• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Стратегическое управление образованием: проектные решения

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Прикот Олег Георгиевич
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Стратегическое управление в образовании: методология и кейсы проектных решений» включает тематический комплекс, позволяющий сформировать у студентов компетентности, необходимые для стратегического управления образовательными системами и организациями. Изучение данной дисциплины позволит сформировать у магистрантов адекватные представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием и умение анализировать организационные образовательные феномены как системы. Практические занятия обеспечат освоение магистрантами навыков проектного менеджмента как инструмента стратегического управления образовательными системами и организациями и смогут вооружить магистрантов инструментами формирования проектных решений в контексте управленческой деятельности по реализации мульти - кейса «Национальный проект «Образование».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • создать у магистрантов адекватные представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием
  • создать у магистрантов адекватные представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием
  • сформировать у слушателей представление об образовательных экосистемах как о становящихся феноменах VUCA – образования;
  • научить слушателей осуществлять системную идентификацию методологических оснований стратегирования VUCA– образования;
  • сформировать у слушателей понимание сущности распределенного управления в образовательной сфере, представления о субъектах и механизмах функционирования многоуровневой системы стратегического проектного управления в контексте реализации национального мультипроекта «Образование»;
  • сформировать у слушателей представление об организационных образовательных феноменах, как о живых «мультиразумных» системах; организациях со слабыми связями, представление о распределенном проектном управлении, как о факторе их устойчивого поведения;
  • обосновать идею феноменологического описания как основу методологии исследования процесса становления образовательных экосистем;
  • обосновать системообразующую роль федерального проекта «Успех каждого ребенка» в контексте реализации национального проекта «Образование» как триггера становления экосистемной логики развития российского образования;
  • сформировать у слушателей навыки самостоятельного проведения гайд – исследования как процедуры, адекватной методологии феноменологиического описания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет управленческие стратегии как явления
  • идентифицирует стратегии на любом уровне управления образованием
  • адаптируется к существующим на различных уровнях управления стратегиям и участвует в их совершенствовании и реализации
  • демонстрирует навыки разработки и реализации управленческих проектов в контексте реализации национального проекта «Образование»
  • демонстрирует понимание системной сущности развития организации
  • идентифицирует образовательную систему в качестве «мультиразумной» системы
  • демонстрирует знание одномоментного полипарадигмального бытия организации
  • транслирует идею о примате внутреннего потенциала в организационном развитии
  • демонстрирует знание, что институциональный уровень управления – четвертый уровень в традиционной управленческой иерархии в образовательной сфере
  • идентифицирует организации со слабыми связями
  • демонстрирует понимание диалектики базовых процессов в образовательной организации, определяет «хозяев» базовых процессов
  • использует инструментарий управления изменениями в организациях со слабыми связями
  • способен описать специфику проявления различных типов организационных культур в организациях со слабыми связями, роль феномена доверия как основы организационной культуры в образовательной организации
  • демонстрирует понимание консультационной деятельности как работы по синтезу результатов исследования внешней и внутренней среды организации
  • транслирует знания проблем и приоритетов консультационной деятельности
  • владеет основами методологии организационного консультирования
  • демонстрирует навыки разработки проектов внедрения изменений в деятельность консультируемой организации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Классика стратегирования Клаузевиц, Сунь Цзы, кейсы Ганнибала и Александра Македонского)
  • 1.2. Современные представления о стратегии (Ансофф, Котлер, Бикхоф)
  • 1.3. Стратегирование для VUCA – мира. –Основы методологии.
  • 1.4. «Если соединить несоединимое»: авторская гипотеза. «Стратегическая пентаграмма».
  • 1.5. Бонапартистская стратегия
  • 1.6. Клиентоориентированная стратегия
  • 1.7. Кемп – Дэвидская стратегия
  • 1.8. Карнавальная стратегия
  • 1.9. Стратегия параллельной реальности. Основные итоги лекции.
  • 2.1 Проектное управление: понятия
  • 2.2. Смыслы проектного управления в образовании
  • 2.3. Понятие распределенного управления
  • 2.4. Уровни управления в образовании
  • 2.5. Проектное управление на разных уровнях
  • 2.6. Национальный проект «Образование»: цели и структура
  • 2.7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Основные итоги лекции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий мини–доклад (коллоквиум)
  • неблокирующий Групповой проект
    Оценка, которую выставляет преподаватель за разработку группового проекта, является одинаковой для всех участников каждой группы, выполнявшей задание.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.35 * Групповой проект + 0.3 * мини–доклад (коллоквиум) + 0.15 * реферат + 0.2 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Новые размышления о менеджменте, Адизес, И., 2016
  • Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги, Дж., 2011
  • Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. : учебно метод. пособие, Прикот, О.Г., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Goldsmith, M., & Reiter, M. (2015). Triggers : Creating Behavior That Lasts——Becoming the Person You Want to Be (Vol. First edition). [New York]: Crown Business. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=839903
  • Организационная психология. Человек и организация, Геберт, Д., 2006
  • Стратегический менеджмент. Классическое издание, Ансофф, И., 2009
  • Янбулатова, О., Гордиенко, С., Энис, А., & Кирса, Т. (2007). Основы проектного менеджмента и управление проектами в ОАО хк «Якутуголь». Горный Информационно-Аналитический Бюллетень (Научно-Технический Журнал), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14678761