• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Магия в Средние века

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на усвоение студентами комплекса знаний о средневековой культуре, верованиях и магических практиках с точки зрения истории и истории науки. Студенты познакомятся с периодами истории Ближнего Востока и их культурными особенностями, связанными с магическими практиками и народными верованиями. Дисциплина «Магия в Средние века» предлагает обзор духовной стороны жизни средневекового общества, связанной с оккультизмом, и способствует размышлениям об определенных стереотипах, связанных с этим периодом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студента со Средневековьем через представление о магии в Европе и на Востоке. Студент будет иметь представление о средневековой культуре, верованиях и магических практиках с точки зрения истории и истории науки. В рамках дисциплины будет рассмотрена популярная магия, а также магия, основанная на научных знаниях и тенденциях (алхимия, геомантия и некромантия).
  • Познакомить студента с процессом влияния магических практик, распространенных на Востоке, и текстов на Западную культуру (в частности, современную).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • После прохождения дисциплины студент может анализировать исторические документы и распознавать наиболее распространенные образцы юридических документов, касающихся колдовства.
  • Может различать народную магию и магию образованных людей; имеет представление о том, какие духовные практики были разрешены в средневековой Европе, и знает о связи между культурным продуктом и обществом, которое его произвело.
  • Владеет приемами и методами научного анализа и критики основных комплексов исторических источников по истории магии на Востоке. Знаком с исследованиями по этой тематике.
  • Демонстрирует умение самостоятельно провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, сделать обобщающие выводы.
  • Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории формирования и развития магических практик среди разнообразных народов Ближнего Востока.
  • Умеет излагать письменно и устно знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн курс
    Дисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке «Magic in the Middle Ages», реализуемый на платформе Сoursera [coursera.org] https://www.coursera.org/learn/magic-middle-ages. Разработчик курса - University of Louvain.
  • Тема 1. Введение в историю средневековой магии.
    История зарождения и распространения магии в Средние века. Магия на Востоке. Магия в Европе. Студент осваивает основные понятия и реалии, связанные с историей зарождения и распространения магии в Средние века.
  • Тема 2. Магия и ересь.
    Церковь и магия в раннем Средневековье. Наказание и инквизиция. Студент осваивает основополагающие различия и связь между магией и ересью. Изучает отношение церкви к магическим практикам.
  • Тема 3. Магия и колдовство.
    Белая магия. Колдовство и черная магия. Стереотипы в искусстве (в частности, в современном). Студент осваивает различия и связь между магией и колдовством. Изучает варианты стереотипов, которые оказывали влияние на изображение магии и колдунов в искусстве.
  • Тема 4. Магия и ислам.
    Различные формы магии в регионах распространения ислама. Реакция официального ислама. Алхимия. Студент знакомится с основными формами магии, существовавшими в регионах распространения ислама. Изучает документы, фиксирующие существование магических практик.
  • Тема 5. Магия и христианство на Востоке.
    Магия как часть христианской культуры. Магия как уникальный метод народной медицины. Христианская литература, святые и символы как неотъемлемая часть магических практик на христианском Востоке. Студент знакомится с основными формами магии, существовавшими в регионах распространения христианства. Изучает документы, фиксирующие существование магических практик. Изучает роль церкви, христианства и священнослужителей в магических практиках.
  • Тема 6. Астрология и геомантия.
    Средневековая астрология: между наукой и магией. Раннесредневековая астрономия: Луна, Зодиак, Гром. Гороскопы и мировые события: достижения астрологии. Студент знакомится с формами магии, основанными на научных знаниях и тенденциях, в частности, на астрологии (как группе описательных практик и верований о воздействии небесных тел на земной мир) и геомантии (как способах предсказаний на основе знаков на земле).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по итогам прохождения курса онлайн
    Изучение онлайн курса завершается написанием теста в LMS по программе онлайн курса. Результат прохождения теста учитывается для выставления текущей оценки.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса на выбранную тему. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии со стандартами ГОСТа, изложенными в Правилах подготовки выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Востоковедение». Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала в постраничных примечаниях (сносках).
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом (по материалам онлайн курса). Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу. Время, отведенное на экзамен – 90 мин. Курс предполагает интенсивное чтение. Знакомство с обязательной литературой является необходимым условием для успешной сдачи экзамена. Основанием для снижения оценки являются: неполное раскрытие поставленного вопроса, ошибки и неточности в изложении фактов, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Реферат + 0.3 * Тест по итогам прохождения курса онлайн + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Emilie Savage-Smith. (2004). Magic and Divination in Early Islam. Routledge.
  • Francis, E. W. (2011). Magic and Divination in the Medieval Islamic Middle East. History Compass, 9(8), 622–633. https://doi.org/10.1111/j.1478-0542.2011.00781.x
  • Kieckhefer, R. (1994). The specific rationality of medieval magic. American Historical Review, 99(3), 813. https://doi.org/10.2307/2167771
  • Zambelli, P. (2007). White Magic, Black Magic in the European Renaissance. Brill.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aref Abu-Rabia. (2015). Indigenous Medicine Among the Bedouin in the Middle East. Berghahn Books.
  • Smid, B. (2019). Piety, Practices of Reading, and Inquisition. A Catalan Saint Cyprian Prayer from 1557 and Its Context. https://doi.org/10.1556/022.2019.64.2.2
  • Willem De Blecourt. (2012). Tales of Magic, Tales in Print : On the Genealogy of Fairy Tales and the Brothers Grimm. Manchester University Press.
  • Zwemer, S. M. 1867-1952. (1920). The influence of animism on Islam; an account of popular superstitions.