• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Психология бизнеса

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология в бизнесе)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Психология в бизнесе
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины предусмотрено обучение подходам в психологии бизнеса, способам, которые используют психологи для решения различных практических задач, связанных с пониманием психологической природы бизнеса, с учетом различных аспектов человеческого фактора в организации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - теоретические - дать представление о современной отрасли психологии – «Психологии бизнеса»; - практические – сформировать навыки применение психологических знаний для решения практических задач в бизнесе; - профориентационные – оказание помощи в профессиональном самоопределении психологов, планирующих работу в бизнесе. Для достижения указанной цели предусмотрено обучение подходам в психологии бизнеса, способам, которые используют психологи для решения различных практических задач, связанных с пониманием психологической природы бизнеса, с учетом различных аспектов человеческого фактора в организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, подготовить доклады.
  • Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, принять активное участие в деловой игре.
  • Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, принять активное участие в дискуссии о социальной ответственности в бизнесе.
  • Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, знать возможности и ограничения психологических подходов к решению проблем в бизнесе, уметь применять техники воздействия для решения задач в бизнесе
  • Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, знать и уметь пользоваться методиками исследования самоопределения и идентичности, владеть интерпретацией основных методов применительно к проблемам в бизнесе.
  • Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы, знать и уметь пользоваться технологиями принятия решений в бизнесе, выявлять и помогать избегать ошибки.
  • Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология бизнеса как новое направление в психологической науке
    Понятие бизнеса. Психологические аспекты бизнеса. Методы исследования бизнеса. Метод метафор в практике бизнес-психолога. Основные исследовательские области, специфика сложившихся подходов в психологическом исследовании бизнеса.
  • Тема 2. Субъекты бизнеса. Психологический анализ деятельности субъектов бизнеса
    Основные участники бизнеса (социологический и социально-экономический анализ). Социальные роли в жизненном пути бизнесмена: предприниматель, менеджер, инвестор, лидер. Особенности деятельности и личности бизнесмена на каждой ролевой позиции. Особенности мотивации, целеполагания бизнесмена. Личностные характеристики субъектов бизнеса. Собственник и наёмный менеджер в бизнесе: проблемы, пути решения. Сопоставление бизнеса с другими видами деятельности. Психологическая и функциональная структура профессиональной деятельности бизнесмена. Стимулы и мотивы деятельности. Виды мотивов профессиональной деятельности. Цели и программы деятельности. Планирование, виды планов. Контроль и самоконтроль регуляции деятельности. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности бизнесмена. Особенности делового взаимодействия в бизнесе. Проблема партнёрства и конкуренции в бизнесе. Роль доверия в бизнесе и организации.
  • Тема 3. Бизнес как социальный институт
    Особенности бизнеса как социального института. Основные признаки бизнеса как социального института. Уровень развития бизнеса как социального института. Функция бизнеса как социального института. Этика и социальная ответственность бизнеса. Этика бизнеса. Структура этики бизнеса. Корпоративная этика. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и направления развития.
  • Тема 4. Психологическое сопровождение бизнеса
    Основные направления работы психолога в бизнесе. Работа психолога в сфере проблематики проблем бизнеса как части рынка, социума. Выявление факторов организационного функционирования и развития. Консультационная, коучинговая поддержка субъектам бизнеса. Основные принципы работы психолога в бизнесе. Особенности применения методов исследования и воздействия для решения практических задач бизнеса.
  • Тема 5. Самоопределение личности в бизнесе
    Идентичность и самоопределение личности в бизнесе: теоретический анализ. Основные теоретические подходы к анализу самоопределения личности. Идентичность и самоопределение. Анализ подходов к изучению самоопределения человека в бизнесе. Проблема формирования социальной и профессиональной идентичности субъектов бизнеса. Идентичность в организации. Организационная идентификация как фактор успешного функционирования организации. Типология самоопределения личности в бизнесе. Профессиональное становление и развитие личности в бизнесе. Основные психологические проблемы вхождения личности в бизнес. Проблема адаптации. Критерии и этапы профессионального становления личности в бизнесе. Факторы профессионального становления субъектов бизнеса. Кризисы профессионального развития. Профессиональные деформации субъектов бизнеса. Психология успеха и успешной деятельности в бизнесе. Основные показатели успешной деятельности бизнесмена, критерии успеха в бизнесе. Качества личности, способствующие успеху. Барьеры на пути роста профессионального мастерства бизнесмена. Мотивация достижения как фактор успешности в бизнесе. Концепция самоэффективности. Личностные концепции достижения успеха, базирующиеся на жизненной философии: Г.Селье, П. Вайнцванг, Н. Хилл и др.
