятие ответственности за принятое решение, контроль исполнения решений, реагирование на принятые решения, преодоление стрессов от последствий решений (В. Торнгейт). Индивидуальные и групповые решения. Индивидуальные и групповые решения. Методы принятия решения: «дерево решений», «мозговой штурм», «дискуссия» и др. Качество групповых и индивидуальных решений. Феномены, характеризующие процесс принятия решения, эвристики в принятии решений. Ошибки в процессе группового и индивидуального принятия решения. Способы оптимизации решений. Оценка эффективности принятых решений в бизнесе. Типологии решений в бизнесе. Индивидуальные типологии и процесс принятия решений: стилевые различия в формулировке гипотез и альтернатив; личностные профили решений (А.И. Китов). Стереотипы в принятии решений руководителями. Типологии решений. Рациональные и интуитивные решения в бизнесе. Анализ эффективности различных типов решения. Правила принятия эффективных решений в бизнесе.
- Тема 7. Бизнес как организацияОрганизация как инструмент бизнеса и объект междисциплинарного изучения. Характеристика организаций в современном бизнесе. Основы психологического сопровождения организации. Структурные и динамические характеристики организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации. Специфика структуры и функционирования современных организаций. Личность в бизнес-организации. Психологическая специфика исполнительской деятельности. Типы исполнителей. Понятие психологического контракта. Проблема соотношения взаимных ожиданий и притязаний: квалификационные и личностные характеристики; место (статус) в организации; характер и результаты работы; вознаграждения и наказания; перспективы роста. Традиционные составляющие организационного поведения – производительность труда, дисциплина, текучесть кадров, мотивация, удовлетворенность. Психологическая структура трудовой мотивации и формы мотивов. Влияние содержания, формы организации труда и характеристик личности на трудовую мотивацию. Проблемы стимулирования труда. Проблемы персонала на разных стадиях работы в организации: адаптация, аутплейсмент и др. Основные направления работы психолога в управлении персоналом. Группы в организации. Формальные и неформальные группы в организациях. Типы команд и принципы их формирования и психологического сопровождения. Развитие неформальных групп и их характеристики (социальный контроль, сплоченность, неформальное лидерство). Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации. Межгрупповые проблемы в организациях. Современное представление о конфликте в организации. Причины конфликтов между группами. Негативная, а также позитивная и развивающая роль конфликтов. Психологическое сопровождение конфликтного взаимодействия. Коммуникации в организации.
Элементы контроля
- Активная работа на занятиях
- Итоговый проектЗащита проектов в Zoom, без прокторинга. При первой пересдаче студенту необходимо провести итоговый проект (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и ответить на два вопроса из списка. Список вопросов находится в департаменте психологии.
- Диагностическая работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * Активная работа на занятиях + 0.5 * Диагностическая работа + 0.4 * Итоговый проект
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Активная работа на занятиях + 0.2 * Диагностическая работа + 0.4 * Итоговый проект + 0.3 * Промежуточная аттестация (2 модуль)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в психологию бизнеса : учеб. пособие, Иванова, Н. Л., 2007
- Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Антонова, Н. В., 2015
- Психология бизнеса : теория и практика : учебник для магистров, Иванова, Н. Л., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000