Бакалавриат
2020/2021
Стратегия искусств и культуры
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Королев Александр Валерьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
8
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Стратегия искусств и культуры» призвана дать представление об особенностях работы современных культурных институций, их социальном значении. Дисциплина познакомит слушателей с ключевыми подходами к изучению проблем культурной дипломатии, особенностям функционирования институтов культуры и искусства в странах Востока, проблемам финансирования культуры.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов системное представления о развитии современного искусства и культуры с особым акцентом на изучении стран Азии и Африки.
- Выработать и развить способность понимания важнейших культурных явлений, процессов и культурных институтов, определивших основные направления развития культуры в странах Востока в ХХ-XXI в.
- Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах развития культуры разных регионов Востока.
- Научить студентов правильно формулировать исследовательские задачи при изучении произведения искусства, а также продемонстрировать возможности междисциплинарной работы в области гуманитарных наук и востоковедения.
- Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
Планируемые результаты обучения
- Умеет корректно использовать искусствоведческую и культурологическую терминологию.
- Знает основы музейного и галерейного дела, связанные с особенностями культур народов стран Азии и Африки.
- Имеет представление об особенностях культурной дипломатии, вопросах сохранения и развития традиционного искусства народов Востока на современном этапе, имеет представление о вопросах финансирования культуры в современном мире.
- Умеет применять искусствоведческий анализ при исследовании памятников стран Востока; умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу.
- Осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации.
- Применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока; использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам, использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации.
Содержание учебной дисциплины
- Онлайн компонентДисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке. Для тем 1-4 учебной дисциплины используется MOOC – on-line курс «Стратегия для организации сферы искусства и культуры» – «Стратегия искусств и культуры», реализуемый на платформе coursera [coursera.org] https://ru.coursera.org/learn/arts-culture-strategy. Разработчик курса Пенсильванский университет, National Arts Strategies.
- Chapter 1. Arts and Culture - Value Then, Value Now, Value TomorrowСтуденты осваивают следующие темы: - теоретические вопросы современного искусства; - ценности современного мира: духовное и материальное; - ценообразование в современном искусстве. Семинар 1. Современные институты культуры: особенности их организации. Вопросы для обсуждения: 1. Образования в сфере культуры. 2. Разнообразие форм культурного самовыражения.
- Chapter 2. Form Follows Function: Organizational Structures Aligned to PurposeСтуденты осваивают следующие темы: - бизнес и искусство; - структуры современных культурных институтов; - механизмы финансирования культуры. Семинар 2. Проблемы финансирования культуры. Вопросы для обсуждения: 1. Частное/ государственное/ международное финансирование культуры. 2. Современные конкурсы и премии в области культуры и искусства.
- Chapter 3. Who Are We For?Студенты осваивают следующие темы: - учреждения культуры: государственный и негосударственный сектор; - конкурентный анализ: анализ окружающей среды. Семинар 3. Креативные и культурные индустрии в странах Востока. Вопросы для обсуждения: 1. Креативные индустрии стран Дальнего Востока. 2. Креативные индустрии стран Ближнего Востока.
- Chapter 4. Where Do We Stand? Making ChoicesСтуденты осваивают следующие темы: - как определить лучшие целевые сегменты клиентов для вашей организации / проекта; - как привлечь и удержать этих клиентов. Семинар 4. Культурный экспорт. Вопросы для обсуждения: 1. Аэропортное искусство. 2. Проблемы культурной дипломатии.
- Chapter 5. Building Support & Finding LegitimacyСтуденты осваивают следующие темы: - показатели производительности и их критерии.
Элементы контроля
- Тест по итогам прохождения курса онлайнРезультат прохождения финального теста учитывается для выставления текущей оценки за онлайн курс.
- РефератРеферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса на выбранную тему. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии со стандартами ГОСТа, изложенными в Правилах подготовки выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Востоковедение».. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала в постраничных примечаниях (сносках). Текущая (накопленная) оценка (ТО = 50 % итоговой оценки) является оценкой за реферат.
- ЭкзаменИтоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом (по материалам онлайн курса). Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу. Время, отведенное на экзамен – 90 мин. Курс предполагает интенсивное чтение. Знакомство с обязательной литературой является необходимым условием для успешной сдачи экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Реферат + 0.3 * Тест по итогам прохождения курса онлайн + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Arthur Pontynen. (2014). Cultural Renewal : Restoring the Liberal and Fine Arts. Routledge.
- Jonathan Harris. (2001). The New Art History : A Critical Introduction. Routledge.
- Olga Goriunova. (2012). Art Platforms and Cultural Production on the Internet. Routledge.
Рекомендуемая дополнительная литература
- J. Pedro Lorente. (2019). Public Art and Museums in Cultural Districts. Routledge.
- Margaret R. Laster, & Chelsea Bruner. (2018). New York: Art and Cultural Capital of the Gilded Age. Routledge.
- Woodfield, R. (2001). Art History As Cultural History : Warburg’s Projects. Routledge.