Бакалавриат
2020/2021
Современное искусство
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Современное искусство» призвана дать представление об особенностях теории и практики современного искусства, методах исследования искусства конца ХХ - начала XXI в. с акцентом на искусство начала XXI в. стран Востока. Дисциплина познакомит слушателей с ключевыми подходами к изучению памятников искусства, которые могут быть использованы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Теоретический материал будет дополнен основами практической исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов системное представление о развитии современного мирового искусства с особым акцентом на искусства стран Азии и Африки.
- Выработать и развить способность понимания важнейших культурных явлений и процессов, определивших основные направления развития истории искусств в странах Востока в ХХ-XXI в.
- Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах развития искусств разных регионов Востока.
- Развить у студентов базовые навыки описания и формально-стилистического анализа произведений искусства; познакомить студентов с особенностями художественного языка памятников современного искусства.
- Научить студентов правильно формулировать исследовательские задачи при изучении произведения искусства, а также продемонстрировать возможности междисциплинарной работы в области гуманитарных наук и востоковедения.
- Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
Планируемые результаты обучения
- Умеет корректно использовать искусствоведческую и культурологическую терминологию.
- Знает важнейшие этапы истории искусств и культурных процессов народов изучаемого региона, имеет представление об основных художественных школах и направлениях в современном искусстве, о творчестве крупнейших мастеров стран Востока.
- Знает основы музейного и галерейного дела, связанные с особенностями культур народов стран Азии и Африки.
- Имеет представление об особенностях сохранения и развития традиционного искусства народов Востока на современном этапе.
- Умеет применять искусствоведческий анализ при исследовании памятников стран Востока; умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу.
- Осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации.
- Применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока; использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам, использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации.
Содержание учебной дисциплины
- Онлайн компонентДисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке. Для тем 1-4 учебной дисциплины используется MOOC – on-line курс «What is contemporary art?» – «Современное искусство», реализуемый на платформе coursera [coursera.org] https://ru.coursera.org/learn/contemporary-art. Разработчик курса The Museum of Modern Art.
- Chapter 1. Introduction to What Is Contemporary Art?Студенты осваивают следующие темы: - теоретические вопросы современного искусства; - особенности периодизации современного искусства. Семинар 1. Концепции современного искусства ХХ-XXI вв. Вопросы для обсуждения: 1. Периодизация современного искусства. 2. Формирование национальных школ искусства в ХХ в.
- Chapter 2. Media from Television to the InternetСтуденты осваивают следующие темы: - В студии Артура Джаффы; - Работы Беатрис Гонсалес в Боготе; - Альфредо Яар об оплакивании образов, 2002; - Даянита Сингх о Музее Шанса, 2013; - Сьюзен Каре о разработке первых мас- образов, 1980-е; - Какое отношение имеют видеоигры и компьютеры к искусству и дизайну? - Вопросы классификации памятников. Семинар 2. Виды и жанры современного искусства. Вопросы для обсуждения: 1. Инсталяция. 2. Перформанс. 3. Проблемы современной графики и дизайна.
- Chapter 3. Territories & TransitСтуденты осваивают следующие темы: - В студии с Раэлем Сан Фрателло; - Бушра Халили на проекте «Картографическое путешествие», 2008-11; - Матео Лопес о проектах 2008–10; - Работы на Форсайт-стрит, 1983; - Аманда Уильямс, проекты 2014–16. Семинар 3. Уличное искусство. Вопросы для обсуждения: 1. Граффити: проблема эстетики и жанра. 2. Беспредметное искусство.
- Chapter 4. Materials & MakingСтуденты осваивают следующие темы: - В музее с Шейлой Хикс. Форма, текстура, цвет; - Лиз Дешенес на Tilt / Swing (поле зрения 360º, версия 1), 2009; - 3-D печатная архитектура с Р. Сан Фрателло; - Эми Силман о создании живописи; - Как делается современное искусство? - Строительство, живопись, печать. Семинар 4. Техники и технологии современного искусства. Вопросы для обсуждения: 1. Концепции и основные направления современной архитектуры. 2. Вопросы урбанизации ХХ-XXI в. 3. «Новые» города стран Востока в XIX-XXI в.
- Chapter 5. AgencyСтуденты осваивают следующие темы: - В Нью-Йорке с Pope.L; - Таня Бругера (Гавана, 2000), 2000; - Ральф Борланд, проект 2002 и др. мастера; - Перформанс -определение и размывание идентичности. Семинар 5. Вопросы идентичности в современном искусстве. Вопросы для обсуждения: 1. Архетипы в современных визуальных искусствах стран Востока (Индия, Иран, Ирак, Египет, Китая, Япония). 2. Реклама как вид современного искусства в странах Востока.
- Chapter 6. PowerСтуденты осваивают следующие темы: - Диаграмма власти по Марк Ломбарди, «Banco Nazionale del Lavoro», Рейган, Буш, Тэтчер и Вооружение Ирака, 1979-1990, 4-я версия; - Куратор Паола Антонелли на Massoud Hassani, 2011; - Дина Лоусон, Нации, 2017; - «Какое отношение имеют война и мир к люстрам и портретам?»; - Два ответа на злоупотребление властью. Семинар 6. Основные жанры современного искусства стран Востока. Вопросы для обсуждения: 1. Основные жанры современной живописи в странах Ближнего Востока. 2. Основные жанры современной живописи в Индии. 3. Основные жанры современной живописи в Японии.
Элементы контроля
- Тест по итогам прохождения курса онлайнРезультат прохождения финального теста учитывается для выставления текущей оценки за онлайн курс.
- РефератРеферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса на выбранную тему. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии со стандартами ГОСТа, изложенными в Правилах подготовки выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Востоковедение». Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала в постраничных примечаниях (сносках). Текущая (накопленная) оценка (ТО = 50 % итоговой оценки) является оценкой за реферат.
- ЭкзаменИтоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом (по материалам онлайн курса). Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу. Время, отведенное на экзамен – 90 мин. Курс предполагает интенсивное чтение. Знакомство с обязательной литературой является необходимым условием для успешной сдачи экзамена. Ввиду дистанционного режима обучения экзамен в период промежуточной аттестации 2 модуля будет проходить в онлайн формате. Все детали проведения экзамена доводятся до студентов посредством LMS.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Реферат + 0.3 * Тест по итогам прохождения курса онлайн + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kulvicki, J. V. (2006). On Images : Their Structure and Content. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=215328
- Nicholas Wolterstorff. (2015). Art Rethought : The Social Practices of Art: Vol. First edition. OUP Oxford.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Christy Mag Uidhir. (2012). Art and Abstract Objects. OUP Oxford.
- Emma Borg. (2004). Minimal Semantics. Clarendon Press.
- Jerrold Levinson. (2006). Contemplating Art : Essays in Aesthetics. Clarendon Press.
- Peter Lamarque. (2010). Work and Object : Explorations in the Metaphysics of Art. OUP Oxford.
- Robin Le Poidevin. (2007). The Images of Time : An Essay on Temporal Representation. OUP Oxford.