Магистратура
2020/2021
Стратегическое управление образованием: проектные решения
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Прикот Олег Георгиевич
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Стратегическое управление в образовании: методология и кейсы проектных решений» включает тематический комплекс, позволяющий сформировать у студентов компетентности, необходимые для стратегического управления образовательными системами и организациями. Изучение данной дисциплины позволит сформировать у магистрантов адекватные представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием и умение анализировать организационные образовательные феномены как системы. Практические занятия обеспечат освоение магистрантами навыков проектного менеджмента как инструмента стратегического управления образовательными системами и организациями и смогут вооружить магистрантов инструментами формирования проектных решений в контексте управленческой деятельности по реализации мульти - кейса «Национальный проект «Образование».
Цель освоения дисциплины
- создать у магистрантов адекватные представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием
- создать у магистрантов адекватные представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием
- сформировать у слушателей представление об образовательных экосистемах как о становящихся феноменах VUCA – образования;
- научить слушателей осуществлять системную идентификацию методологических оснований стратегирования VUCA– образования;
- сформировать у слушателей понимание сущности распределенного управления в образовательной сфере, представления о субъектах и механизмах функционирования многоуровневой системы стратегического проектного управления в контексте реализации национального мультипроекта «Образование»;
- сформировать у слушателей представление об организационных образовательных феноменах, как о живых «мультиразумных» системах; организациях со слабыми связями, представление о распределенном проектном управлении, как о факторе их устойчивого поведения;
- обосновать идею феноменологического описания как основу методологии исследования процесса становления образовательных экосистем;
- обосновать системообразующую роль федерального проекта «Успех каждого ребенка» в контексте реализации национального проекта «Образование» как триггера становления экосистемной логики развития российского образования;
- сформировать у слушателей навыки самостоятельного проведения гайд – исследования как процедуры, адекватной методологии феноменологиического описания.
Планируемые результаты обучения
- определяет управленческие стратегии как явления
- идентифицирует стратегии на любом уровне управления образованием
- адаптируется к существующим на различных уровнях управления стратегиям и участвует в их совершенствовании и реализации
- демонстрирует навыки разработки и реализации управленческих проектов в контексте реализации национального проекта «Образование»
- демонстрирует понимание системной сущности развития организации
- идентифицирует образовательную систему в качестве «мультиразумной» системы
- демонстрирует знание одномоментного полипарадигмального бытия организации
- транслирует идею о примате внутреннего потенциала в организационном развитии
- демонстрирует знание, что институциональный уровень управления – четвертый уровень в традиционной управленческой иерархии в образовательной сфере
- идентифицирует организации со слабыми связями
- демонстрирует понимание диалектики базовых процессов в образовательной организации, определяет «хозяев» базовых процессов
- использует инструментарий управления изменениями в организациях со слабыми связями
- способен описать специфику проявления различных типов организационных культур в организациях со слабыми связями, роль феномена доверия как основы организационной культуры в образовательной организации
- демонстрирует понимание консультационной деятельности как работы по синтезу результатов исследования внешней и внутренней среды организации
- транслирует знания проблем и приоритетов консультационной деятельности
- владеет основами методологии организационного консультирования
- демонстрирует навыки разработки проектов внедрения изменений в деятельность консультируемой организации
Содержание учебной дисциплины
- 1.1. Классика стратегирования Клаузевиц, Сунь Цзы, кейсы Ганнибала и Александра Македонского)
- 1.2. Современные представления о стратегии (Ансофф, Котлер, Бикхоф)
- 1.3. Стратегирование для VUCA – мира. –Основы методологии.
- 1.4. «Если соединить несоединимое»: авторская гипотеза. «Стратегическая пентаграмма».
- 1.5. Бонапартистская стратегия
- 1.6. Клиентоориентированная стратегия
- 1.7. Кемп – Дэвидская стратегия
- 1.8. Карнавальная стратегия
- 1.9. Стратегия параллельной реальности. Основные итоги лекции.
- 2.1 Проектное управление: понятия
- 2.2. Смыслы проектного управления в образовании
- 2.3. Понятие распределенного управления
- 2.4. Уровни управления в образовании
- 2.5. Проектное управление на разных уровнях
- 2.6. Национальный проект «Образование»: цели и структура
- 2.7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Основные итоги лекции
Элементы контроля
- реферат
- эссе
- мини–доклад (коллоквиум)
- Групповой проектОценка, которую выставляет преподаватель за разработку группового проекта, является одинаковой для всех участников каждой группы, выполнявшей задание.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.35 * Групповой проект + 0.3 * мини–доклад (коллоквиум) + 0.15 * реферат + 0.2 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Новые размышления о менеджменте, Адизес, И., 2016
- Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги, Дж., 2011
- Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. : учебно метод. пособие, Прикот, О.Г., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Goldsmith, M., & Reiter, M. (2015). Triggers : Creating Behavior That Lasts——Becoming the Person You Want to Be (Vol. First edition). [New York]: Crown Business. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=839903
- Организационная психология. Человек и организация, Геберт, Д., 2006
- Стратегический менеджмент. Классическое издание, Ансофф, И., 2009
- Янбулатова, О., Гордиенко, С., Энис, А., & Кирса, Т. (2007). Основы проектного менеджмента и управление проектами в ОАО хк «Якутуголь». Горный Информационно-Аналитический Бюллетень (Научно-Технический Журнал), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14678761