• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Возникновение «мировой литературы»: русский романтизм и его европейские контексты

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гаспаров Борис Михайлович, Зенкин Сергей Николаевич, Школьников Вадим Валерьевич
Прогр. обучения: Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Возникновение «мировой литературы»: русский романтизм и его европейские контексты» предназначен для ознакомления слушателей с историей апроприации романтических доктрин в русской культуре и развития у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии
  • Повышение уровня филологической компетенции
  • Дать навыки применения теоретических знаний к анализу литературных текстов, в которых романтическая проблематика нашла наиболее яркое отражение
  • Сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности
  • Помочь студентам в составлении аргументированных текстов среднего размера (эссе), основанных исключительно на собственных наблюдениях, и таким образом привить студентам навык самостоятельно размышлять на темы, относящиеся к разным областям гуманитарного знания (филология и искусствоведение)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты понимают общие философские основы романтического сознания; владеют исторической перспективой на ранние романтические кружки и основополагающие полемики в Европе и России; распознают различные структуры субъективности, воображенные в европейских и русских элегиях.
  • Магистранты схватывают ключевое типологическое различие между «наивной» и рефлектирующей поэзией; анализируют, как образ «другого» способствовал европейскому самосознанию; понимают важность империалистического контекста для развития романтизма в Европе и России.
  • Магистранты распознают различные дискурсивные стратегии романтизма; понимают ключевую концепцию романтической иронии; анализируют различные формы театральности в произведениях и повседневной жизни романтиков.
  • Магистранты владеют методами типологического анализа романтических героев; излагают историю демонической тематики; знают истоки байронической персоны и анализируют байронизм Пушкина и Лермонтова. Магистранты понимают важную роль женщин в развитии романтической культуры и критически анализируют проблемы женской личности в романтическом творчестве.
  • Магистранты владеют ключевыми концепции романтического национализма и понимают, почему идея мировой литературы осуществилась именно в эпоху романтизма. Магистранты анализируют формы всемирно-исторического самосознания в русской публицистике и художественной литературе.
  • Магистранты владеют ключевыми концепциями романтической философии искусства; распознают философские истоки концепций прекрасного в романтическом творчестве; характеризуют различные системы мироздания, созданные романтическим воображением.
  • Магистранты анализируют политическую ориентацию романтического творчества; понимают влияние французской революции на романтическое искусство; характеризуют культуру и произведения тайных обществ в России: декабристов и любомудров.
  • Магистранты оценивают роль готики и эстетики «жуткого» в романтическом творчестве; анализируют «Русские ночи» как кульминацию и многосложный самоанализ романтизма; прослеживают плавную концептуальную эволюцию от романтизма к реализму.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы романтического сознания. Романтическая субъективность.
    Романтическое сознание и его философские основы. Противоречия и дисконтинуальность как когнитивные стратегии. Коллективность: Йена и "Арзамас." Полемика между "романтиками" и "классиками". Элегические настроения: Грей, Вордсворт, Новалис, Жуковский, Батюшков, Пушкин, Баратынский. Элегия и структура субъективности.
  • Рефлексия. Поиски «другого». Экзотика. Империализм.
    Рефлексия: oт "наивной" к "сентиментальной" поэзии. Поиски "другого": романтическая экзотика. Романтический странник: экзотизм и империя. Разновидности «ориентализма»: Шатобриан, Пушкин, Баратынский, Лермонтов, Бестужев-Марлинский. Империализм и возвышенное. Империализм и гендер.
  • Дискурсы романтизма. Романтическая ирония. Театральность.
    Дискурсы романтизма: дисконтинуальность; ирония; эллипсис; динамика авторского голоса. "Онегинский" дискурс. Искусство паузы: романтический театр и театральность. Ф. Шлегель и романтическая ирония. Жизнь как искусство. Театральность в повседневной жизни.
  • Романтические герои. Романтический демонизм. Женщины романтизма..
    Типология романтических героев. Разновидности романтического демонизма: Шиллер, Гете, Блейк. Генезис байронического героя. Демонизм и байронизм в творчестве Пушкина и Лермонтова. Важные женщины-деятели романтизма: Каролина Шлегель, Мадам де Сталь, Каролина Павлова. Проблема женской личности в романтизме.
  • Романтический национализм и мировая литература.
    Романтический национализм и понятие всемирной истории Гердера. Теории мировой литературы от Гете до P. Casanova. Начало всемирно-исторического самосознания в России: Чаадаев, Веневитинов, Белинский. Историческое и национальное самосознание в творчестве Пушкина и Гоголя.
  • Философская эстетика и культ прекрасного.
    Философия искусства Шеллинга и ее влияние в России. Теория поэзия Шелли и тематика эоловой арфы. Идея гения. Философская поэтика и тематика “Beauty is truth”: Новалис, Китс, Гоголь. Философская поэтика и системы мироздания: Блейк, Вордсворт, Шелли, Тютчев.
  • Политика романтизма. Революционный романтизм. Тайные общества.
    Романтизм и французская революция. Романтики-контрреволюционеры. Утопический социализм. Тайные общества: декабристы и любомудры. Поэты-декабристы.
  • Кризис романтического сознания и стремление к «действительности».
    Романтизм и готика. Эстетика «жуткого». «Русские ночи» Одоевского как ретроспективная самокритика романтизма. Философский кружок Станкевича: от романтизма к реализму. Гегельянское разоблачение «прекрасной души» и основы реализма Белинского.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    В качестве аудиторной работы задание—на одном семинаре (в первом или втором модуле) вести дискуссию на избранную тему, примерно 15-20 минут. Это предполагает: начать с краткого введения, которое объяснит важность избранной темы и задачи дискуссии задавать вопрос аудитории, отзываться на идеи других, поддерживать разговор возможно, предложить отрывки из текста для совместного анализа направлять дискуссию на полное раскрытие темы продемонстрировать собственное знание темы
  • неблокирующий Презентация
    10-15 минут (в первом или втором модуле) Магистрант сам формирует тему, желательно связанную с общей темой данного семинара. Можно ориентироваться на темы для дискуссии, предложенные преподавателем; можно концентрироваться на детальном анализе (close reading) ключевого отрывка из заданных текстов; можно разобрать аргументы из научной литературы. Главное—эффективно разработать собственный критический анализ. Также, часть задания—ответить на вопросы слушателей.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговое экзаменационное эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 1-2 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Напишите эссе объемом от 2000 до 3000 слов на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leighton, L. G. (1975). Russian Romanticism : 2 Essays. The Hague: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=555113

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Larisa Volpert. (1991). Творческая игра и французская литература. К проблеме становления психологизма Пушкина. Cahiers Du Monde Russe et Soviétique, 32(2), 197–208. https://doi.org/10.3406/cmr.1991.2274
  • ВИРОЛАЙНЕН МАРИЯ НАУМОВНА. (2015). Русский романтизм в проекции на европейскую романтическую литературу. Мир Русского Слова, 4.
  • Дубровская Светлана Анатольевна. (2017). Карнавальный контекст литературного поведения членов общества «Арзамас». TSNS “Interaktiv plus.”
  • Литвиненко Нинель Анисимовна. (n.d.). Романтизм В Литературе: О Некоторых Подходах К Изучению Литературных Взаимодействий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fromantizm-v-literature-o-nekotoryh-podhodah-k-izucheniyu-literaturnyh-vzaimodeystviy
  • МИХЕД ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Гоголь и Мериме: «<3аметки о Мериме>» в контексте духовно-эстетических исканий 1840-х гг. Имагология и Компаративистика, (2 (4)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16447892