• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

У истоков средиземноморской цивилизации: археология городов

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «У истоков средиземноморской цивилизации: археология городов» состоит из нескольких разделов, каждый из которых знакомит студентов с основами археологии и проблемами исследования древних поселений на примере финикийского города Мотия (совр. Сан-Панталео, Сицилия, Италия). Дисциплина призвана дать представление о разных методах гуманитарных наук и их продуктивном взаимодействии при изучении памятников археологии. Студенты познакомятся с историей Средиземноморского региона до нашей эры: историей взаимодействия финикийцев и других народов, особенностями формирования городов и их социокультурного развития, проблемой взаимного влияния народов в различных сферах жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов базовые знания в области археологии, с рядом важных классических работ и теорий, а также с современными подходами.
  • Сформировать у студентов представления о терминологическом аппарате археологии, методах полевого исследования памятников и общих требованиях к оформлению полевой документации.
  • Сформировать у студентов системное представления об исследовании древних городов Леванта, их археологических памятников.
  • Развить у студентов навыки анализа развития стран изучаемого региона с точки зрения культурологии и исторической науки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные эпохи археологической периодизации, может дать их характеристику, знаком с основными понятиями и терминами археологии.
  • Знает основные характеристики видов археологических памятников., способен распознавать виды археологических памятников по визуальным признакам.
  • Обладает базовыми навыками полевого исследования памятников.
  • Знает основные вехи истории мировой и отечественной археологии, ориентируется в крупных археологических открытиях XX вв., знает имена и достижения основателей археологических школ.
  • Умеет ориентироваться в научной литературе по истории и археологии.
  • Имеет навыки применения знаний об особенностях исследования памятников культуры, их описания и анализа при написании учебных и научных работ.
  • Способен использовать междисциплинарные знания для квалифицированного поиска информации в системе Интернет, демонстрирует знания и умение работать со специальными компьютерными программами.
  • Умеет создавать исследовательские, экспертные и аналитические тексты, исходя из основных принципов их организации и выбора жанров, чтобы адекватно ставить научные задачи.
  • Умеет применять полученные знания и навыки для проведения научной экспертизы и произведений культуры стран Востока; способен применять знания для планирования программ культурного развития, направленных на межкультурных диалог.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн курс
    Дисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке. Для тем 1-4 учебной дисциплины используется MOOC – on-line курс «At the Origins of the Mediterranean Civilization: Archaeology of the City from the Levant to the West - 3rd-1st millennium BC» – «У истоков средиземноморской цивилизации: археология городов», реализуемый на платформе coursera [coursera.org] https://ru.coursera.org/learn/archaeology-city-levant-west. Разработчик курса Sapienza universita De Roma.
  • Chapter 1. Towards the West. Concept of the city.
    Студенты осваивают следующие темы: регион Средиземного моря и история финикийской цивилизации; процесс завоевания новых территорий; образование городов в древности. Семинар 1. Археологическая периодизация восточного Средиземноморья. Изучение региона в XIX- ХХ вв. Вопросы для обсуждения: 1. Археологическая разведка. 2. Ханаан: первые исследования XIX- начала ХХ века. 3. Работы Флиндерса Питри. 4. Деятельность Уильяма Олбрайта. Chapter 2. Discovering Motya. Life and Ideology.
  • Chapter 2. Discovering Motya. Life and Ideology.
    Студенты осваивают следующие темы: Левант до микенцев; значение культа в жизни людей: храм «Котона» (The Temple of the Kothon, раскопки начала XXI в.), религиозная архитектура финикийцев от Леванта до Запада. Семинар 2. Культура Иерехона: раскопки древнего города. Вопросы для обсуждения: 1.Типология и сериация керамики. 2. Скульптуры Иерехона.
  • Chapter 3. Stars sparkling in the waters. An Identity to share.
    Студенты осваивают следующие темы: богини Астарт (Иштар) и Танит - истоки культов в Месопотамии; их значение в исследуемом регионе. Семинар 3. Укрепленные города Леванта. Вопросы для обсуждения: 1. Система водоснабжения в древних городах. 2. Типология жилищ. 3. Некрополи. 4. Торговые пути древнего мира: вопросы топографии.
  • Chapter 4. A changing society. Portrait of an harbour city.
    Студенты осваивают следующие темы: социокультурное развитие общества; особенности застройки жилых кварталов; городские стены и порт. Семинар 4. Культовые комплексы древних городов. Вопросы для обсуждения: 1. Типология храмов. 2. Основные вопросы археологии Иерусалима.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты в рамках онлайн курса
    Оценка по данному виду контроля является средней оценкой за все тесты онлайн курса. Время на прохождение отдельного теста не ограничивается. На каждый тест у слушателя есть одна попытка, которой он может воспользоваться в любое время с момента, когда тема оказывается доступной, и до окончания всего курса. Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл, неправильный ответ дает «0». Для прохождения финального теста дается 1 попытка. Результат прохождения курса учитывается для выставления текущей оценки.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса на выбранную тему. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии со стандартами ГОСТа, изложенными в Правилах подготовки выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Востоковедение».. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала в постраничных примечаниях (сносках).
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом (по материалам онлайн курса). Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу. Время, отведенное на экзамен – 90 мин. Курс предполагает интенсивное чтение. Знакомство с обязательной литературой является необходимым условием для успешной сдачи экзамена. Основанием для снижения оценки являются: неполное раскрытие поставленного вопроса, ошибки и неточности в изложении фактов, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Реферат + 0.3 * Тесты в рамках онлайн курса + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Beate Dignas, & R. R. R. Smith. (2012). Historical and Religious Memory in the Ancient World. OUP Oxford.
  • Blois, L. de, & Spek, R. J. van der. (2019). An Introduction to the Ancient World: Vol. Third edition. Routledge.
  • Charles Gates. (2011). Ancient Cities : The Archaeology of Urban Life in the Ancient Near East and Egypt, Greece and Rome: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Gamble, C. (2008). Archaeology : The Basics: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • John Laughlin. (2000). Archaeology and the Bible. Routledge.
  • Levy, T. E. (2005). Archaeology, Anthropology and Cult : The Sanctuary at Gilat,Israel. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jones, A., & Cochrane, A. (2018). The Archaeology of Art : Materials, Practices, Affects. Routledge.
  • Vadim S. Jigoulov. (2016). The Social History of Achaemenid Phoenicia : Being a Phoenician, Negotiating Empires. Routledge.