• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Российская экономика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Зуева Елена Львовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения «Российской экономики» Студенты будут знать основные параметры экономического развития России в рамках командной модели с 1917 по 1985 г. и в период реформирования экономики с 1985 по 1991 г.; познакомятся со спецификой и особенностями переходной экономики России; получат системное представление об особенностях экономического развития Пермского края. Кроме того, студенты смогут четко определять причины перехода России к рыночной экономике; ориентироваться в направлениях рыночных реформ, их содержании, результатах, проблемах, оценивать перспективы, направления, варианты дальнейшего развития российской экономики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов со спецификой и особенностями переходной экономики России, формирование представления об основных направлениях рыночных реформ и о перспективах развития экономики России.
  • Формирование целостного представления о национальной хозяйственной системе, содержании организационной, методической, и регулирующей деятельности органов государственной власти, а также коммерческих структур в области экономики.
  • Формирование необходимых студенту социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует знание основных теоретических положений.
  • Умеет аргументировать результат, полученный в ходе выполнения работы.
  • Умеет изучать научную и иную литературу, умеет находить дополнительную информацию, позволяющую глубже разбираться в некоторых вопросах.
  • Умеет выделять при работе с разными источниками необходимую информацию, которая требуется для полного ответа на вопросы плана семинарского занятия.
  • Умеет осуществлять анализ выбранных источников информации и готовить собственное выступление по обсуждаемым вопросам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория переходной экономики. Этапы развития командной экономики
    Тема 1. Теория переходной экономики. Сущность и этапы переходной экономики. Отличительные черты переходной экономики разных стран. Специфика и особенности переходной экономики. Тема 2. Этапы развития командной экономики. Управление экономикой в рамках командной модели в период с 1917 по 1985 гг. Становление командной модели управления экономикой. Модель «военного коммунизма», ее параметры и последствия. Модель НЭПа: ее параметры и результаты. Построение командно-административной модели управления, ее цели, способы их достижения, оценка эффективности управления советской экономикой в 30-е – 40-е годы XX века. Попытка реформирования управления экономикой в 50-е – 60-е годы. Хрущевские реформы. Хозяйственная реформа 1965 года, оценка эффективности ее реализации. Особенности управления экономикой в 70-е годы – начале 80-х годов. Тема 3. Управление экономикой в 1985 – 1991 гг. Попытки реформирования командной экономики. Начало тотального экономического кризиса, его характеристики. Программы перехода к рынку. 1991 год: реформы Павлова. Причины перехода к рынку. Тема 4. Переходная экономика: аспекты анализа. Сущность переходной экономики. Варианты перехода к рынку и роль государства: опыт других стран. Микро – и макроэкономические аспекты анализа переходной экономики России. Особенности переходной экономики России.
  • Формирование рыночной экономики в России. Институциональные реформы. Развитие рынков
    Тема 5. Либерализация экономики в 1992 г. Либерализация экономики в 1992 г.: необходимость, сущность, основные параметры (либерализация цен, хозяйственных связей, валютного курса, внешнеэкономической деятельности). Позитивные последствия либерализации. Инфляция, ее причины, параметры, стабилизация денежного обращения, дальнейшие тенденции инфляционных процессов. Изменение жизненного уровня населения: динамика реальных доходов, дифференциация населения по доходам, дифференциация регионов по уровню доходов. Тема 6. Становление новой финансово-кредитной системы. Становление новой финансово-кредитной системы: изменение банковской структуры и политики, налоговая реформа, новая бюджетная политика. Дефицит бюджета и методы по компенсации. Государственные ценны бумаги, их роль в бюджетной политике. Эффективность использования ГКО, причины и последствия кризиса 1998 г. Тема 7. Эволюция отношений собственности. Эволюция отношений собственности: развитие свободного предпринимательства; разгосударствление экономики и приватизация собственности. Сущность, цели, пути, модели, варианты, этапы приватизации. Оценка эффективности и перспектив приватизационных процессов в России. Тема 8. Структурная перестройка экономики. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики. Основные причины и направления структурных реформ. Их этапы, эффективность. Проблемы инвестиционной политики. Тема 9. Формирование инфраструктуры хозяйствования. Формирование инфраструктуры хозяйствования: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и компаний, консалтинговых, страховых, аудиторских, информационных, маркетинговых, риэлторских и других компаний, особых экономических зон. Тема 10. Развитие конкуренции. Особенности становления конкурентного процесса в России. Монополизм и антимонопольная политика.
  • Кризисы в современной российской экономике
    Тема 11. Кризис 1998 года. Кризис 1998 года, его внешние и внутренние причины, последствия, создание предпосылок для структурных изменений в экономике. Тема 12. Кризис 2008 – 2009 гг. Кризис 2008 – 2009 гг., его внешние и внутренние причины. Оценка антикризисной политики российского правительства. Сравнение с антикризисной политикой других стран. Создание предпосылок для модернизации и инноваций. Проблемы «инновационного прорыва».
  • Эволюция роли государства в переходной экономике России
    Тема 13. Изменение функций государства. Законодательная деятельность, правовой контроль, реформирование монитарной политики. Социальная политика государства. Изменение в налоговой политике. Фискальная политика. Тема 14. Внешнеэкономическая политика государства. Реформирование внешнеэкономической политики России в связи с вступление страны в ВТО и отменой поправки Джексона-Вэника. Влияние новой внешнеэкономической политики на развитие экономики.
  • Экономическая стратегия государства
    Тема 15. Оценка современной экономической ситуации. Показатели экономической динамики. Дискуссия о стратегиях дальнейшего развития экономики. Влияние процессов глобализации на российскую экономику. Основные задачи и направления развития российской экономики. Основные сценарии развития: сравнительный анализ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Студенты делятся на группы, выбирают тему из списка, и письменно выполняют работу объемом до 5 страниц, обязательно аргументируя результат, полученный в ходе выполнения работы. На контрольную работу выносятся вопросы по темам 1,2,3,4,5,6,7,8,9 и 10.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    В рамках курса «Российская экономика» в качестве самостоятельной работы студенты критически и подробно проводят разбор практических ситуаций, кейсов и видеокейсов по темам разделов III,IV и V.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль проводится очно, в письменном виде , является кумулятивным и охватывает все темы по данной дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.4 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Розанова Н. М. - НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 348с. - ISBN: 978-5-534-06052-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nacionalnaya-ekonomika-v-2-ch-chast-1-434517
  • Розанова Н. М. - НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-06053-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nacionalnaya-ekonomika-v-2-ch-chast-2-434518

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Денежно-кредитная и финансовая политика государства: Учебное пособие / П.Н. Тесля, И.В. Плотникова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 174 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (обложка) ISBN 978-5-16-004971-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/372211
  • Кузнецова Г. В. - РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 393с. - ISBN: 978-5-534-06671-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rossiya-v-sisteme-mezhdunarodnyh-ekonomicheskih-otnosheniy-433220
  • Прокушев Е. Ф., Костин А. А. ; Под ред. Прокушева Е.Ф. - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 450с. - ISBN: 978-5-9916-9615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-431851