• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Прикладной анализ медиа

Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Прикладной анализ медиа» являются овладение слушателями современными теоретическими и эмпирическими подходами к исследованию СМИ, а также приобретение компетенций, которые позволят им квалифицированно проводить исследования в данной области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные теоретические направления исследований массовых коммуникаций
  • Знать количественные и качественные методы изучения массовых коммуникаций
  • Знать подходы к формированию выборки в исследования СМИ
  • Знать возможности и ограничения различных ресурсов, агрегирующих информацию СМИ, как источника данных для исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулировать исследовательские вопросы и ставить задачи при проведении исследований СМИ
  • Выбирать методы решения поставленных исследовательских задач
  • Использовать различные ресурсы, агрегирующие сообщения СМИ, в т.ч. ресурсы Интегрум, Медиалогия, Factiva
  • Анализировать статистики поисковых запросов в интернете
  • Производить отбор и систематизацию литературы при написании исследовательских работ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эволюция подходов к исследованию массовых коммуникаций
    Классические теории массовых коммуникаций. Влияние СМИ на общественное мнение. Модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла. Двухступенчатая модель коммуникации (П. Лазарсфельд). Концепция общественного мнения У. Липпмана. Концепция спирали молчания (Э. Ноэль-Нойман). Теория фальсификации предпочтений (Т. Куран). Роль войны в формировании современных СМИ (Н. Больц). Коммуникативная сложность и демассификация обществе.
  • СМИ и конструирование представлений о важности вопросов
    Конструирование социальных проблем (Спектр и Китсьюз, Блумер). Стадии возникновения социальных проблем. Концепция публичных арен и конкуренция проблем за место в повестке дня. Стратегии депроблематизации ситуации (Ибарра, Китсьюз). Теория формирования информационной повестки дня (agenda-setting) и ее модификации (Маккомбс и Шоу). Навязчивые и ненавязчивые вопросы. Зависимости силы влияния СМИ на общественное мнение от характера проблемы. Концепция публичных арен (Хилгартнер С., Боск Ч.Л.). Сетевая повестка дня как новое направление исследований СМИ.
  • Фрейминг в исследованиях СМИ
    Понятие фрейминга в медиа исследованиях. Типы фреймирования. Эквивалентные и акцентные фреймы. Эпизодические и тематические фреймы. Эмпирические примеры использования фрейминга в исследованиях. Методологические ограничения использования понятия фрейминг в исследованиях. Подходы к анализу фреймов в исследовании: герменевтический, лингвистический, комплексный, дедуктивный, frame mapping. Сходства и различия фрейминга с теорией установления повестки дня и праймингом.
  • Социальные проблемы в СМИ
    Особенности исследований дискуссий в СМИ относительно социальных проблем. Теоретические основания исследований дискуссий о социальных проблемах. Моральная паника. Причины и последствия возникновения моральной паники. Формы моральной паники. Конструирование проблем насилия, наркомании, эвтаназии и др.
  • СМИ в политической сфере общественной жизни
    Исследования политических дискуссий в СМИ. Влияние дискуссий в СМИ на электоральное поведение. Консолидация общества и роль СМИ в возникновении «эффекта объединения вокруг флага» (rally-around-the-flag effect). Конструирование образов политических лидеров в СМИ. Политическая персонализация. Теория владения повесткой дня (issue ownership). Теория глобального новостного потока, факторы, влияющие на внимание к стране зарубежный СМИ. Теории пропаганды. Политическая коммуникация и социальные медиа.
  • Экономические дискуссии в СМИ
    Особенности освещения экономических новостей: негативный уклон, снижение коммуникативной сложности, внимание к динамике. Роль реальных экономических показателей в формировании дискуссий в СМИ по экономическим вопросам. Освещение мошенничества и роль журналиста в обществе. Экономические новости в кризис. Влияние экономических новостей на общественное мнение. Влияние медиа дискуссий по экономическим вопросам на экономическое и политическое поведение населения. Экономическое голосование. Ретроспективное и перспективное экономическое голосование. Эгоистическое и социотопическое экономическое голосование.
  • Количественные и качественные методы исследования СМИ
    Преимущества и недостатки количественных и качественных методов анализа СМИ. Контент-анализ. Дискурс-анализ. Особенности изучения визуальных материалов (фотографии, видео).
  • Возможности использования в исследованиях баз «Интегрум», «Медиалогия», «Factiva»
    Особенности ресурсов «Интегрум», «Медиалогия», «Factiva»: возможности, ограничения, глубина архива, число источников. Правила составления поисковых запросов. Данные об интенсивности дискуссии: анализ числа упоминаний проблем. Дизайн выборки для исследований СМИ. Использование рейтингов СМИ (Title Popularity Ranking, рейтинг Медиалогии). Анализ совместных упоминаний различных сюжетов. Построение сетевой повестки дня на материалах «Интегрума» и «Factiva».
