Магистратура
2020/2021





Современная экономическая политика государства
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент менеджмента
Где читается:
Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Зуева Елена Львовна
Прогр. обучения:
Государственное и муниципальное управление
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В результате освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать: • знать основные параметры экономического развития России в рамках командной модели с 1917 по 1985 г. и в период реформирования экономики с 1985 по 1991 г.; понять специфику и особенности переходной экономики России. Иметь системное представление: • об особенностях экономического развития Пермского края. Уметь: • четко определять причины перехода России к рыночной экономике; ориентироваться в направлениях рыночных реформ, их содержании, результатах, проблемах; оценивать перспективы, направления, варианты дальнейшего развития российской экономики. Обладать навыками: • системного анализа процессов и явлений современной российской экономики.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Современная экономическая политика государства» в области обучения являются: - ознакомление студентов со спецификой и особенностями переходной экономики России, формирование представления об основных направлениях рыночных реформ и о перспективах развития экономики России. - формирование целостного представления о национальной хозяйственной системе, содержании организационной, методической, и регулирующей деятельности органов государственной власти, а также коммерческих структур в области экономики. Целями дисциплины в области воспитания личности являются: - формирование необходимых студенту социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует знание основных теоретических положений
- Умеет аргументировать результат, полученный в ходе выполнения работы
- Умеет изучать научную и иную литературу, умеет находить дополнительную информацию, позволяющую глубже разбираться в некоторых вопросах
- Умеет выделять при работе с разными источниками необходимую информацию, которая требуется для полного ответа на вопросы плана семинарского занятия
- Умеет осуществлять анализ выбранных источников информации и готовить собственное выступление по обсуждаемым вопросам
Содержание учебной дисциплины
- Экономика России в условиях командной модели управленияТема 1. Управление экономикой в рамках командной модели в период с 1917 по 1985 гг. Становление командной модели управления экономикой. Модель «военного коммунизма», ее параметры и последствия. Модель НЭПа: ее параметры и результаты. Построение командно-административной модели управления, ее цели, способы их достижения, оценка эффективности управления советской экономикой в 30-е – 40-е годы XX века. Попытка реформирования управления экономикой в 50-е – 60-е годы. Хрущевские реформы. Хозяйственная реформа 1965 года, оценка эффективности ее реализации. Особенности управления экономикой в 70-е годы – начале 80-х годов. Тема 2. Управление экономикой в 1985 – 1991 гг. Попытки реформирования командной экономики. Начало тотального экономического кризиса, его характеристики. Программы перехода к рынку. 1991 год: реформы Павлова. Причины перехода к рынку. Тема 3. Переходная экономика: аспекты анализа Сущность переходной экономики. Варианты перехода к рынку и роль государства: опыт других стран. Микро – и макроэкономические аспекты анализа переходной экономики России. Особенности переходной экономики России.
- Формирование рыночной экономики в России. Институциональные реформыТема 4. Либерализация экономики в 1992 г. Либерализация экономики в 1992 г.: необходимость, сущность, основные параметры (либерализация цен, хозяйственных связей, валютного курса, внешнеэкономической деятельности). Позитивные последствия либерализации. Инфляция, ее причины, параметры, стабилизация денежного обращения, дальнейшие тенденции инфляционных процессов. Изменение жизненного уровня населения: динамика реальных доходов, дифференциация населения по доходам, дифференциация регионов по уровню доходов. Тема 5. Становление новой финансово-кредитной системы Становление новой финансово-кредитной системы: изменение банковской структуры и политики, налоговая реформа, новая бюджетная политика. Дефицит бюджета и методы по компенсации. Государственные ценны бумаги, их роль в бюджетной политике. Эффективность использования ГКО, причины и последствия кризиса 1998 г. Тема 6. Эволюция отношений собственности Эволюция отношений собственности: развитие свободного предпринимательства; разгосударствление экономики и приватизация собственности. Сущность, цели, пути, модели, варианты, этапы приватизации. Оценка эффективности и перспектив приватизационных процессов в России. Тема 7. Структурная перестройка экономики Отраслевая и секторальная структура национальной экономики. Основные причины и направления структурных реформ. Их этапы, эффективность. Проблемы инвестиционной политики. Тема 8. Формирование инфраструктуры хозяйствования Формирование инфраструктуры хозяйствования: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и компаний, консалтинговых, страховых, аудиторских, информационных, маркетинговых, риэлторских и других компаний, особых экономических зон. Тема 9. Развитие конкуренции. Особенности становления конкурентного процесса в России. Монополизм и антимонопольная политика.
- Кризисы в современной российской экономикеТема 10. Кризис 1998 года. Кризис 1998 года, его внешние и внутренние причины, последствия, создание предпосылок для структурных изменений в экономике. Тема 11. Кризис 2008 – 2009 гг. Кризис 2008 – 2009 гг., его внешние и внутренние причины. Оценка антикризисной политики российского правительства. Сравнение с антикризисной политикой других стран. Создание предпосылок для модернизации и инноваций. Проблемы «инновационного прорыва».
- Эволюция роли государства в переходной экономике РоссииТема 12. Изменение функций государства. Законодательная деятельность, правовой контроль, реформирование монитарной политики. Социальная политика государства. Изменение в налоговой политике. Фискальная политика. Тема 13. Внешнеэкономическая политика государства. Реформирование внешнеэкономической политики России в связи с вступление страны в ВТО и отменой поправки Джексона-Вэника. Влияние новой внешнеэкономической политики на развитие экономики.
- Экономическая стратегия государстваТема 14. Оценка современной экономической ситуации. Показатели экономической динамики. Дискуссия о стратегиях дальнейшего развития экономики. Влияние процессов глобализации на российскую экономику. Основные задачи и направления развития российской экономики. Основные сценарии развития: сравнительный анализ.
Элементы контроля
- Контрольная работа
- Аудиторная работа
- Самостоятельная работа
- ЭкзаменЭкзамен проводится в форме теста с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе moodle (https://et.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Аудиторная работа + 0.4 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Розанова Н. М. - НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 348с. - ISBN: 978-5-534-06052-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nacionalnaya-ekonomika-v-2-ch-chast-1-434517
- Розанова Н. М. - НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-06053-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nacionalnaya-ekonomika-v-2-ch-chast-2-434518
- Стратегия и экономическая политика государства : учеб. пособие / Е.Н. Ведута. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: https://new.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/2270. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/947796
Рекомендуемая дополнительная литература
- Денежно-кредитная и финансовая политика государства: Учебное пособие / П.Н. Тесля, И.В. Плотникова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 174 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-004971-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/226528