• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Сравнительный анализ образовательных систем: международный аспект

Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Сравнительный анализ образовательных систем: международный аспект» знакомит магистрантов с моделями продвинутых образовательных систем и особенностями их развития, основными направлениями реформирования образования и особенностями межстрановых образовательных практик. Программа включает практические задания и кейсы, способствующие развитию навыка критического осмысления международных практики оценивания качества образования. Интерактивные практики, включенные в семинарские занятия способствуют осмыслению собственной управленческой практики магистрантов, интерпретации и применения результатов социальных исследований при разработке политики и в практике управления. Магистранты приобретут опыт построения программ развития организаций с учетом направлений реформирования образования в современном мире; опыт разработки проектов, связанных с проведением социальных исследований и практических микроисследований в области развития образования (развития собственных образовательных организаций).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с моделями продвинутых образовательных систем и особенностями их развития; осмысление и выявление нового на примере национальных образовательных реформ
  • приобретение опыта и навыков анализа связей между содержанием образования и его организационными и экономическими механизмами
  • приобретение опыта и навыков разработки и анализа комплексных и целевых программ в образовательной сфере
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует знание основных тенденций реформирования образования в мире
  • Демонстрирует исследовательские умения работы с программными документами и научной литературой
  • Представляет связи между основными факторами функционирования и развития образовательных систем и образовательных организаций и результатами образования
  • Демонстрирует знание моделей продвинутых систем образования в мире
  • Интерпретирует и применяет результаты международных исследований в области образования при разработке политики и в практике управления развитием образовательных организаций
  • Использует валидные источники для характеристики национальных систем образования
  • Демонстрирует знание интерпретации результатов исследований в области образования, данных социальных исследований, статистических данных, характеризующих национальные системы образования
  • Предлагает и обосновывает управленческие решения в области развития образования (включая развитие образовательного учреждения) на основе знаний о реформах образования в мире и направлениях развития продвинутых национальных систем образования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Мировое образовательное пространство
    Тема 1. Глобализация как объективный процесс развития образования. Роль образования в социальном развитии общества. Основные ценности образования в мировом сообществе. Интеграция европейских государств: образовательные программы Европейского Союза и Совета Европы. Процессы интернационализации в образовании. Образовательные проекты Совета Европы и Европейского Союза: Comett, Erasmus, Petra, Lingua, Tempus, Force, Socrates, Leonardo da Vinci и др. Особенности организации и принципы проведения европейских образовательных про-грамм и проектов. Тема 2. Сохранение национальных особенностей образования как источник его стабильности. Характеристика национальных особенностей в системах образования стран мира. Деятельность национальных культурных и образовательных центров в Санкт-Петербурге: Институт Гете, Американский образовательный центр, Центр французского языка, Датский культурный центр и др. Про-граммы и проекты национальных культурных и образовательных центров в России. Тема 3. Реформирование образования в современном мире. Тенденции развития образования в мире и его реформы в современный период: их причины, цели и задачи. Социально-культурный смысл понятия «качество образования». Меры улучшения качества школьного образования и развитие школьной образовательной политики в разных странах. Социально-экономические и социально-культурные факторы развития образования в развитых странах мира. Механизм контроля и оценки эффективности деятельности в системах образования европейских стран Тема 4. Деятельность международных организаций по развитию образования. Роль международных организаций (Совета Европы, ЮНЕСКО, ОЭСР и др.) в развитии образования. Методология изучения международными организациями проблемы качества образования. Программы ЮНЕСКО в области образования. Ежегодные доклады Всемирного банка, ЮНЕСКО, ОЭСР о развитии образования. Содержание Международных конференций и семинаров, организованных международными организациями.
  • Раздел 2. Международные исследования в области образования
    Тема 1. Палитра международных исследований в области образования. Международные организации (ОСДЕ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, Европейский Союз и др.) о качестве современного образования. Исследования международными организациями систем образования разных стран. Характеристика международных исследований в области образования PISA, TIMSS, PIRLS, TEDs и др. Тема 2. Методология международных исследований в области образования. Развитие методологии сравнительных исследований. Модели подходов к оценке работы образовательных систем. Методы, используемые для обследования образовательных систем. Образовательная система как объект сравнительного мониторинга. Различные методики диагностики образовательного процесса в учебных заведениях разных стран. Оценка деятельности образовательного учреждения. Тема 3. Результаты международных исследований в области образования. Характеристика и анализ результатов исследований PISA, TIMSS, PIRLS, TEDs и др. Тема 4. Результаты международных исследований как источник развития образования. Значение исследований международных организаций для развития образования. Методология сравнительных исследований как компонент управления качеством и проектирования изменений в образовании.
  • Раздел 3. Модели успешных национальных систем образования
    Тема 1. Характеристика успешных национальных систем образования. Практика организации систем образования за рубежом. Основные принципы организации систем образования за рубежом. Образование в развитых странах мира. Изучается каждая страна отдельно по следующей примерной схеме: - состояние и основы организации образования; - современные концепции развития образования (цели, содержание, технологии); - структура образования; - основные особенности учебно-воспитательного процесса в школах разных стран; - традиционные и инновационные образовательные технологии; - профессиональная ориентация; - межкультурное взаимодействие субъектов в образовании. Тема 2. Зависимость качества образования от внешних и внутренних социально-культурных факторов развития общества. Факторы развития образования в современном мире: политические, экономические, социальные. Интеграционные процессы как фактор развития образования. Влияние факторов развития образования на повышение его качества. Тема 3. Инновационные процессы в мировом образовательном пространстве. Построение системы непрерывного образования в России и за рубежом. Особенности организации международных форм образования (международные колледжи, европейские школы, билингвальные учебные заведения и др.). Альтернативные и экспериментальные учебные заведения в Западной Европе и в США. Тема 4. Возможности использования зарубежного опыта в отечественном образовании. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России. Тенденции развития российской и петербургской школы. Деятельность культурных и образовательных международных центров в России и в Санкт-Петербурге. Использование зарубежного опыта в учебных заведениях различного типа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * домашнее задание + 0.3 * контрольная работа + 0.4 * экзамен + 0.15 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вульфсон, Б. (2011). Сравнительная Педагогика:Актуальные Вопросы Теории И Методологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E4B71451
  • ДЖУРИНСКИЙ АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ. (2014). Стратегии повышения качества общего образованияза рубежом: сравнительный анализ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.21F9F8C9
  • Сравнительный анализ образовательных систем: международный аспект : Учебно-метод. пособие, Пискунова, Е.В., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вульфсон, Б. (2012). Западноевропейское Образовательное Пространство Xxi Века: Прогностические Модели. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E55DF2F3
  • ДЖУРИНСКИЙ АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ. (2014). Стратегии повышения качества общего образованияза рубежом: сравнительный анализ. Наука и Школа, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16638120