Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Экономика и математика"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент экономики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
3-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Иванова Вера Ивановна,
Куга Яков Тойвович,
Нестеров Александр Сергеевич,
Пырлик Владимир Николаевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину Научно-исследовательский семинар (НИС) «Экономика и математика», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.01. Экономика, обучающихся по образователь-ной программе «Экономика».
Цель освоения дисциплины
- Получение студентами знаний об особенностях выполнения научного исследования по экономике и основных этапах самостоятельного научного исследования
- Получение студентами знаний об использовании методов математической статистики для анализа данных, их применению в исследовательских работах
- Формирование у студентов знаний о структуре, принципах, выборе методов научного исследования и их последующего представления
- Совершенствование в подготовке текст научного исследования
Планируемые результаты обучения
- Определяет проблему и область исследования, описывает подходы для её решения
- Демонстрирует умение проводить собственное исследование с определением проблемного поля, постановкой целей и задач, выделяя объект и предмет исследования, выбирая способ и методы исследования, оценивая их качество.
- Может на компетентном уровне вести дискуссию по проблемам, описанным в научных работах
- Способен презентовать результаты науч-ной деятельности, как на основе своей работы, так и на основе научных статей, написанных другими авторами
- Демонстрирует умение сбора и анализа требуемых материалов для написания эссе
- Распознаёт и правильно использует методы и модели оценки, правильно интерпретирует показатели и результаты
- Выбирает подходящие средства для обработки данных и аргументирует полученные выводы
- Владеет информационными технологиями для решения исследовательских задач.
- Демонстрирует умение самостоятельно распланировать свою деятельность, чтобы выполнить поставленные задачи
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Теоретические основы исследовательской работыНаучно-исследовательская работа студентов, её виды, содержание, форма представления результатов. Основные требования, предъявляемые к научно-исследовательской работе бакалавра ВШЭ
- Основные этапы научного исследования, литература, источники данныхВыбор и актуальность темы исследования. Постановка задач. Выдвижение гипотез. Об-зор литературы. Электронная библиотека ВШЭ, Академия Google и другие электронные библиотеки. Взаимосвязь информационной базы и применяемых методов исследования, выявление специфики исследовательской базы на различных рынках. Базы данных научного цитирования и работа с журнальными базами. Статистические службы, центральные банки и международные организации как источники данных. Данные опросов. Большие данные. Достоинства и недостатки различных видов данных и их применимость для экономического анализа
- Статистические модели и методы – особенности, выбор, использование, совмещениеРаскрытие взаимосвязи тематики исследования и используемых для этого методов. Теоретические методы и статистические модели, особенности, выбор, оформление. Сочетание теории и эмпирики
- Представление статей – структура, речь, оформление, правила выступленияРецензирование статьи. Основные составляющие научной статьи. Общие требования, предъявляемые к научным публикациям. Научная этика. Рекомендации по составлению рецензии. Характеристика основных структурных элементов. Структура доклада, заголовки. Структура работы, логика и взаимосвязь, использование иллюстративного материала, оформление. Количество информации на слайде и особенности её представления. Диаграммы и графики. Инфографика.
- Изучение научных статейАналитическая работа с чужими статьями. Представление докладов по выбранной науч-ной статье. Разбор предпосылок, методов и полученных результатов авторами.
- Подготовка, защита, представление научной работыПредставление предварительных результатов курсовой работы бакалавра. Подготовка электронного доклада. Дискуссия и научное оппонирование коллег: критическое восприятие и умение выделять сильные и слабые стороны работ сокурсников.
Элементы контроля
- Презентация научной статьи
- Обзор литературы/ключевой статьи
- Оппонирование исследований коллег
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.18 * Обзор литературы/ключевой статьи + 0.24 * Оппонирование исследований коллег + 0.18 * Презентация научной статьи + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Розанова Н.М. - Научно-исследовательская работа студента (бакалавриат) - КноРус - 2018 - 255с. - ISBN: 978-5-406-06118-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917087
Рекомендуемая дополнительная литература
- Управление проектом: комплексный подход и системный анализ : монография / О.Г. Тихомирова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 300 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/673. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/566590