  • Возможности анализа статистик поисковых запросов в Интернете
    Ресурсы Google Trends и Yandex Wordstat. Особенности представления данных в Google Trends и Yandex Wordstat. Использование данных в медицинских исследованиях (Google Flu Trends). Экономические и политические исследования, использующие статистики поисковых запросов в Интернете. Анализ запросов в динамике и в региональном разрезе.
  • Объединение результатов анализа дискуссии в СМИ с другими открытыми данными
    СМИ и результаты опросов общественного мнения. Центры изучения общественного мнения. Примеры доступных данных. СМИ и экономические показатели (ВВП, инфляция, безработица). СМИ и оценки работы правительства, национального лидера, основных институтов. Эмпирические примеры объединения открытых данных с анализом СМИ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Представляет собой высказывание комментариев и суждений по изучаемым темам, участие в групповой работе, а также выполнение небольших заданий в течение всего курса. Отработка пропущенных по любой причине семинарских занятий не предусматривается.
  • неблокирующий Домашние задания
    Выполняются в группах по 2-4 студента во внеаудиторное время и представляют собой практическое исследование в области медиа, основанное на материалах курса. В ходе курса студенты выполняют три письменных задания: постановка проблемы исследования и краткий обзор литературы, разработка и обоснование методологии исследования, эмпирический анализ дискуссии в СМИ. Рекомендованный объем каждой из работ составляет 1-2 тыс. слов. Работы сдаются преподавателю не позднее установленного срока, после которого работы не принимаются и за них выставляется оценка 0 баллов. Все практические работы проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за задание выставляется оценка 0 баллов.
  • неблокирующий Экзаменационная работа
    Выполняется в конце 2 модуля в присутствии преподавателя. Вопросы для экзаменационной работы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. При написании экзаменационной работы студентам запрещается иметь при себе любые материалы, а также аудио- и видеовоспроизводящую технику. Нарушение этого требования влечет за собой удаление из аудитории и выставление за экзаменационную работу оценки 0 баллов. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Представляет собой высказывание комментариев и суждений по изучаемым темам, участие в групповой работе, а также выполнение небольших заданий в течение всего курса. Отработка пропущенных по любой причине семинарских занятий не предусматривается.
  • неблокирующий Домашние задания
    Выполняются в группах по 2-4 студента во внеаудиторное время и представляют собой практическое исследование в области медиа, основанное на материалах курса. В ходе курса студенты выполняют три письменных задания: постановка проблемы исследования и краткий обзор литературы, разработка и обоснование методологии исследования, эмпирический анализ дискуссии в СМИ. Рекомендованный объем каждой из работ составляет 1-2 тыс. слов. Работы сдаются преподавателю не позднее установленного срока, после которого работы не принимаются и за них выставляется оценка 0 баллов. Все практические работы проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за задание выставляется оценка 0 баллов.
  • неблокирующий Экзаменационная работа
    Выполняется в конце 2 модуля в присутствии преподавателя. Вопросы для экзаменационной работы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. При написании экзаменационной работы студентам запрещается иметь при себе любые материалы, а также аудио- и видеовоспроизводящую технику. Нарушение этого требования влечет за собой удаление из аудитории и выставление за экзаменационную работу оценки 0 баллов. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.6 * Домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Blondheim, M., Segev, E., & Cabrera, M.-Á. (2015). The Prominence of Weak Economies: Factors and Trends in Global News Coverage of Economic Crisis, 2009–2012. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D19CAA64
  • Robert M. Entman. (1993). Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28A41BC

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Guo, L., & Vargo, C. (2015). The Power of Message Networks: A Big-Data Analysis of the Network Agenda Setting Model and Issue Ownership. Mass Communication & Society, 18(5), 557–576. https://doi.org/10.1080/15205436.2015.1045300
  • McCombs, M., Shaw, D., & Weaver, D. (2014). New Directions in Agenda-Setting Theory and Research. Mass Communication & Society, 17(6), 781–802. https://doi.org/10.1080/15205436.2014.964871
  • Stubager, R. (2018). What is Issue Ownership and How Should We Measure It? Political Behavior, 40(2), 345–370. https://doi.org/10.1007/s11109-017-9403-y
  • Walgrave, S., Lefevere, J., & Tresch, A. (2012). The Associative Dimension of Issue Ownership. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DFCB2367
  • Ясавеев, И. (2016). Риторика Контролируемого Бедствия: Специфика Конструирования Фскн Проблемы Потребления Наркотиков. Journal of Social Policy Studies, 14(1), 7–22. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=116704955