  • Тема 6. Психология принятия решений в бизнесе
    Особенности процесса принятия решений в бизнесе. Роль процесса принятия решений в управленческой и предпринимательской деятельности. Сложность, динамичность, неопределённость среды принятия решения в бизнесе. Условия неопределенности, риска и определенности. Основные этапы принятия решений. Нормативная и дескриптивная модели принятия решения. Психологическое сопровождение принятия решения на каждом из этапов. Последствия решений: принятие ответственности за принятое решение, контроль исполнения решений, реагирование на принятые решения, преодоление стрессов от последствий решений (В. Торнгейт). Индивидуальные и групповые решения. Индивидуальные и групповые решения. Методы принятия решения: «дерево решений», «мозговой штурм», «дискуссия» и др. Качество групповых и индивидуальных решений. Феномены, характеризующие процесс принятия решения, эвристики в принятии решений. Ошибки в процессе группового и индивидуального принятия решения. Способы оптимизации решений. Оценка эффективности принятых решений в бизнесе. Типологии решений в бизнесе. Индивидуальные типологии и процесс принятия решений: стилевые различия в формулировке гипотез и альтернатив; личностные профили решений (А.И. Китов). Стереотипы в принятии решений руководителями. Типологии решений. Рациональные и интуитивные решения в бизнесе. Анализ эффективности различных типов решения. Правила принятия эффективных решений в бизнесе.
  • Тема 7. Бизнес как организация
    Организация как инструмент бизнеса и объект междисциплинарного изучения. Характеристика организаций в современном бизнесе. Основы психологического сопровождения организации. Структурные и динамические характеристики организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации. Специфика структуры и функционирования современных организаций. Личность в бизнес-организации. Психологическая специфика исполнительской деятельности. Типы исполнителей. Понятие психологического контракта. Проблема соотношения взаимных ожиданий и притязаний: квалификационные и личностные характеристики; место (статус) в организации; характер и результаты работы; вознаграждения и наказания; перспективы роста. Традиционные составляющие организационного поведения – производительность труда, дисциплина, текучесть кадров, мотивация, удовлетворенность. Психологическая структура трудовой мотивации и формы мотивов. Влияние содержания, формы организации труда и характеристик личности на трудовую мотивацию. Проблемы стимулирования труда. Проблемы персонала на разных стадиях работы в организации: адаптация, аутплейсмент и др. Основные направления работы психолога в управлении персоналом. Группы в организации. Формальные и неформальные группы в организациях. Типы команд и принципы их формирования и психологического сопровождения. Развитие неформальных групп и их характеристики (социальный контроль, сплоченность, неформальное лидерство). Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации. Межгрупповые проблемы в организациях. Современное представление о конфликте в организации. Причины конфликтов между группами. Негативная, а также позитивная и развивающая роль конфликтов. Психологическое сопровождение конфликтного взаимодействия. Коммуникации в организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активная работа на занятиях
  • неблокирующий Итоговый проект
    Защита проектов в Zoom, без прокторинга. При первой пересдаче студенту необходимо провести итоговый проект (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и ответить на два вопроса из списка. Список вопросов находится в департаменте психологии.
  • неблокирующий Диагностическая работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Активная работа на занятиях + 0.5 * Диагностическая работа + 0.4 * Итоговый проект
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активная работа на занятиях + 0.2 * Диагностическая работа + 0.4 * Итоговый проект + 0.3 * Промежуточная аттестация (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в психологию бизнеса : учеб. пособие, Иванова, Н. Л., 2007
  • Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Антонова, Н. В., 2015
  • Психология бизнеса : теория и практика : учебник для магистров, Иванова, Н. Л., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000