Бакалавриат
2020/2021
Ключевые тексты мировой литературы (методы анализа)
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен изучению ключевых текстов мировой литературы с применением литературоведческих и лингвистических подходов. В первой части рассматриваются подходы к автоматическому и квантитативному (статистическому) анализу текста, задачи и методы стилеметрии, методы анализа лексических особенностей текстов, построение частотных словарей, автоматический анализ динамики текста, изучаются компьютерные программы, позволяющие производить автоматический анализ текстов. Во второй части курса студенты знакомятся с основными понятиями и методами филологического анализа текста, базовыми понятиями «точного литературоведения», современными концепциями литературной эволюции в эпоху Big Data.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с основными понятиями и методами филологического анализа в цифровую эпоху на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XXI веков.
- Знакомство студентов с методами компьютерного анализа художественного текста на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XX веков
Планируемые результаты обучения
- Студент рассматривает литературный текст с точки зрения его системных характеристик
- Студент выявляет пространственно-временную структуру текста
- Студент анализирует структуру литературного персонажа текста в рамках установленных требований
- Студент выявляет особенности фабулы и сюжета литературного текста
- Студент анализирует и систематизирует типы повествования
- Студент различает основные направления автоматического анализа художественного текста
- Студент анализирует лексические особенности текста, разрабатывает частотный словарь и конкорданс.
- Студент использует основные методы стилеметрии.
- Студент использует методы автоматического анализа структуры текста
Содержание учебной дисциплины
- Возможности компьютерного анализа литературных текстов.Digital Humanities. Расширение возможности анализа литературных текстов в компьютерную эпоху. Основные методы и подходы применения автоматического анализа текстов
- Лексические особенности текста. Частотные словари.Компьютерные программы, используемые для анализа лексики текста, построения частотных словарей и конкордансов, выявление "ключевых слов" текста статистическим методом.
- Подходы и методы стилеметрии.История возникновения стилеметрии. Современные методы и основные направления стилеметрии. Анализ синтаксической сложности.
- Методы автоматического анализа структуры и динамики текста.Обзор современных методов автоматического анализа структуры текста. Взаимодействие количественных параметров и содержательных элементов. Изменение количественных показателей текста в динамике.
- Природа и особенности литературного текста.Базовые понятия и способы анализа. Природа литературного текста. Системность – основное качество литературного текста. Понятие границ текста. Композиционные уровни и архитектонический план. Взаимодействие текстов и интертекстуальность.
- Внутренний мир произведения. Понятие хронотопа.Время и пространство как категории художественного текста, их взаимосвязь у М.М. Бахтина и Ю.М. Лотман. Разные типы времени. Основные виды хронотопа. Хронотоп и жанр. Пространство как точка зрения, проблема перспективы. Пространство и границы, преодоление границ как культурный сюжет. Категория события. Пространство и персонаж. Композиционные приемы обозначения пространства и времени в тексте.
- ПерсонажСоотношение автора и героя. Автор как герой текста. Герой, персонаж, характер, тип. Поименование персонажа, способы введения. Персонаж и действие. Система персонажей, ее варианты. Логика повествовательных возможностей с точки зрения персонажа.
- Фабула-сюжет-мотив.Проблема соотношения фабулы и сюжета. Формалисты о фабуле и сюжете. Универсальные фабулы и бродячие сюжеты. Разграничение фабулы и сюжета как глубинной и поверхностной структуры. Композиция сюжета. Экспозиция, ее виды и формы. Завязка, кульминация, развязка, исход. Понятие мотива и проблема происхождения мотивов. Мотив как элемент сюжета.
- Понятие «точки зрения». Формы повествования.Понятие «точки зрения» в литературном тексте. Повествование как структурная единица. Лирическая, эпическая и драматическая наррации. Формы повествования. Повествователь-рассказчик-нарратор. Типология нарратора. Нарративные маски.
Элементы контроля
- Проверочная работаВыполняется письменно в аудитории, представлена по вариантам. Вопросы проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения – 45 минут в ходе аудиторной работы.
- Аудиторная работаРабота на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий.
- Контрольная работа №1Выполняется письменно в аудитории, представлена по вариантам. Вопросы проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения – 90 минут.
- Практическая работа № 1Выполняется письменно в компьютерном классе. Работа с литературным корпусом CLIC Dickens - (открытый ресурс) (если специально не оговорено, определяем для всего текста/subsets). Время выполнения – 20 минут.
- Практическая работа № 2Цель работы — оценить навыки студентов в использовании корпусного менеджера AntConc. Выполняется письменно в компьютерном классе. Время выполнения – 20 минут.
- Контрольная экзаменационная работаКонтрольная экзаменационная работа во 2-м модуле выполняется письменно, внеаудиторно, на компьютере, с использованием программ обработки текстовых данных. Работа выполняется студентами на разных текстах, при сдаче идентичных работ разными студентами, все такие работы оцениваются как 0. Плагиат оценивается как 0.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа №1 + 0.3 * Контрольная экзаменационная работа + 0.1 * Практическая работа № 1 + 0.1 * Практическая работа № 2 + 0.1 * Проверочная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Васильев, В. К. Сюжетная типология русской литературы XI–XX веков (Архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени [Электронный ресурс] : Монография / В. К. Васильев. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 260 с. - ISBN 978-5-7638-1932-8.
- Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Lappin, S., Fox, C., & Clark, A. (2010). The Handbook of Computational Linguistics and Natural Language Processing. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=330500
- Stone, J. (2013). Historical Dictionary of Russian Literature. Lanham, Maryland: Scarecrow Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=547995
- Сабиржанов Равшан Анварович. (n.d.). Компьютерная Лингвистика Как Наука Автоматической Обработки Информации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fkompyuternaya-lingvistika-kak-nauka-avtomaticheskoy-obrabotki-informatsii